Физическое воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.

Задачи:
1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .
2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.
3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Речь активная(РА) 

Строит предложение  из трех и более слов.

 

 

 

Навыки (Н) 

 

Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

 

 

Линия развития 

3 года

 

Показатели

 

 

Сенсорное развитие (С) 

Называет четыре основных цвета.

 

 

 

Общие движения (О)

 

Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.

 

 

 

Игра (И) 

 

В игре исполняет роль. Например: играя  с куклой, говорит: «Мама», «доктор».

 

 

 

Речь активная (РА) 

Употребляет сложные предложения.

 

 

 

Навыки (Н)

 

 

небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки,одевается самостоятельно 

                                                                           

 

1.3 Закаливание

Закаливание – это  система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически  предопределенных механизмов защиты и  приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза.

Гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма (пульс, дыхание, артериальное давление и другие функциональные показатели). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, колебаниях температуры, не происходит серьезных нарушений в деятельности внутренних органов, т.е. он не болеет. Закаливание ребенка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к школе и детскому саду.

Закаливать ребенка  раннего возраста — это выработать у него способность противостоять  охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания  у детей раннего возраста может  быть достигнут только при строгом  соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

По-разному следует  подходить к детям с различными тинами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы  обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение — то возбуждающие. [12]

Например, один малыш  любит подвижные игры, неусидчив, часто отвлекается (даже во время еды.), возбуждайся перед сном, спит неспокойно и мало, а, пробуждаясь, сразу активен. Для такого ребенка эффективны успокаивающие процедуры — перед сном теплая ванна или обтирание.

Другой ребенок любит  спокойные игры, не проявляет интереса к подвижным, много спит, пробуждается медленно, не сразу включается в деятельность. Ему необходимы бодрящие процедуры — обливание, душ.

Постепенное увеличение силы закаливания особенно важно для детей раннего возраста.

Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается глубина и частота дыхания. Если этого эффекта нет, то значит температуру снизили недостаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа»), посинение губ, то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время ее надо увеличивать.

Запомните: чем сильнее  воздействие, тем оно должно быть короче.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание  прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используйте прогулки, игры. Приучайте малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепит снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае посоветуйтесь с врачом.

Закаливающие процедуры  могут быть разными в различные сезоны года. Летом — душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой — обливание ног. Очень хорошо, если и в зимнее время ваш малыш ходит дома в гольфах или носках.

Закаливание должно приносить  радость. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении ребенка.

Специальное закаливание для каждого индивидуально. Оно возможно только в семье, а в детском учреждении следует выбирать только те методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех.

Механизмы защиты и компенсации  генетически предопределены, т.е. существуют люди, изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети. Поэтому, приступая к закаливанию в детском саду, педагоги  ставят перед собой следующие задачи:

• проведение медицинского обследования детей, (физического развития и функционального состояния  детского организма), с последующей  комплексной оценкой общего состояния здоровья ребенка;

• выявление показателей  к проведению определенного вида закаливания, дозирование закаливающих мероприятий (группа закаливания) и  выбор метода закаливания;

•определение соответствия закаливающей нагрузки функциональным возможностям ребенка;

• организация совместной работы детского сада и родителей, проводящих со своими детьми закаливающие мероприятия;

• консультации по вопросам закаливания и формирования здорового  образа жизни.

Очевидно, что, если речь идет об укреплении здоровья каждого ребенка, без помощи родителей врачи и педагоги этих результатов не получат. Оценить достигнутые результаты родители могут на основе следующей информации:

    • если ребенок болеет не летом, а зимой, можно предположить, что это происходит потому, что мы плохо закаливаем его зимой, так как в летний период ребенок часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д. и все системы терморегуляции тренируются;
    • если же ребенок болеет и летом и зимой, то по отношению к нему нужно проявить гораздо больше внимания и терпения в течение года и не надеяться, что все ваши проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды. Но и в этом случае при определенной настойчивости родителей и педагогов результаты обязательно будут положительные.[1]

 

 

 

Схема закаливания детей  в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры даны с постоянной температурой)

 

Дни недели 

 

В утренние часы (дома или  в детском учреждении в суточной группе)

 

Днем в детском учреждении 

 

 

 

 

Перед ночным сном (дома или в детском учреждении в суточной группе

Понедельник 

 

Умывание, полоскание горла  или питье воды

 

Две прогулки в течение  дня. Воздушные ванны при переодевании 

Хождение босиком с  последующим обливанием стоп

 

 

Вторник 

 

Влажное обтирание

 

Прогулка. Воздушная ванна  на гимнастике 

Воздушная ванна перед  сном

 

 

Среда 

 

То же

 

 

Прогулка. Воздушная ванна  на гимнастике 

 

Хождение босиком с  последующим обливанием стоп

 

 

Четверг 

 

Душ. Полоскание горла

 

Прогулка. Воздушная ванна  при переодевании 

Воздушная ванна перед  сном

 

 

Пятница 

 

Влажное обтирание или  душ 

 

Прогулка. Воздушная ванна  при переодевании 

Хождение босиком с  последующим обливанием стоп

 

 

Суббота 

 

Душ. Полоскание горла

 

 

Прогулка и закаливание  на воздухе с родителями 

 

Гигиеническая ванна  с последующим контрастным обливание

 

Воскресенье 

 

Обмывание или душ. Полоскание горла 

То же

 

Воздушные ванны

 

 

 

 

 

 

1.4 Формирование осанки и профилактика плоскостопия

Следует знать, что гармоничность  строения тела человека зависит от осанки, которая формируется в  период роста и развития организма, т.е. в дошкольном возрасте.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до шести-семи лет. Из-за неблагоприятных условий  внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые  характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в раннем возрасте.

Среди начальных дефектов осанки чаще всего наблюдается так называемая вялая осанка. Это нарушение возникает  из-за недостаточного развития мышц спины  и живота. Ребенок с такой осанкой  часто меняет положение тела и  имеет утомленный вид.

Предупредить дефекты осанки значительно  легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в  семье и дошкольных учреждениях  в двух направлениях: создание оптимальных  гигиенических условий (хорошее  освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении всего периода  раннего возраста ребенка учат правильно  сидеть, стоять, ходить и спать в  соответствующей позе.

Одним из основных средств, укрепляющих  организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать  причиной нарушения правильного  положения таза, позвоночника и как  следствие этого — патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы  отрицательно сказывается на опорной  функции нижних конечностей. Дети быстрее  утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дети,  страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.

Плоская стопа характеризуется  опусканием ее продольного и поперечного  свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.

Для укрепления и развития мышц и  связок стопы рекомендуют массировать  ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении

Систематическое выполнение детьми разнообразных  физических упражнений, оптимальные  гигиенические условия их быта, закаливание  организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопии. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Формы проведения оздоровительных мероприятий с детьми

раннего возраста.

 

                               2.1.Утренняя гимнастика

 

В процессе физического  воспитания дошкольников используются разнообразные организационные  формы физической культуры.

Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем.

Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к той нагрузке, которую ему предстоит испытать в течение дня.

Утренняя гимнастика является хорошим  средством в профилактике нарушений  осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих  упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста