Формирование компетенций у бакалавров по дисциплине физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………3
2.Основная часть…………………………………………………………..4
2.1.Социальные функции физической культуры в вузе………………...4
2.2.Физическая культура студента……………………………………….5
2.3.Физическая культура-часть общечеловеческой культуры……………..8
3.Заключение……………………………………………………………10
4.Список используемой литературы…………………………………11

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.16 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

«Ухтинский горно-нефтяной колледж»

 

 

 

Реферат

по дисциплине  «физическая культура»

на тему:

 «Формирование компетенций у бакалавров по дисциплине

физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр.ИС-11                                                  Проверил:                                                                                  

 

г.Ухта, 2013

1.Введение…………………………………………………………………3

2.Основная  часть…………………………………………………………..4

2.1.Социальные  функции физической культуры  в вузе………………...4

2.2.Физическая  культура студента……………………………………….5

2.3.Физическая культура-часть общечеловеческой культуры……………..8

3.Заключение……………………………………………………………10

4.Список  используемой  литературы…………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В соответствии с государственным  образовательным стандартом высшего  профессионального образования  физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные  знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают  духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная  и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма

В последнее  десятилетие в Российской Федерации  предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального  образования в международное  образовательное пространство. В  первую очередь, речь идет о вхождении  России в Болонский процесс, о  повышении гибкости образовательных  программ, о преодолении ранней узкой  специализации, о внедрении федеральных  государственных образовательных  стандартов (далее  – ФГОС, стандарты) профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации в выборе технологий и методик обучения.

В комплексе  задач, предусмотренных Государственной  программой Российской Федерации «Развитие  образования» на 2013–2020 годы особое место  занимают вопросы обеспечения здоровья учащихся как необходимого фактора  в подготовке компетентного специалиста  – квалифицированного работника  соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Учебная дисциплина «Физическая культура» относится  к федеральному компоненту цикла  Б.4 «Обще-гуманитарных и социально-экономических  дисциплин» в государственном образовательном  стандарте высшего профессионального  образования третьего поколения.

Физическая  культура в вузе выполняет следующие  социальные функции:

1)преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

2) интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

3) проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

4) проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

5) ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

6) коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

7) социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

Результаты освоения ООП  бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

             Важным критерием в формировании компетенций в области физической культуры я считаю мотивацию к спорту, физической культуре, желание получить знания в области физической культуры, стремление, самооценка, уверенность.

Мотивационно-ценностный компонент  отражает активно положительное  эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность  в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ  жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере  физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические, знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Знания необходимы для  самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере  физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение  студента и придают его поступкам  особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны  с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение. Отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно  выделить следующие мотивы:

* физического совершенствования,  связанный со стремлением ускорить темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

* соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

* подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

* комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к  занятиям физической культурой и  спортом важны и интересы. Они  отражают избирательное отношение  человека к объекту, обладающему  значимостью и эмоциональной  привлекательностью. Когда уровень  осознания интереса невысок, преобладает  эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую  роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности  человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание  обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.

В структуре интереса различают  эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению  к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его  показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность  физическим Я и др. Второй компонент  связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают  на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

* с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

* с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

« с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет  определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и  личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное  отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное  отношение отличается расплывчатыми  мотивами, неясностью и неконкретностью  целей, аморфностью и неустойчивостью  интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Информация о работе Формирование компетенций у бакалавров по дисциплине физическая культура