Физическая культура в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.
Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п.

Содержание работы

1. Физическая культура в первобытном обществе.
2. Физическая культура в рабовладельческом обществе.
3. Физическая культура в средние века.
4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.
5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

  1. Физическая культура в первобытном обществе.
  2. Физическая культура в рабовладельческом обществе.
  3. Физическая культура в средние века.
  4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.
  5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Физическая культура в первобытном обществе.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

Занятия физической культурой  отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).

Цель физической культуры — положительное воздействие  на жизненно важные функции организма  человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя  свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и  объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и  другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Большинство современных  видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и  др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.

 

Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:

    • создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
    • в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
    • ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
    • в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

 

2.Физическая  культура в рабовладельческом

обществе.

 

Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до

н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейше-

го развития человечества.

Основой общественных отношений в рабовладельче-

ском обществе стала  собственность рабовладельца на ору-

дия и средства производства, а также на рабочую силу ра-

бов, которых они жестоко  эксплуатировали. Эти глубокие

изменения в структуре  общественных отношений нашли

свое отражение во всех сферах материальной и духовной

культуры, в том числе  и области физического воспитания и

спорта.

Каковы же особенности  физической культуры в этот пе-

риод?

Физическая культура приобрела классовый характер

и служила интересам  господствующего класса. Рабы физи-

ческого воспитания не получали.

Физическая культура потеряла связь с трудовой дея-

тельностью и стала  средством военно-физической подго-

товки рабовладельцев.

Физическая культура выделилась в самостоятельную

часть культуры общества и широко применялась в семей-

ном воспитании, учебных  заведениях, армии, быту, культо-

вых обрядах. В этих целях  во всех рабовладельческих госу-

дарствах были созданы  системы физического воспитания и

военно-физической подготовки. Появились специальные

учреждения, стали складываться зачатки науки о физиче-

ском воспитании.

 

3. Физическая  культура в средние века.

Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда  феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю. 
   В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов. 
   Образовавшиеся позднее государства славян и венгров создали физическую культуру соответствующую специфическим чертам этих народов. На их культуру оказало влияние более развитых народов, например для русских княжеств это была Византия, а для венгров и поляков - влияние немцев. В основном это было связано с их экономическими и политическими связями. 
   Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии. 

4. Самоконтроль  занимающихся физическими упражнениями.

Самоконтроль – это  регулярное  наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья и физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему. Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность тренировки, следить за состоянием своего здоровья, выполнять правила личной гигиены, общий и спортивный режим и т.д. Данные регулярно проводимого самоконтроля помогают также тренеру и врачу анализировать методику проводимой тренировки, сдвиги в состоянии здоровья и функциональном состоянии организма. Поэтому тренер, преподаватель и врач должны прививать спортсмену навыки проведения самоконтроля, разъяснять значение и необходимость регулярного самоконтроля для правильного осуществления тренировочного процесса и улучшения спортивных результатов.

Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все  периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник  самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника.

Самоконтроль состоит  из простых, общедоступных приемов  наблюдения и учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного исследования (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.).

Для ведения дневника самоконтроля необходима небольшая  тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам.

Самочувствие – весьма важный показатель влияния занятий спортом на организм человека. Обычно при регулярной и правильно проводимой тренировке самочувствие у спортсмена бывает хорошее: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у него высокая работоспособность. Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие как показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения спортсмена.

При ведении самоконтроля дается следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Во время сна человек  восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной  системы. Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими симптомами, сразу же сказываются на сне.  Нормальным считается сон, наступающий быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим способствуют улучшению сна.

В дневнике  самоконтроля фиксируется длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

Аппетит – очень тонкий показатель состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание  и другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой, усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие.

В дневнике отмечаются и  характеристики функции желудочно-кишечного  тракта. При этом обращается внимание на регулярность стула, степень оформленности  кала, наклонность к запорам или  поносам и т.д.

Во время усиленной  физической работы потоотделение является вполне нормальным явлением. Потоотделение  зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма. Нормальным считается, когда спортсмен на первых учебно-тренировочных занятиях потеет обильно. С нарастанием тренированности потоотделение уменьшается.  Потоотделение принято отмечать как обильное, большое, среднее или пониженное.

