Физическое воспитание и организация физкультурных занятий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:29, реферат

Описание работы

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Разные странны из века в век придавали большое значение физическому воспитанию, потому что с помощью него в итоге можно получить «идеального» человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Физическое воспитание………………………………………………..4
2.Физкультурные занятия………………………………………………..5
2.1.Задачи, структура и типы занятий…………………………………..6-8
2.2.Способы организации детей…………………………………………8-10
3.Физкультминутка и физкультпауза……………………………………11-12
4.Спортивно-массовая работа в школе………………………………….12-13
5.Список литературы……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

реферат о анатомии.doc

— 38.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

1.Физическое воспитание………………………………………………..4

2.Физкультурные занятия………………………………………………..5

2.1.Задачи, структура и типы занятий…………………………………..6-8

2.2.Способы организации детей…………………………………………8-10

3.Физкультминутка и физкультпауза……………………………………11-12

4.Спортивно-массовая работа в школе………………………………….12-13

5.Список  литературы……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Под современным  широким понятием «физическое воспитание»  подразумевается органическая составная  часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. 

Разные  странны из века в век придавали  большое значение физическому воспитанию, потому что с помощью него в  итоге можно получить «идеального» человека.

Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических  навыков и умений, необходимых  для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование  навыков и умений по уходу за самим  собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и  отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в  себя психогигиену и психопрофилактику  учебно-воспитательного процесса, использование  оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических  способов оздоровления ослабленных.

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей  этого возраста. Именно в детском  возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного  опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся 

двигательная деятельность человека. 

 

 

 

 

 

 

 

1.Физическое  воспитание

 

Физического воспитание - наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка  от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения. Важнейшей  задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка.

В период дошкольного детства закладываются  основы гармонического развития, всесторонней двигательной подготовленности, навыки здорового образа жизни человека, фундамент его здоровья, работоспособности  и долголетия. Именно поэтому крайне важно правильно организовать физическое воспитание именно в ранние годы, что  позволит организму накопить силы и обеспечит полноценное 

физическое, психическое и социальное благополучие личности

Физическая  культура рассматривается как часть  общечеловеческой культуры, важнейшее  назначение которой укрепление здоровья, формирование навыков здорового  образа жизни ребенка, формирование личности.

Овладение основами теории и методики физического  воспитание считается основополагающе  значимым в общей квалификационной подготовке педагога дошкольного учреждения, в становлении 

его педагогического  мастерства.

Обучение  является составной частью целостного педагогического процесса, направленного  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и  эмоциональных сил ребенка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает 

целенаправленное влияние  на внутренний мир ребёнка – его  чувства, мысли, взгляды, нравственные качества.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые 

качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность…

Полноценное физическое развитие дошкольника –  это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным  ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых  черт личности.

2.Физкультурные занятия.

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей  для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия:

    • для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений,
    • содействует развитию разносторонних способностей детей.

Обучающие физкультурные занятия  одновременно со всеми детьми позволяют  обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным  с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения  невозможен перенос правильного  выполнения в другие ситуации.

Физкультурные занятия  являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.  
   При проведении занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи. 
  До начала занятия и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занимательной деятельности, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности. 

 

2.1.Задачи физкультурных занятий:

  1. занятия позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности;
  2. подводят детей к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий;
  3. формируют и развивают навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни;
  4. чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях;
  5. занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности:
    • они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений;
    • развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

 

 Успешное решение образовательных  задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий:

  1. обеспечение высокой двигательной активности детей;
  2. соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья;
  3. прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности;
  4. повторение и закрепление, по мере необходимости, двигательных действий;
  5. дозированная физиологическая нагрузка, и её постепенное увеличение, которая способствует повышению выносливости организма;
  6. подготовка организма к выполнению сложных движений, позволяющая предупредить травматизм при их выполнении;
  7. приучение детей слушать указания воспитателя;
  8. выполнение движений одновременно всей группой, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

 

 

 

 

Структура физкультурных занятий

 

В пособии Т.И. Осокиной физкультурное  занятие является трехчастным, состоящим  из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной части.

 Рассмотрим задачи и содержание  каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи:

    • разучивание строевых упражнений;
    • освоение разных способов ходьбы и бега;
    • закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
    • использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
    • развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
    • развитие динамической ориентировки в пространстве;
    • вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
    • разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:

    • педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
    • содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
    • применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для  первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения  достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.

 В  заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем, чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней – 20-25 мин, в старшей – 25-30 мин, в подготовительной – до 35 мин.

 

Типы  физкультурных занятий

Типы физкультурных занятий  характеризуются большим разнообразием.

I. По содержанию:

    1. гимнастика и подвижные игры,
    2. обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр,
    3. развитие ориентирования;
    4. занятия-походы (элементарный туризм).

II. По использованию методов работы:

    1. большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других);
    2. игровой тип занятий;
    3. сюжетный тип занятий;
    4. занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений;
    5. контрольный тип занятий (педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год).

 При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

 

Способы организации детей на занятии

Информация о работе Физическое воспитание и организация физкультурных занятий в школе