Физиология сорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине 19 века. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребенка на много меньше. Этот факт требовал рационального объяснения.

Файлы: 1 файл

Дайте определение и опишите функциональные пробы.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

1. Опишите исторический  период становления  возрастной физиологии. 

     Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно  – во второй половине 19 века. Вскоре после открытия закона сохранения энергии  физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребенка на много меньше. Этот факт требовал рационального объяснения.

     Немецкий  физиолог Макс Рубнер провел изучение скорости энергетического обмена у  собак разного размера и обнаружил, что более крупные животные в расчете на 1кг массы тела расходуют энергии значительно меньше, чем мелкие.

     Выдающийся  представитель русской педиатрической школы доктор Н.П.Гундобин еще в  самом начале 20 века, утверждал, что  ребенок не просто маленький, он еще во многом не такой, как взрослый. Его организм устроен и работает иначе, причем на каждом этапе своего развития детский организм прекрасно приспособлен к тем конкретным условиям, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни.

     Наиболее  отчетливо центральную проблему физиологии развития сформулировал  в 20е годы 20века немецкий врач и физиолог Э.Гельмрейх. он утверждал, что различия между взрослым и ребенком находятся  в двух плоскостях, которые необходимо рассматривать о возможности независимо, как два самостоятельных аспекта: ребенок как маленький организм и ребенок как развивающийся организм.

     Ведущее учреждение в России, обеспечивающее разработку проблем физиологии развития и здоровья школьников – институт возрастной физиологии Российской академии образования. Институт был создан в 1944году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время. В течении многих лет им руководил академик А.А.Маркосян.

     К одной из таких принципиальных особенностей относится открытое в конце 30х годов И.А.Аршавским неравномерное развитие симпатических и парасимпатических влияний нервной системы на все важнейшие функции детского организма.

     Проблема  гетерохронности развития органов  и систем стала центральным объектом исследований выдающегося физиолога академика П.К.Анохина. в 40н годы прошлого века им была сформулирована концепция системогенеза, согласно которой последовательность разворачивающих в организме событий выстраивается таким образом, чтобы удовлетворять меняющимся по ходу развития потребностям организма. При этом П.К.Анохин впервые перешел от рассмотрения анатомически целостных систем к изучению и анализу функциональных связей в организме.

Другой выдающийся физиолог Н.А.Бернштейн показал, что  в онтогенезе постепенно формируются и усложняются алгоритмы управления произвольными движениями, причем механизмы высшего управления движениями распространяются с возрастом от наиболее эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к новым структурам, достигая все более высокого уровня «построения движений».

     В 60е годы прошлого столетия физиолог А.А.Маркосян выдвинул концепцию биологической  надежности как одного из факторов онтогенеза.

Таким образом, физиологическая наука располагает в настоящее время огромным объемом  многосторонней информации, касающейся функциональной деятельности любой физиологической системы детского организма и его деятельности как целое. На современном этапе развития медико-биологической науки исследования в области возрастной физиологии продолжаются и углубляются благодаря современным методам исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Дайте определение и опишите функциональные пробы. 

      Функциональные  пробы предназначены для оценки функциональной активности любых физиологических  систем. Этот подход актуален и для исследований в области физиологии развития. С этой целью применяются различного рода функциональные пробы. Например, дозированные нагрузки – для оценки физиологических механизмов работоспособности и утомления (умственные – для выяснения механизмов умственной, а физические – для оценки физической работоспособности); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания – для исследования дыхательной функции; водные и солевые нагрузки – для оценки функциональных возможностях выделительной системы; температурные воздействия – для изучения механизмов терморегуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные робы имеют при изучении системной организации деятельности головного мозга, поскольку, именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организации взаимодействия мозговых структур. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3. Опишите, как наследственные  факторы влияют  на физическое  развитие.  

      Наследуемость показателей функциональной подготовленности, основных двигательных качеств у человека и показатели влияния наследственности на физические качества представлены в таблицах 1 – 3.

    Таблица 1 –  наследуемость и семейное сходство в отношении показателей функциональной подготовленности 

Признак Наследуемость Семейное сходство
Максимальное  потребление кислорода Значительная Значительное
Размер  сердца Значительная Высокое
Систолический объем и сердечный выброс Высокая Высокое
Состав  мышечной ткани Значительная Высокое
Окислительный потенциал мышцы Значительная Высокое
Окисление липидных субстратов Высокая Высокое
Мобилизация липидов Высокая Высокое
 

    Таблица 2 – Наследуемость основных двигательных качеств у человека 

Признак Наследуемость
Время простой двигательной реакции Высокая
Время простых движений Значительная
Максимальная  статическая сила Значительная
Максимальная  динамическая сила Средняя
Скоростная  сила Значительная
Координация Средняя
Гибкость Значительная
Локальная мышечная выносливость Значительная
Глобальная  мышечная выносливость Высокая
 

    Таблица 3 – Показатели влияния наследственности  на физические качества человека 

Номер Показатели Коэффициент наследуемости
1 Скорость простой  двигательной реакции 0,84
2 Скорость сложной  двигательной реакции 0,80
3 Теппинг-тест 0,85
4 Скорость элементарных движений 0,64
5 Скорость сринтерского бега 0,70
6 Максимальная  статическая сила 0,55
7 Взрывная сила 0,68
8 Координация движения рук 0,45
9 Суставная одвижность 0,75
10 Локальная мышечная выносливость 0,50
11 Общая выносливость 0,65
 

      Наследственные влияния на различные физические качества неоднотипны. Проявления генетических влияний на физические качества зависят от :

  1. возраста – больше выражены в молодом возрасте (16 – 24 года), чем в более пожилом;
  2. мощности работы – они увеличиваются при нарастании мощности работы;
  3. периода онтогенеза – для разных качеств имеются различные периоды

    Акселерация – ускорение темпов роста и  развитие детей и подростков, а  так же абсолютное увеличение размеров тела взрослых.

    В настоящее  время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.

    Эпохальная  акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1см, а вес на 60-100граммов. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивной функции.

    Внутригрупповая акселерация –  ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы.

    Во второй половине 20 века стали проявляться негативные проявления акселерации. В первую очередь, это – диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

    Ретардация  – это явление противоположное акселерации, - замедление физического развития и формирование функциональных систем организма детей и подростков.

    Наследственные  ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто они достигают этих величин на 1-2 года позже. Причиной отставания могут служить и перенесенные заболевания. В этих случаях может наблюдаться временная остановка роста, а после выздоровления темпы роста становятся выше, т.е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4. Опишите схему  комплексной оценки  физического развития. 

      Для оценки показателей физического развития существует много методов. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются:

  1. метод эмпирических формул
  2. метод индексов физического развития.
  3. непараметрический (центильный метод);
  4. параметрический (сигмальный метод).

    Метод эмпирических формул является наиболее часто используемым. Он прост и удобен в применении. Недостатком его является погрешность, возрастающая при отклонении антропометрических показателей от долженствующих.

    Уровень признака считается средним, если  не превышает  одного возрастного интервала. Уровень признака явно не соответствует возрасту, если его колебание составляет три возрастных периода. В интервале колебаний величины признака от одного до трех возрастных интервалов возможны как средние показатели, так и пограничные с нормой или явно патологические, что требует привлечение других, более объективных критериев физического развития.

Информация о работе Физиология сорта