Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Содержание работы

Введение
1. Организм и его функциональные возможности
1.1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
1.2. Физическое здоровье организма
2. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма
2.1. Физические упражнения как средство физической культуры
2.2. Комплекс упражнений и занятия физической культурой
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

При тренировочных занятиях физической культурой (продолжительность 60 или 90 мин) можно ориентироваться  на следующее распределение времени  по частям занятий: подготовительная 15-20 (25-30) мин, основная 30-40 (45-55) мин, заключительная 5-10 (5-15) мин. В практике проведения самостоятельных  занятий физической культурой наибольшее распространение приобрели занятия  спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными  прогулками. В последнее время  у студенток растущей популярностью  стали пользоваться ритмическая  гимнастика (аэробика) и шейпинг.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис сказывают разностороннее воздействие  на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и  координацию движений.

Для того чтобы занятия  физической культурой оказались  более эффективными, необходимо соблюдать  следующие правила:

· Увеличивать продолжительность  и нагрузки на занятиях постепенно.

· До начала игр проводить  разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие физические упражнения и упражнения для тех  групп мышц, которые принимают  наибольшую нагрузку в данной игре.

· Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

Атлетическая гимнастика включает физические упражнения с гантелями, гирями, амортизатором, штангой и  другими отягощениями. Воздействуя  на различные мышечные группы, физические упражнения с отягощениями способствуют гармоническому развитию мускулатуры  тела, улучшают осанку. Рекомендуется  занятия атлетической гимнастикой  проводить во второй половине дня. Вес  отягощений выбирается таким образом, чтобы каждое физическое упражнение можно было выполнять 8-10 раз подряд. Для развития абсолютной силы в каком-либо движении вес отягощения увеличивается, а число повторений уменьшается. Для развития силовой выносливости уменьшения жировых отложений применяются отягощения меньшего веса с большим числом повторений (16 и более). Наиболее целесообразно в тренировке вначале выполнять физические упражнения с малыми отягощениями, а в последующих подходах увеличивать вес, уменьшая число повторений. Любые упражнения следует выполнять ритмично без задержки дыхания, делая вдох в момент расслабления мышц. Интервал отдыха между физическими упражнениями обычно составляет 1 - 2 минуты, в зависимости от скорости восстановления дыхания. Любой комплекс физических упражнений составляется таким образом, чтобы участвовали по возможности все мышечные группы. Дополнить физические упражнения с отягощениями целесообразно прыжками со скакалкой, медленным бегом, спортивными играми.

Оздоровительный бег является одной из самых лучших и доступных  форм занятий физической культурой. Благодаря естественности и простоте движений, возможностям проводить тренировки практически в любых условиях и, выполняя занятия физической культурой, добиваться значительного расширения функциональных возможностей, бег в  последние годы стал массовым увлечением во многих странах мира. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо освоить рациональную технику, научиться  правильно, дозировать продолжительность  и скорость бега. Ошибки в технике  бега (нарушения в осанке, неправильная постановка спины и др.) могут  вызывать болезненные ощущения отдельных  мышечных групп, сухожилий, суставов ног, спины. Чтобы избежать этих явлений, необходимо правильное выполнение беговых  движений, а также наличие спортивной обуви с упругой подошвой. Туловище при беге держится прямо или имеет  незначительный наклон вперед, плечи  опущены и расслаблены, руки без  напряжения движутся вперед - назад, нога ставится на грунт мягким, загребающим  движением на внешний свод стопы. Если это вызывает трудности, можно  осуществлять постановку стопы с  пятки с последующим перекатом  на носок. Нога должна касаться грунта в 20-25 см впереди проекции центра тяжести. Избегайте "натыкания" на ногу или "ударной" постановки ноги. Беговой  шаг должен быть легким, пружинящим, с минимальными вертикальными и  боковыми колебаниями.

Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости  от уровня подготовки занимающихся и  поставленных задач: улучшения функциональной подготовки или достижения определенных результатов. Опыт показывает, что, тренируясь 3-4 раза в неделю даже с минимальным  объемом физических нагрузок можно  добиться существенного улучшения  функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Под влиянием регулярных занятий бегом во всех система организма происходит функциональная перестройка. У лиц, занимающихся оздоровительным  бегом, происходит более интенсивная  перестройка костей. Активизация  деятельности мышц при занятиях оздоровительным  бегом приводит к повышению активности всех обменных процессов. Бег - наиболее доступный вид занятий физической культурой, так как не требует  специально оборудованных залов, и  заниматься бегом может человек  практически любого возраста.

 

Заключение

Способ достижения гармонии человека один - необходимо систематически выполнять физические упражнения. Кроме  того, экспериментально доказано, что  регулярные занятия физической культурой, которые рационально входят в  режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и  существенно повышают эффективность  производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые  в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут  быть только движения, специально подбираемые  для воздействия на различные  органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Несомненно, физические упражнения окажут положительное воздействие, если при  занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда  при выполнении упражнений.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, таким образом, состоит прежде всего в том, что она самым  естественным образом соединяет  в единое целое социальное и биологическое  в человеке. Процесс физического  развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций  организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного  влияния общественных отношений. Воздействие  природных факторов на развитие физического  потенциала человека имеет объективный  характер, но его специфика состоит  в том, что оно может усиливаться  или ослабляться в зависимости  от активности человека, который может  сознательно воздействовать на ход  этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.

 

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Физическая  культура для всех и для  каждого. - М., Здоровье, 2001

2. Бикмухамедов Р. К.  Содержание процесса физического  воспитания в системе педагогического  образования // Теория и практика  физической культуры. - 2003. - №7. - С. 45-50

3. Влияние уровня двигательной  активности на формирование функцио-нальных  систем // Теория и практика физической  культуры. - 2003. - №7. - С. 51-54

4. Воробьев В. И. Слагаемые  здоровья. - М. , Интел, 2002

5. Дергачев Ю. В. Школа  здоровья. - СПб, 2001.

6. Здоровье без лекарств - Популярная энциклопедия Минск, 1994

7. Коробков А.В., Головин  В.А., Масляков В.А. Физическое  воспитание. - М.: Высш. школа, 1983.

8. Коростелев Н. Б. От  А до Я. - М., Издательство «Физкультура  и спорт», 2002

9. Космолинский Ф. П.  Физическая культура и работоспособность  - М.: 1983.

10. Коц Я.М., Спортивная  физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

11. Куценко Г. И., Ю. В.  Новиков "Книга о здоровом  образе жизни". М. , Приор, 2000

12. Лещинский Л. А. Берегите  здоровье. - М. , ИНФРА-М, 2001


Информация о работе Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма