Физическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Методы исследования: Педагогические наблюдения, анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия физического развития школьников 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом.
Цель работы: дать оценку и анализировать физическое развитие школьников различного возраста.
Исследования проводились на базе общеобразовательных школ города Мозырь.

Содержание работы

Введение 3
1. Физические качества, средства и методы их развития у школьников 4
1.1 Сила и методика ее развития 8
1.2 Быстрота и методика ее развития 13
1.3 Выносливость и методика ее развития 19
1.4 Ловкость и методика ее развития 22
1.5 Подвижность в суставах и методика ее развития 25
2. Основные организационные формы физического воспитания детей
в школе 27
3. Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Мозырь 33

4. Сравнительные данные состояния физического развития детей
в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения

Файлы: 1 файл

физическое воспитание.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

Поэтому основной целью мы ставим сравнительный анализ показателей развития детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Исходя из этого, нами проведен анализ состояния здоровья и работоспособности учащихся детско-юношеских спортивных школ города Рубцовска. Обработке подвергнуто 100 врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения за юными спортсменами. Для сравнения было проанализировано состояние здоровья и работоспособность учащихся общеобразовательных школ г. Рубцовска, не занимающихся спортом (всего 101 человек). Возраст учащихся 13—15 лет. Все они во время медицинского осмотра были отнесены к основной медицинской группе для выполнения государственной программы по физической культуре в школе.[12.с.23]

На основании  нашего анализа можно утверждать, что под влиянием занятий спортом  физическое развитие юных спортсменов было выше, чем у детей, не занимающихся спортом. Так, из 100 школьников-спортсменов физическое развитие ниже среднего было отмечено всего у двух. В то время, как у не занимающихся спортом – у 16. Было обследовано 722 юных спортсмена, у которых выявлено увеличение антропометрических показателей по сравнению со сверстниками и не занимающимися спортом. Так, они были выше на 4,0 см, окружность грудной клетки была больше почти на 2 см, показатели спирометрии на 400 см3. Кроме того, сила кистей также была более выражена у детей, занимающихся спортом: кисти правой — 4,6 кг, левой — 2,1, становой — 17,7 кг.

Анализ состояния сердечно-сосудистой системы отметил наличие систолического шума (64% обследуемых). Однако он был  оценен, как функциональный, не имеющий органической природы. Частота пульса у детей, занимающихся спортом, была меньше и колебание ее было менее выражено. Такое урежение пульса у детей-спортсменов нами рассматривалось не только в возрастном аспекте, но и с нарастанием работоспособности артериального давления (несколько ниже у детей занимающихся спортом).

Реакция на функциональную пробу с 20 приседаниями за 30 секунд у большинства  спортсменов отмечалась только более быстрым восстановлением пульса и артериального давления. Что касается типа реакции, то разницы выявлено не было. Необходимо отметить, что данная проба, по-видимому, не отражает степень работоспособности обследуемых.

Большинство обследованных учащихся ДЮСШ тренируются круглогодично. Но из анализа было выявлено, что непрерывной подготовки (как это предусматривает круглогодичная система тренировок) нет. Так, во время летних отпусков учащиеся, в лучшем случае, получают индивидуальные задания или так называемый активный отдых. Но в практике работы отмечается невыполнение этих заданий. Более того, учащиеся большинства ДЮСШ не тренируются по 1,5-2 месяца в году, не соблюдая принцип переходного и основного периодов в тренировках. Между тем совершенно очевидно, что при высоких требованиях, предъявляемых к тренировкам, обязательным условием должна быть круглогодичная тренировка.

Широкое использование «максимальных» нагрузок в юношеском спорте диктует необходимость допуска к тренировкам только здоровых детей. К сожалению, еще встречаются дети, зачисленные в ДЮСШ, но имеющие различные заболевания. Из этих заболеваний наиболее часто встречаются ревматизм, болезни уха, горла и носа. Наш анализ не дает четкой картины обращаемости к врачу детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Однако, по отдельным ДЮСШ дети, занимающиеся спортом, реже болеют. Но следует учесть тот факт, что в ДЮСШ производят специальный отбор здоровых детей. Несомненно, это сказывается на заболеваемости.[16,с.34]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.

Установлено, что эффективность  физического воспитания в школе  зависит, прежде всего, от оценки исходных уровней физического развития и  физической подготовленности учащихся, по результатам которой должен строиться  и наполняться учебный процесс  по физической культуре. Такой формой оценки физического состояния школьников является комплексный мониторинг, включающий контроль физического развития и  физической подготовленности, оценку физических качеств.

Очень важно  создать в школе такие условия, при которых педагоги, учитывая возможности  учащихся, способствовали бы повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Необходимы не только оптимизация учебных нагрузок, но и разработка критериев их соответствия функциональным резервам, поиск способов коррекции физиологического и психофизиологического состояний организма школьников.

По данным медицинских осмотров, увеличивается  количество учеников с низким уровнем  физического развития: гипертонией, ожирением, дефицитом массы тела, низкорослостью.

В финале намечу перспективу: необходимо проведение комплексных исследований по изучению проблемы формирования у детей здорового образа жизни. Существует хорошая корреляционная связь между положительным отношением к физической культуре и направленностью личности школьников. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино, выставками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Ашмарин,  Б.А. Теория и методика физического  воспитания. / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1990. – 235 с.

2. Бальсевич, В.К. Физическая  культура для всех и для  каждого. / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 208 с.

     3. Бутакова В. М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.. Первое сентября, 2000.

4. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная    работа   с   учащимися. / Н.Н. Верцинская. – Мн.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.

5. Гогунов, Е.H. Психология физического воспитания и спорта. / Е.Н. Гогунов, Б.Н. Мартъенов. – М.: ФиС, 2000. – 264 с.

6. Гутько, И.П. Азбука здоровья. / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Заборовский. – Мн.: Полымя, 1988. – 175 с.: ил.

7. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 303 с.

8. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. / Ю.И. Евсеев. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.

9. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология. / Т.П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2005. – 608 с.

10. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.

11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов институтов физической культуры. / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.

          13. Мызан Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов фак. Физ. Культуры. - Хабаровск: ХГПУ, 1998. - 95 с.

14.Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников. / Г.П. Сальникова. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.

15. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта. / Ф.П. Суслов. – М.: ФиС, 1997. – 105 с.

16. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания.  – М.: «Физкультура и спорт», 1978.

17.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов. – М.: ФиС, 2000. – 348 с.

18. Шпак, В.Г. Основы теории и методики преподавания физической культуры: учеб. пособие. / В.Г. Шпак. – Мн: Беларус. Энцыкл. iмя П. Броукi, 2010. – 230 с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Развитие  аэробных и анаэробных возможностей организма

Факторы

Аэробные возможности (потребление кислорода)

Анаэробные возможности

 

 

креатинофосфатный механизм

гликолитический механизм

Интенсивность работы

Приблизительно 75-85% от максимальной

95% от максимальной

90-95% от максимальной

Продолжитель-ность разовой нагрузки

Не больше I- 1,5 мин

3-8 мин

20 с-2 мин

Длительность интервалов

Не больше 3-4 мин (оптимально 45—90 с)

2-3 мин между повторениями, 7-10 мин между сериями повторений (в каждой серии— 4-5 повторений)

сближающаяся (между 1-м и 2-м повторением—5-8 мин, между 2-м и 3-м— 3-4 мин, между 3-м и 4-м—2-3 мин)

Число повторений

Определяется подготовленностью  занимающихся (моментом наступления утомления)


 

 




Информация о работе Физическое воспитание школьников