Формы занятий физическими упражнениями: построение и структура учебных занятий, общая и моторная плотность занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.

Файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока.  Наблюдающий последовательно  в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются  в протокол.  Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй - на четвертой минуте, последний - после окончания урока.

Ведущий протокол сначала  записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие.

Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного  в графе 3, от очередного показателя секундомера.

В протоколе фиксируется  все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.

Все нецелесообразные затраты  на работу и отдых определяются сразу  по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус».

После окончания урока  время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения  плотности занятия.

Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего занятия ( 2 часа). 

 

 

 

Общая                   сумма времени, затраченного рационально Х 100%

плотность     =

урока                                       2 часа (время занятия) 

 

Однако, определяя общую  плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий , постановку задач, сообщение следующего задания и др.

Поэтому,  кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность. 

 

Моторная          Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100%

плотность    =

урока                                        2 часа (время занятия) 

 

 

 

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно  найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности  учителя  вспомнить и  осмыслить наблюдаемое на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 % , в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям.

Это обусловлено неодинаковыми  возможностями и условиями организации  работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

·            Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое  количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет;  избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество  детей.

·            Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные  снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.

·            Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх - мячами,  на соответствующих уроках - лыжами, коньками, клюшками и др.

·            Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.

·            Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.

·            Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.

·            Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.

·            Широкое использование дополнительных заданий.

Общая и моторная плотность занятия

Проблема оптимизации  нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия. 
Общая плотность – отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями. 
К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины. 
При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности. 

Моторная плотность –  отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий. 
Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.

 

Список литературы:

    1. Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян – Учебное пособие для высших учебных заведений: Основы методики физического воспитания школьников. Москва, 1989г.
    2. Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын – Учебное пособие: Физическая культура. Москва, 1998г.
    3. В. А. Головина, В. А. Маслякова – Учебник: Физическое воспитание. Москва, 1983г.
    4. Б. А. Ашмарин – Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва, 1978г.

Информация о работе Формы занятий физическими упражнениями: построение и структура учебных занятий, общая и моторная плотность занятий