Физическое воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.

Задачи:
1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .
2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.
3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Период преддошкольного возраста - период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболевании в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.

Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки, слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при любых воспалительных явлениях легко набухает и затрудняет дыхание.

Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются  еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей 1 года жизни.

Для них характерна эмоциональная  лабильность - быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому - согласия в капризы, радости в  обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

Ранний возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у них низкий, что часто ведет к травмам.

До 3 лет у детей интенсивно развивается мускулатура и связочно-суставной аппарат. По сравнению со взрослым у них более подвижны суставы, что зависит от больше эластичности мышц, сухожилий, связок. Мышечная система ребенка раннего возраста развита еще недостаточно, общая масса мышц у него составляет всего 25 % от массы тела, а у взрослого — не менее 40—43 %.

Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такого развития часто развиваются воспалительные процессы - аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей этого возраста очень частая патология - увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ). К концу 2 года прорезываются все молочные зубы.[4]

В связи с тем, что контакты с  другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приобретенный  иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией являются острые детские инфекции (скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, корь и др.).

Важнейшие профилактические мероприятия - активная и пассивная иммунизация (прививки), ограждение здоровых от заболевших и своевременная изоляция больных (необходима правильная организация утреннего фильтра).

Предшкольный возраст - период формирования (при недостаточном внимании к  здоровью) хронических заболеваний - (туберкулез, гепатит) - отсюда особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам.

 По мнению ученых, дошкольный  возраст относится к так называемым  критическим периодам в жизни ребенка.

Причин этому много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование ВНД. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.[15]

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

 У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10–12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как помочь.

С периодом вытяжения  иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка.

В период дошкольного  детства происходят «глубинные»  перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, данный возрастной период – это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый ребенок нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения  нормальной жизнедеятельности растущего  организма. Чтобы сохранить и  улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Особенно интенсивно развивается речь ребенка. В годовалом возрасте при нормальном развитии малыш обычно произносит сознательно 8—10 слов, в 2 года его словарный запас составляет уже 300 слов, а к концу третьего года до 1300 слов. К этому времени он уже говорит предложения, используя вводные слова, придаточные предложения, задает массу вопросов, в которых ярко проявляется его пытливый, любознательный ум.

Необходимо знать и учитывать особенности развития ребёнка в разные периоды раннего возраста. Это позволит предъявить малышу такие требования,  которые соответствовали бы  его возможностям. В противном случае воспитательные приемы не будут эффективны, а могут даже повредить.

В возрасте от 1 года до 3 лет можно выделить 3 периода, из которых каждый имеет свои закономерности:

от 1 года до 1,5 лет — малыш уже может самостоятельно  ходить,  начинает овладевать речью, приобретает некоторые навыки;

от 1,5 до 2 лет — закрепляются достигнутые в более раннем возрасте умения;

от   2  до  3  лет — возраст   бурного  развития   речи и умственного развития.[17]

 

                                        

 

 

1.2 Условия  нормального развития и укрепления  здоровья детей

1.2. Критерии  здоровья ребенка

 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения  нормальной жизнедеятельности растущего  организма. Чтобы сохранить и  улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Согласно принятой классификации  здоровья, дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, могут  относиться к разным группам здоровья: I – абсолютно здоровые, II – рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III – имеющие какое-либо хроническое заболевание.

Практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА:

Первый критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез).

Второй критерий здоровья – это физическое развитие  и степень его гармоничности.

Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие ребенка.

 Родители и педагоги  могут судить о состоянии здоровья  ребенка по следующим ориентировочным  показателям его нервно-психического развития.[2]

 

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (Печора К.Л.)

 

 

 

Линия развития 

1 год

 

Показатели

 

 

Сенсорное развитие (С)

 

Играя, различает 2 разных по величине предмета (например, 2 куба)

 

 

 

 

Общие движения (О)

 

Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

 

 

Игра (И)

 

 

Умеет воспроизводить в  игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.)

 

 

 

Речь активная(РА)

 

 

Пользуется лепетом  и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).

 

 

 

Речь понимаемая (РП)

 

Значительно увеличивается  запас понимаемых слов

 

 

 

Навыки (Н) 

 

Самостоятельно ест  густую пищу ложкой

 

 

 

 

Линия развития 

1 год 6 месяцев

 

 

Показатели

 

 

Сенсорное развитие (С)

 

 

 

Из предметов разной формы (3-4)по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику – кубик)

 

 

 

Общие движения (О)

 

 

 

Движения более координированные, перешагивает через препятствия  приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)

 

 

 

Игра (И) 

 

 

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.)

 

 

 

Речь Активная (РА)

 

 

В момент удивления или  сильной заинтересованности называет предметы.

 

 

 

Речь понимаемая(РП)

 

 

 

 

Находит по слову среди  нескольких внешне сходных предметов  два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине.

 

 

Навыки (Н)

 

Самостоятельно ест  жидкую пищу ложкой.

 

 

 

 

Линия развития 

1 год 9 месяцев

 

Показатели

 

 

Сенсорное развитие (С)

 

 

Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба).

 

 

 

Общие движения (О) 

 

 

Умеет ходить по поверхности  шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20см.

 

 

 

Игра(И)

 

Строит «ворота», «скамейку», «домик» 

 

 

 

Речь активная(РА)

 

Пользуется двухсловными предложениями.

 

 

 

Речь понимаемая(РП)

 

Отвечает на вопросы  взрослого при рассматривании сюжетных картинок

 

 

 

 

 

Навыки(Н)

 

Умеет частично раздеваться  с небольшой помощью взрослого

 

Линия развития 

2 года

 

Показатели 

 

 

Сенсорное развитие (С)

 

 

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

 

 

 

Общие движения (О) 

 

Перешагивает препятствия, чередуя шаг 

 

 

 

Игра (И) 

 

 

В игре воспроизводит  ряд логически связанных действий. Например, куклу купает и вытирает.

 

 

 

Речь активная(РА) 

 

 

Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.

 

 

 

Речь понимаемая (РП) 

 

 

 

Понимает короткий рассказ  о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется  в семье). 

 

 

 

Навыки (Н) 

 

Умеет частично одевать  одежду с небольшой помощью взрослого.

 

 

 

Линия развития 

2 года 6 месяцев

 

Показатели

 

 

Сенсорное развитие (С)

 

 

Подбирает по образцу  разнообразные предметы четырех  цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

 

 

 

Общие движения (О)

 

 

Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20см.

 

 

 

Игра (И)

 

 

В игре действует взаимосвязанно, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. 

 

 

 

Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста