Физкультурно-оздоровительная работа в местах массового отдыха и досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, оказывая огромное влияние на развитие экономического базиса, предъявляет качественно новые требования к надстройкам, и в первую очередь - к всестороннему воспитанию составной части производительных сил человека. В этой связи особую значимость приобретает проблема совершенствования форм, методов и средств массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1. Теоретический аспект ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в местах массового отдыха и досуга...……………………………………….................................................. 7
1.1. Понятие и сущность физкультурно-оздоровительной работы ........7
1.2. Порядок наделения территории статусом «место массового отдыха населения»..............................................................................................................10
1.3. Виды и формы массового отдыха и досуга........................................13
1.4. Деятельность парков по организации массового отдыха и досуга 22
1.5. Основные виды парков массового отдыха и досуга.........................24
Резюме ПО I ГЛАВЕ…………….……………………………………..27
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….29
2.1. Методы исследования ……………………………………………….29
2.2. Организация исследования …………………………………….........30
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………32
3.1. Места для массового отдыха и досуга в городе...............................32
3.2. Характеристика городского парка культуры и отдыха....................33
3.3. Специфика организации отдыха и развлечений в городском парке культуры и отдыха.................................................................................................34
3.4. Анализ результатов анкетирования....................................................37
Резюме по III главе............................................................................41
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………... 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………

Файлы: 1 файл

физкультурно-оздоровительная работа.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

В связи с тем, что физическая культура и спорт являются универсальным средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения населения, в работе органов местного самоуправления основное внимание следует уделить тем направлениям физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такими направлениями являются:

- организация физкультурно-спортивной  работы с населением по месту  жительства;

- развитие материально-спортивной  базы дворовых территорий;

- развитие детского спорта;

- организация и проведение социально значимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

- пропаганда здорового образа  жизни [21].

Настоящая система организации массовой физической культуры по месту жительства населения, сохранившаяся с советских времен, неэффективна в новых социально-экономических условиях [21].

Сегодня основная нагрузка в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства приходится на детско-подростковые клубы, которые в большинстве случаев ориентированы на организацию досуга детей и подростков, используя самые различные формы занятий, в которых физическая культура и спорт - далеко не на первом месте. При этом организацией физкультурно-спортивной работы с населением зрелого и пожилого возраста практически никто не занимается [21].

Следует сказать, что порою достаточно трудно получить надежные данные в отношении пожеланий и интересов различных групп населения в области спортивно-оздоровительных услуг, которые хотели бы иметь в месте своего проживания или работы, а также в отношении степени их участия [23].

 

1.2. Порядок наделения территории статусом «место массового отдыха населения»

 

Согласно п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001, к местам массового отдыха населения следует относить «территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе)» [1].

Выделение той или иной территории муниципального образования и придание ей статуса «место массового отдыха населения» осуществляются органами местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствующих муниципальных правовых актах.

К местам массового отдыха населения муниципальные правовые акты относят зоны рекреационного назначения, согласно которому в ч. 11 ст. 35 «Виды и состав территориальных зон» гл. 4 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК РФ), понимаются «зоны в границах территории муниципального образования, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом» [2].

Зоны рекреационного назначения определяются в результате градостроительного зонирования (гл. 4 ГрК РФ) и закрепляются в документах территориального планирования муниципального образования. После этого уполномоченный орган местного самоуправления придает данным территориям (зонам) статус мест массового отдыха населения, закрепив свое решение в муниципальном правовом акте, который согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131 - ФЗ вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) [2].

В «Правилах благоустройства территории муниципального образования города Набережные Челны»  в разделе «Благоустройство на территориях рекреационного назначения» в подразделе «Зоны отдыха» пункта 268 говорится, что «зоны отдыха - территории, предназначенные и обустроенные для организации активного массового отдыха, купания и рекреации» [6].

В пункте 274 подраздела 5.3. «Парки» говорится, что «на территории муниципального образования проектируются следующие виды парков: многофункциональные, специализированные, парки жилых районов. Проектирование благоустройства парка зависит от его функционального назначения. На территории парка более 10га рекомендуется предусматривать систему местных проездов для функционирования мини-транспорта, оборудованную остановочными павильонами (навес от дождя, скамья, урна, расписание движения транспорта)» [6].

Многофункциональный парк обычно предназначен для периодического массового отдыха, развлечения, активного и тихого отдыха, устройства аттракционов для взрослых и детей (пункт 275, подраздела 5.3 «Парки») [6].

Специализированные парки муниципального образования предназначены для организации специализированных видов отдыха. Состав и количество парковых сооружений, элементы благоустройства, как правило, зависят от тематической направленности парка, определяются заданием на проектирование и проектным решением (пункт 280, подраздела 5.3 «Парки») [6].

Парк жилого района обычно предназначен для организации активного и тихого отдыха населения жилого района. На территории парка следует предусматривать: систему аллей и дорожек, площадки (детские, тихого и активного отдыха, спортивные). Рядом с территорией парка или в его составе может быть расположен спортивный комплекс жилого района, детские спортивно-игровые комплексы, места для катания на роликах (пункт 282, подраздела 5.3 «Парки») [6].

Зонирование парковой территории имеет целью установить взаимное расположение и размер участков (зон) для каждого вида деятельности в парке. Размещение этих зон в парке зависит от их назначения, расположения главного входа, природных данных, наличия вблизи парка культурно-просветительных, спортивных и других сооружений города. Естественно, что каждая зона отличается своими особенностями планировки и имеет свое специальное оборудование [20].

