Физическое воспитание и организация физкультурных занятий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:29, реферат

Описание работы

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Разные странны из века в век придавали большое значение физическому воспитанию, потому что с помощью него в итоге можно получить «идеального» человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Физическое воспитание………………………………………………..4
2.Физкультурные занятия………………………………………………..5
2.1.Задачи, структура и типы занятий…………………………………..6-8
2.2.Способы организации детей…………………………………………8-10
3.Физкультминутка и физкультпауза……………………………………11-12
4.Спортивно-массовая работа в школе………………………………….12-13
5.Список литературы……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

реферат о анатомии.doc

— 38.40 Кб (Скачать файл)

 Эффективность обучения физическим  упражнениям обеспечивается с  помощью различных способов организации  детей. Эти способы при выполнении  движений оказывают влияние на  количество повторений за отведенное  время, обеспечивают управление  педагогом процессом усвоения  материала, создают условия для  осознанного овладения структурными  компонентами движения и позволяют  детям учиться не только у  педагога, но и у своих сверстников.

 На физкультурных занятиях  используется фронтальный способ  организации, при котором все  дети выполняют одновременно  одинаковое движение. Этот способ  позволяет за выделенное педагогом  время обеспечить достаточно  высокую повторяемость, что способствует  быстрому образованию временных  связей, достижению высокой активности  каждого ребенка и достаточной  физической нагрузки при выполнении  любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

 Для выполнения физических  движений обучающиеся могут быть  разделены на группы, т.е. используется  групповой способ организации  детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в  осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у  одного снаряда значительно уменьшается.  Спустя некоторое время подгруппы  меняются местами, и это позволяет  переходить к действиям на  разных снарядах, что повышает  интерес к занятию. При таком  способе создается возможность  для углубленного разучивания  движения одной подгруппой, а  другие подгруппы в это время  выполняют освоенные движения  для их закрепления или в  усложненных условиях. Достоинствами  этого способа является создание  благоприятных условий для детального  усвоения: небольшое число детей  позволяет обеспечить достаточное  количество повторений для успешного  овладения упражнением, ребенок  имеет возможность слышать указания  взрослого, относящиеся к нему  и к другим детям; небольшой  перерыв между повторениями, с  одной стороны, достаточен для  восстановления сил, а с другой  стороны — успешно образуются  временные связи и есть условия  для наблюдения за выполнением  упражнения другими детьми.

 Знакомые физические упражнения  дети выполняют без прямого  надзора педагога, что развивает  у них самостоятельность в  использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное  движение включается в двигательный  опыт ребенка. Групповой способ  создает благоприятные условия  для разучивания составных элементов  движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

 Разновидностью этого способа  является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

 Поточный способ предусматривает  выполнение физических упражнений  друг за другом, переходя от  одних движений к другим. При  этом одни дети заканчивают  какое-то движение и переходят  к выполнению следующего, а другие  только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти  непрерывность действий, формирует  у детей гибкость навыка, умение  переходить непосредственно к  выполнению других движений, развивает  способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому  упражнению при таком способе  затруднено, поскольку мышечные  ощущения, возникшие при первом  выполнении этого движения, затем  стираются при осуществлении  знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению  разучиваемого движения, ребенок  допускает ошибки. При этом он  лишен возможности учиться от  сверстников, так как занят  выполнением своего движения.

 Данный способ успешно решает  задачи закрепления и совершенствования  движений.

 Существует индивидуальный  способ организации, Когда дети  выполняют одно движение в  порядке очередности. В этом  случае педагогу легко оценить  качество выполнения движения  у каждого ребенка, делать индивидуальные  указания. Другие Дети в это  время наблюдают за действиями  каждого выполняющего упражнения  и воспринимают замечания. Индивидуальный  способ обеспечивает подстраховку  для предупреждения травматизма.  Вместе с тем очередность снижает  активность детей, однообразие  приводит к монотонности, а отсюда  — к отвлекаемости детей от  процесса обучения. Такая организация  не позволяет обеспечить достаточное  количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой  перерыв между повторениями.

