Физическое воспитание в учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Хорошее самочувствие, ощущение своей силы делают человека не только физически, но и психологически устойчивым, позволяют ему четче мыслить, увереннее решать сложные задачи. Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это невероятно важно.
Сегодня жизнь требует от каждого из нас полной отдачи. Только человек, не разрушающий свое здоровье вредными привычками, закаленный, крепкий, разумно берегущий и укрепляющий то, что дала ему природа, может успешно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Содержание работы

I Введение.
II Физическое воспитание в средних учебных заведениях.
Задачи и требования.
1. Основные понятия.
2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
3. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.
III Личная и общественная гигиена.
1. Чистота – залог здоровья.
2. Одежда и обувь для занятий физкультуры.
3. Совет врача.
IV Список литературы.

Файлы: 1 файл

Физра.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)


План

I Введение.

II Физическое воспитание в средних учебных заведениях.

Задачи и требования.

1.      Основные понятия.

2.      Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

3.      Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.

III Личная и общественная гигиена.

1.      Чистота – залог здоровья.

2.      Одежда и обувь для занятий физкультуры.

3.      Совет врача.

IV Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все чаще и чаще мы слышим о здоровом образе жизни по радио и с экранов телевизоров, читаем на страницах газет и журналов. Почему же столько внимания уделяется этому вопросу? Причин довольно много. Целый ряд факторов неблагоприятно влияет на наше здоровье: эмоциональные и физические перегрузки, гиподинамия, избыточное и несбалансированное питание, сложная экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны, широкое распространение вредных привычек, нерациональная организация быта. Вместе с тем существует много возможностей ослабить неблагоприятные воздействия, сохранить и укрепить свое здоровье.

Хорошее самочувствие, ощущение своей силы делают человека не только физически, но и психологически устойчивым, позволяют ему четче мыслить, увереннее решать сложные задачи. Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это невероятно важно.

Сегодня жизнь требует от каждого из нас полной отдачи. Только человек, не разрушающий свое здоровье вредными привычками, закаленный, крепкий, разумно берегущий и укрепляющий то, что дала ему природа, может успешно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание в средних учебных заведениях. Задачи и требования.

1.     Основные понятия.

 

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных сил природы, различных систем физических упражнений, спорта.

Спорт – составная часть физической культуры, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся и достижению возможно более высокого результата.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствования физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

 

2.     Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

 

Физическая культура в среднем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе учебно-воспитательного процесса средней школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Не менее важно и то, что физическая культура и спорт воспитывают у студентов естественную потребность в организации здорового образа жизни- одного из параметров целостного гармоничного бытия человека.

С 1994-1995 учебного года в вузах была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. В законе говорится: "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся".

На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден Государственный образовательный стандарт средне профессионального образования.

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано:

      понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

      знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

      владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

      приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Новая учебная программа по физической культуре отражает также "Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года).

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, "социальным заказам" общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества. Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.

Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитывать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс.

 

3. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.

 

Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения.

Учебные занятия проводятся в форме:

      теоретических, практических, контрольных занятий;

      элективных практических занятий (по выбору студентов);

      индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

      самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

      выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

      занятие в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

      массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Физическая культура – единственная учебная дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать физическую подготовленность, развивать и совершенствовать психофизические способности, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

 

 

II. Личная и общественная гигиена.

1. Чистота – залог здоровья.

 

Гигиена по-гречески – целебный, приносящий здоровье. Как отрасль медицины она ставит своей целью путем различных профилактических мероприятий сохранить здоровье человека, сделать его красивее, привлекательнее, интереснее.

Правила и нормы поведения человека в личной жизни, учебе и труде, ставящие задачи воспитание гигиенических навыков в ношении одежды и обуви, гигиены тела, соблюдении режима составляют основу личной гигиены человека.

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание и другие моменты повседневного быта. Личную гигиену необходимо соблюдать всегда и везде: в быту, на производстве, на отдыхе. Особенно она важна для занимающихся физкультурой и спортом. Ведь спортсмен выполняет большой объем физических упражнений.

Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа – не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для правильного выполнения кожей перечисленных функций необходимо содержать ее в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи махровым полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже 2-х раз в день – утром и вечером. Утром лучше умываться холодной водой, она придает бодрость, создает хорошее настроение, а также способствует закаливанию. Полезно ежедневно делать массаж головы специальной щеткой. Такой массаж одновременно усиливает приток крови к корням волос, что укрепляет их и улучшает питание. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях различными видами борьбы и боксом, требующими непосредственного соприкосновения полуобнаженных спортсменов.

Регулярного ухода требуют ноги. Под длинными ногтями скапливается грязь, в которой могут быть различные микробы.

 

2. Одежда и обувь для занятия физкультурой.

 

Спортивная одежда должна быть легкой и соответствовать времени года. К тканям спортивной одежды предъявляются следующие гигиенические требования: малая теплопроводимость, значительная пористость, хорошая воздухопроницаемость, небольшая гигроскопичность, высокая эластичность, прочность и малая усадка при высыхании. Одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращение, дыхание, пищеварение, а также вызывать потертость или раздражения кожи швами, складками, застежками.

Рациональный гардероб должен включать: носки хлопчатобумажные и шерстяные, трусы, майку-футболку, костюм тренировочный трикотажный, и костюм с начесом, шапочку летнюю и теплую, варежки, кеды на 1-2 размера больше обычной обуви, ветрозащитную куртку.

При солнечной погоде и температуре воздуха до +18оС необходимы кеды, носки простые, трусы, майка, летняя шапочка. При понижении температуры воздуха до +10оС следует дополнить ансамбль летним тренировочным костюмом. Если поднимется ветер и пойдет дождь, заменить шапочку на теплую и надеть куртку. При понижении температуры до 0оС необходимо надеть шерстяные носки и костюм с начесом. При более низкой температуре и ветре следует пользоваться более теплой одеждой, трикотажным бельем, шерстяным свитером, ветрозащитной курткой.

Уход за одеждой должен проводиться систематически. Спортивные костюмы необходимо регулярно стирать или чистить и проветривать на открытом воздухе и на солнце. После каждой тренировки футболки и трусы, купальные костюмы следует стирать. Ежедневно желательно простирывать и носки.

Основные гигиенические требования к обуви заключаются в том, что она должна соответствовать индивидуальным особенностям стопы и быть удобной при ходьбе, прочной, эластичной, не тяжелой, не скользкой, хорошо защищать стопу и голеностопный сустав от повреждения.

Занимающимся зимними видами спорта рекомендуется иметь обувь большого размера, чтобы можно было надеть вторую пару шерстяных носков или вложить утепленную стельку. Нецелесообразно обертывание ног газетной бумагой, потому что при длительной ходьбе бумага быстро сбивается и способствует образованию потертостей. Обувь так же, как и одежда, требует повседневного ухода. После каждого занятия ее необходимо очищать и просушивать. 

 

3.     Совет врача.

 

Относитесь к выбору, чистоте, удобству своей экипировки очень серьезно. Никогда не ходите в спортивной одежде по улице и в других общественных местах.

Информация о работе Физическое воспитание в учебных заведениях