Основное назначение городского парка - обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач, определяются содержание и форма работы парка и соответствующие функциональные зоны. Можно свести к следующим функциям и зонам: 

1) политико-воспитательная работа, к которой относятся все виды информации и пропаганды в виде лекций, докладов, бесед, консультаций, выставок и т. д., митинги, народные гулянья и празднества; 

2) физкультурно-массовая работа, предполагающая  вовлечение посетителей в массовые  виды спорта, а также организацию спортивных соревнований и спартакиад; 

3) культурно-просветительная работа, проводимая с целью расширения  и углубления общекультурного  уровня посетителей: читальни, организация  выставок, докладов и консультаций, показ фильмов и др.;

4) художественная работа, которая заключается в ознакомлении посетителей с образцами классического и советского искусства через театральные, эстрадные, цирковые представления. Кроме того, организуются различные виды самодеятельности, массовое обучение танцам, пению, устраиваются конкурсы [20].

 

1.3. Виды и формы отдыха и досуга

 

Отдых - это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение функциональных возможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физической работы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности.

На сегодняшний день можно выделить три формы явного отдыха:

  • активный;
  • пассивный;
  • комбинированный.

Под активным отдыхом понимается такой отдых, во время которого человек занимается целенаправленной деятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущей физической работы. Активный отдых может иметь три разновидности - двигательный, недвигательный и смешанный.

Под пассивным отдыхом понимается такой отдых, во время которого отсутствует целенаправленная двигательная деятельность.

Комбинированный отдых представляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха, в котором зачастую практически невозможно выделить тот или иной вид активного или пассивного воздействия.

Существует ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых большое значение имеют: свободная товарищеская беседа, игра, любительское художественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ [13].

Свободная товарищеская беседа. Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми или даже незнакомыми людьми, обмен новостями, суждениями по самым различным вопросам - одна из необходимых форм свободного времяпровождения. У многих людей ежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивый элемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха, особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или может в них участвовать.

Изолированные от таких контактов, люди ощущают это как лишение. Менеджерам парков отдыха нужно учитывать эту важную и распространённую потребность человека.

Повседневные встречи могут проходить вне стен Домов культуры - в гостях, во дворе, на улице и т.д. Но из этого нельзя делать вывод, что люди сами найдут, где встретиться, и тут беспокоиться не о чем. Даже столь бесхитростное занятие, как беседа, требует определённых условий и удобств. Но ещё важнее другое: отсутствие доступного всем «общественного домашнего очага» создаёт предпосылки для возникновения обособленных, не испытывающих на себе общественного влияния микрогрупп. Следовательно, если игнорировать потребность людей в повседневных дружеских встречах и беседах, то будет удовлетворяться не всегда в желательной для общества форме.

Возникающая на отдыхе товарищеская беседа всегда обладает определённой информационной ценностью. Люди узнают здесь интересующие новости, обсуждают последние события, делятся впечатлениями. Отличительными чертами товарищеских бесед являются свобода, непринуждённость, внутренняя и внешняя терпимость к позициям собеседника, бескорыстная взаимозаинтересованность, и взаиморасположение. Такие беседы по природе своей не могут и не должны быть тягостными, неприятными. Как только происходит падение взаимного интереса, контакт естественным образом прекращается.

Общение в процессе отдыха накладывает определённые ограничения на содержание бесед. Здесь не следует вести слишком серьёзных разговоров и долго обсуждать одну и ту же тему. Во время отдыха нежелательно также вступать в острую полемику, усиленно переубеждать собеседника, требовать абсолютного внимания. В таких беседах можно говорить, не соблюдая тщательной логики, перескакивая с предмета на предмет, особенно не заботясь о стройной речи. Безупречность отдельных высказываний в данном случае не очень важна: во время отдыха происходит эмоциональное самовыражение, обмен накопившимися впечатлениями. Партнера по такой беседе ценят не только за ум и эрудицию, но и за то, что с ним легко, что он умеет понять и выслушать. Это общение допускает значительные культурные различия, но обязательно требует психологической близости.

Деловой мир со свойственными ему функциональными связями зачастую не позволяет в полной мере ощутить и выразить то, что относится к сфере эмоциональной жизни. В делах, в спешке люди в какой - то мере теряют свою душевную восприимчивость и отзывчивость. Между тем ответная реакция и доброе сочувствие очень часто не только желательны, но и необходимы человеку. В контактах, осуществляемых на личностном интимно - эмоциональном уровне, человек особенно остро осознаёт свою нужность людям, свою причастность к окружающей жизни [22].

Игра. Игра - социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно - игровые занятия трактовались как специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения [28].

В жизни взрослого игра занимает более скромное место, чем в жизни ребёнка. Существенно изменяются и её мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людей совершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестаёт влиять на развитие личности.

Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями [28].

Игре присуща своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижение материальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматривает игру как источник радости и наслаждения. Игровой деятельности чужды сложные опосредования между мотивами и поведением. Игровая деятельность представляет собой совокупность действий, которые интересны для человека в их прямом, непосредственном содержании. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому, что нравится [28].

Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: в ходе её человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагает владение определёнными способами действия.

Информация о работе Физкультурно-оздоровительная работа в местах массового отдыха и досуга