 Нередко воспитатель на занятии  прибегает к сочетанию этих  способов организации детей при  выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа  одни движения осуществляются  индивидуальным способом (прыжки  в высоту с разбега, кувырки  и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения  в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

 

 

3. Физкультминутка и физкультпауза

 

Физкультминутка — это кратковременный  активный отдых, направленный на улучшение  работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный  педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти  из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,—  можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой  подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших  и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза.

Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать  от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя.

Физкультпауза, как правило, практикуется на спаренных уроках труда в школьных мастерских или во время выполнения домашних заданий, в том числе в группах продленного дня. Ее рекомендуется проводить через каждые 40—45 мин в течение 10—15 мин. Она включает различные упражнения и игры (невысокой интенсивности).

Активный отдых между уроками, который не только снижает чувство  усталости, но и создает положительные  эмоции, повышающие работоспособность  учащихся,— игры на больших переменах. Как и другие мероприятия в  режиме дня, они имеют возрастную направленность. Так, с учащимися  подросткового возраста можно проводить  игры, близкие к спортивным («Мяч по кругу», «Картошка», «Пионербол», «Загони  мяч»), а с учащимися старшего школьного возраста—игры, требующие  применения силовых способностей и  координации движений («Слон», «Круговой  слон», «Волейбол в кругу с  выбиванием», «Хоккей на асфальте», «Жонглирование футбольным мячом»). Организуют и проводят игры на больших переменах  пионерский, комсомольский и физкультурный  активы школы.

Игровой актив обязан ознакомить учащихся с содержанием игр, с местом и  временем их проведения, подготовить  необходимый инвентарь и награды  для победителей.

Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий  в режиме дня позволяют значительно  повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные  эмоции, которые способствуют повышению  работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным предметам.

 

4. Спортивно-массовая работа в школе

 

Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических  занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий  спортом является учебно-тренировочный  процесс, который осуществляется в  соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

- всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

- развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;

- формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;

- совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской  группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным  группам в зависимости от возраста: первый год обучения — подготовительная группа (7—8 лет); второй год обучения — младшая детская группа (9—10 лет); третий год обучения — старшая  детская группа (11—12 лет); четвертый  год обучения — подростковая группа (13—14 лет); пятый год обучения —  юношеская группа (15—17 лет). Комплектовать  группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях  по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с  программами по видам спорта разрабатывается  также учебная документация —  учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь  соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые  организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

Для их проведения необходимы:

- разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;

- создание торжественной и праздничной атмосферы;

- соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;

- четкое выполнение сценария и объективное судейство;

- награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;

- продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

 

Таблица 1. Примерный календарь  соревнований секции легкой атлетики на 2012-2013 учебный год для группы учащихся 13—14 лет

№ п/п

Спортивные мероприятия

Время проведения

(месяц)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Соревнования  по комплексному тестированию

Кросс «Золотая осень»

День метателя

«Эстафетная палочка»

«Быстрые старты»

День прыгуна

Соревнования по ОФП

Пионерское четырехборье «Дружба»

Первенство школы по легкой атлетике

Сентябрь, май, июнь

 

Октябрь, апрель,

Октябрь

Март, июнь

Июнь

Сентябрь, июнь

Февраль

Октябрь, апрель

Май


 
Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных  школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие  спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

Учащиеся общеобразовательных  школ в результате такой физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы достигают  оптимального уровня физической подготовки.

 

5.Список литературы

 

1.Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.— М.: Просвещение, 1972.—143 с.

2.Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

3.Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.

4.Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.

5.Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии.— М.: Физическая культура и спорт, 1979.—152 с.

6.Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

7.Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. – 374 с.

8.Степаненкова  Э.Я. Теория и методика физического  воспитания и развития ребенка:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

9.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – Теория и методика физического воспитания и спорта. Для студентов вузов. – М.: 2008, – 143 с.

Информация о работе Физическое воспитание и организация физкультурных занятий в школе