Желание тренироваться  и участвовать в соревнованиях  характерно для здоровых и особенно молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П. Павлова, приносят «мышечную радость». Если спортсмен не испытывает желания тренироваться и участвовать в соревнованиях, то это очевидный признак наступившего переутомления или начальной фазы перетренированности. Желание заниматься спортом отмечается словами  «большое», «есть», «нет».

В графе дневника самоконтроля «Содержание тренировки и как  она переносится» в очень короткой форме излагается существо занятия, т.к. эти данные в комплексе с  другими показателями значительно облегчают объяснение тех или  иных отклонений. В этой графе отмечается продолжительность основных частей тренировочного занятия. При этом указывается, как спортсмен перенес тренировку: хорошо, удовлетворительно, тяжело.

Без сведений о нарушении общего режима порой невозможно бывает объяснить изменения показателей в других графах дневника. Спортсменам достаточно хорошо известно о необходимости соблюдения общего режима: если спортсмен действительно серьезно решил заниматься спортом и добиваться высоких результатов, то соблюдение им режима должно быть строго обязательным.

Анализ объективных  данных самоконтроля.

Весьма простым и  широко распространенным методом наблюдения за деятельностью сердечно-сосудистой системы  является исследование пульса. Наблюдение за пульсом не представляет никаких трудностей. Частота пульса – важный объективный показатель.

Необходимо обращать внимание на сердечный ритм. При  нормальном ритме удары пульса воспринимаются через одинаковые отрезки времени. Бывают случаи, когда при исследовании пульса между ударами ощущаются неравные промежутки. Такой пульс называется аритмичным.

Многие спортсмены, осуществляя  самоконтроль, самостоятельно проводят ортостатическую пробу.

Определение ЖЕЛ обычно используется при самоконтроле. Величина ЖЕЛ может меняться в течение дня и зависит от многих причин. К примеру, после обильного приема пищи или питья, а также вследствие переутомления показатели ЖЕЛ понижаются. Как только проходит утомление, показатели ЖЕЛ приходят к норме. Последовательное уменьшение ЖЕЛ свидетельствует об утомлении и является важным показателем.

Частоту дыхания считают  положив ладонь на нижнюю часть живота: вдох и выдох считается за одно дыхание. При счете нужно стараться  дышать нормально, не изменяя ритма.

Наблюдение за весом спортсмена является важным элементом самоконтроля.

В течение макроцикла тренировки вес спортсмена меняется в зависимости от динамики тренированности. В начале подготовительного периода  у одного и того же спортсмена в  разные годы могут быть значительные различия в весе тела. По мере нарастания тренированности вес тела в большинстве случаев постепенно снижается. В состоянии спортивной формы в соревновательном периоде тренировки каждый спортсмен имеет свой определенный вес, который называется «боевым» или «игровым».

 Вес тела может  меняться в течение дня, поэтому  необходимо взвешиваться в одно  и то же время, в одной  и той же одежде, лучше утром,  после освобождения кишечника  и мочевого пузыря, или перед  тренировкой.

После тренировки  или  соревнования вес тела спортсмена понижается, однако в течение суток он должен полностью восстановиться. Если вес продолжает падать, необходимо посоветоваться с врачом.

Развитие мышечной силы имеет немалое  значение в совершенствовании двигательных навыков, в повышении функциональных возможностей человека.

Определение мышечной силы  проводится измерением силы отдельно каждой кисти  рук, становой силы – мышц спины  и мышц брюшного пресса. Многие тренеры  считают динамику ручной силы очень  важным показателем состояния спортсмена.

В графе «Дополнительные данные» спортсмены могут фиксировать любое отклонение в состоянии здоровья, которое ими отмечается, в частности появление сильного утомления после соревнования или тренировки, ощущение боли в области сердца, живота, мышц, полученное повреждение.

Женщины должны записывать все, что  связано с менструальным циклом: его начало, продолжительность, болевые  ощущения и т.п.

Информация о работе Физическая культура в первобытном обществе