Физиология сорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине 19 века. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребенка на много меньше. Этот факт требовал рационального объяснения.

Файлы: 1 файл

Дайте определение и опишите функциональные пробы.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

    Для определения  темпов развития ребенка необходимо располагать информацией о ежемесячных прибавках массы тела. Примерная формула ежемесячной прибавки массы тела на первом году жизни:

    М=800-50n,

    Где М –  масса тела, n – число месяцев.

    Формула для  определения средней массы тела после первого года жизни:

    М = 10,0кг + 2n,

    Где 10,0 – средняя  масса тела ребенка; n – число  лет; 2 средняя прибавка в массе тела за год.

    Оценка  методом индексов физического развития.

    Метод основан  на расчете индексов – числовых соотношений между отдельными антропометрическими признаками. При использовании антропометрических индексов следует иметь в виду, что для детского возраста характерны асимметрия и отклонения, меняющиеся в динамике роста. Значения различных индексов часто не совладают.

    В качестве оценки состояния питания используется массо-ростовый индекс. Индекс массы  тела применяется для оценки состояния  питания детей старшего возраста. Вычисляется как отношение массы тела к его длине, возведенной в квадрат.

    Оценка  антропометрических данных центильным методом.

    При оценки антропометрических данных этим методом пользуются соответствующими таблицами центельного типа. Метод позволяет, в какой интервал попадают величины измерения данного ребенка, оценить его морфологический тип и , в случае выявлении отклонения от нормы, определить степень нарушений.

    Классификация морфологических  типов при оценке центильным методом:

    А) при нормальной длине тела (25-75 центиль)

    1. нормосомия  – нормальная масса тела (25-75 центиль);

    2. пахисомия  – избыточная масса тела (75-97 центиль);

    3. лептосомия  – дефицит массы тела (3-25 центиль)

    Б) при избыточной длине тела (75-97 центиль)

    1. гиперсомия – избыточная, но соответствующая данной длине масса тела (75-97 центиль);

    2. макросомия  – дефицит массы тела (3-25 центиль)

    В) при недостаточной  длине тела (3-25 центиль):

    1. микросомия  – избыточная, но соответствующая  данной длине масса тела (75-97 центиль)

    2. микропахисомия  – избыточная масса (75-97 центиль)

    За пределами 3 и 97 центилнй находятся «зоны атологии».

    О гармоничности  развития судят по результатам средних  оценок, полученных для длины, массы  тела, окружности грудной клетки. Гармоничным  развитием является развитие, если разность номеров центильных интервалов не превышает 1, если разность составляет 2, то развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. В некоторых случаях определяют соматотип по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 16 баллов – к макросоматотипу.

    Оценка  основных показателей  физического развития параметрическим  методом (сигмальный метод).

    В оценочных  таблицах физического развития используются данные антропометрических измерений  больших популяций детей, которые  могут быть объединены по месту проживания, национальности ит.д. При нормальном распределении детей данного  возраста и данного пола рассчитывают средние значения длины тела и квадратичное отклонение.

    Для каждого  возраста и пола составляют таблицы  с указанием для каждого признака средней арифметической (М), среднего квадратического отклонения для  роста (δ) и сигмы регрессии для  массы тела и окружности грудной клетки (δr).

    Отклонения  антропометрических признаков в  пределах 1 δ рассматриваются как варианты нормы для данного признака. Показатели роста для каждого возраста  группируют по величине сигмальных отклонений на 5 групп:

    Низкий –  от М-2 δ и ниже;

    Ниже среднего – от М-1δ до М-2δ

    Средний –  от М-1δдо М+ 1δ

    Выше среднего – от М+ 1δ до М+2δ и

    Высокий –  от М+2δ и выше.

    Для оценки физического  развития наиболее часто используют оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии. При этом для роста необходимо пользоваться δ, а для массы тела и окружности грудной клетки – сигмой регрессии (δr).

    Если масса  тела и окружность грудной клетки соответствуют данному росту, то физическое развитие исследуемого надо считать гармоничным.

    Также используется определение поверхности тела о данным измерения длины и массы тела с помощью нормограммы. Поверхность тела является в значительной степени интегрирующим признаком физического развития, имеющим высокую корреляционную связь с многими важнейшими функциональными системами организма.

    Расчет величины поверхности тела (S) по Дюбо:

    S = 167,2 × √М×Д,

    Где М –  масса тела в кг; Д – длина  тела в см. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5. Какие рефлексы относятся к стойким пожизненным автоматизмам? Назовите их. 

      К стойким  пожизненным автоматизмам относятся: роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный, рефлекс.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    6. Что является основой  успешного профессионального самоопределения школьника? 

      Важнейшими  психологическими предпосылками успешного  профессионального самоопределения  являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная  зрелость и саморегуляция личности.

      В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13 – 14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это всвидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    7. Перечислите основные причины утомления и переутомления школьников. 

Утомление – временное снижение физической и умственной работоспособности. Утомление проявляется у детей снижением внимания и усилением двигательного беспокойства. Недоучет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся противостоять утомлению может привести к переутомлению.

Причины:

  1. неправильная организация труда и учебного процесса в целом;
  2. несоответствие учебной нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка и подростка;
  3. игнорирование гигиенических требований к режиму и условиям обучения;

Биологическое значение утомления двойное:

  1. с одной стороны оно является защитной охранной реакцией от чрезмерного истощения организма,
  2. с другой стороны – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

    О начале у  томления школьника свидетельствуют следующие признаки:

    1. снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильный ответ, удлинение времени выполнения рабочей операции);
    2. ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
    3. ухудшение регуляции физиологических функций(нарушается сердечный ритм и координация движений);
    4. появление чувства усталости.

У школьника  во время обучения может наблюдаться  не только утомление, но и переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной и длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    8. C какого возраста вырабатываются условные рефлексы на обонятельные раздражители? 

      Рецепторы обонятельной сенсорной системы  расположены в области верхних  носовых ходов. Обонятельный эпителий содержит рецепторные клетки. Общее  число обонятельных рецепторов у  человека – 10млн. При контакте чувствительных волосков рецепторов с молекулами пахучих веществ в рецепторе генерируется потенциал, который по волокнам обонятельного нерва достигает обонятельной луковицы (первичного нервного центра обонятельного анализатора).

      Обонятельные  рецепторы обладают большой чувствительностью  и представляют собой обонятельные волоски – «антенны» для поиска и восприятия пахучих веществ. На поверхности волосков рассоложены  рецептивные участки определенной формы, размера и заряда, к которым молекулы пахучих веществ комплементарны. Есть вероятность присутствия обонятельного пигмента, который под влиянием пахучих веществ обесцвечивается, что вызывает освобождение энергии и возникновение нервного импульса. Возникшие биопотенциалы распространяются по обонятельным путям до коры больших полушарий.

    Прогрессивное развитие рецепторов в онтогенезе заканчивается  уже в эмбриональном периоде.

      С первых дней рождения ребенка возможны реакции  на запаховые раздражители. Чувствительность обонятельного анализатора определяется по мимической реакции ребенка при поднесении к носу ваты, смоченной пахучим раствором. Чувствительность обонятельного анализатора увеличивается с возрастом. Полученные в результате исследований данные свидетельствуют о низкой возбудимости обонятельного анализатора новорожденных. У детей 5-6 лет она остается меньшей, чем у взрослых. Уровня взрослого человека величина достигает к 14 годам.

    Условные рефлексы на обонятельные раздражители и дифференцировки начинают вырабатываться с двух месяцев, но лишь на четвертом месяце возрастает прочность и точность дифференцировок.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    9. За счет каких  факторов осуществляется  функция эпифиза? 

      Функция эпифиза связана со степенью освещенности организма, т.е. имеет суточную периодичность. Мелатонин – гормон эпифиза, секретируется под влиянием импульсов от сетчатки глаза (в темноте повышение, на свету – снижение уровня гормона). Он угнетает функции гипофиза, особенно, выработку ГТГ, задерживает преждевременное развитие половых желез, формирует цикличность половых функций, определяет длительность овариально- менструального цикла. Мелатонин является биологическим регулятором сна, настроения и сексуальной активности.

      Рецепторы к мелатонину имеются во всех органах. Мелатонин является передатчиком основного эндогенного ритма, генерируемого ядрами гипоталамуса, и корректирует его в соответствии с ритмами окружающей среды.

      Мелатонин участвует в регуляции адаптационных  процессов. Уровень его колеблется в зависимости от пола, возраста, сна, освещенности, темноты, времени года, температуры окружающей среды, воздействие электромагнитных полей.

      В грудном  возрасте функциональная активность железы высокая. Но уже в конце первого  года жизни происходит перестройка  ее структуры: уменьшается количество клеток активной паренхимы, снижается кровоснабжение. Далее с возрастом функциональная активность эпифиза снижается. Если в силу каких-либо причин отмечается ранняя инволюция железы, то это сопровождается и более быстрыми темпами полового созревания. Но следует отметить, что полной атрофии эпифиза не происходит даже в глубокой старости. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Физиология сорта