Физическая культура и спорт как социальные феномены общества (правовые основы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы.
Для понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт.

Файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА (ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ)

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические  и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических  ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической  системы [5].

Для понятия «здоровый  образ жизни», объединяющего все  сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной  составляющей является физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь  одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в  учебе, на производстве, в быту, в  общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных  задач. Забота о развитии физической культуры и спорта – важнейшая  составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь  гуманистических идеалов, ценностей  и норм, открывающих широкий простор  для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора [5].

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных  форм максимально сбалансированы и  приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата  в различных социально-демографических  группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости [5].

Самым широким, собирательным  и многогранным в рассматриваемой  сфере является понятие физической культуры. На сегодняшний день существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Для более глубокого  и правильного представления  о содержании этого понятия его  целесообразно сравнить с понятием «культура». Культура представлена в  результатах материальной и духовной деятельности человека; она познает  культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует  в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые  ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений [1, с. 67].

К явлениям физической культуры (как элемента общей культуры) относятся  те способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком своей  собственной природы. Это та часть  общей культуры, которая воздействует непосредственно не на предметы внешней  природы, а на самого человека, являющегося  частью этой природы, на его качества, возможности, способности [1, с. 66–67].

В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых  и используемых обществом в целях  физического и интеллектуального  развития способностей человека, совершенствования  его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В этом определении отражено самое  широкое представление, объединяющее в себе виды и формы проявления физической культуры. Из него следует, что физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах. Поэтому и в деле формирования физической культуры личности очень важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке, которые находят свое отражение в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. При формировании ее двигательного компонента воздействие оказывается в основном на физическую природу человека. Это достигается путем целенаправленного, систематического освоения различных двигательных действий и развития разносторонних физических способностей. Когда же воздействуют с целью формирования интеллектуального компонента, усилия акцентируют прежде всего на формировании специальных знаний и умений их использования с целью самосовершенствования [1, с. 68].

Таким образом, становится ясно, что  физическая культура – сложное и  многофункциональное явление. Физическое воспитание, физическая подготовка и  физическое развитие названы в п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в качестве трех основных средств физической культуры, однако определения в данной статье закона даны только двум из указанных ключевых понятий:

  1. физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры (п. 25 ст. 2 указанного выше Федерального закона);
  2. физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик (п. 27 ст. 2 указанного выше Федерального закона).

В связи с этим физическую культуру следует рассматривать как совокупность органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции, к таким частям относятся  следующие: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Каждое из этих явлений  обозначает социальный институт, имеющий  сложную структуру с системами  политических, экономических, юридических, этнических и других органов и  нормативов.

Физическое воспитание отражает объективную  необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений и практической жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой для занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности человека.

Стоит отметить, что в России возникновение  термина «физическая культура»  имеет свою историю. Сначала на русский  язык переводились понятия. С английского  это звучало как «физическое развитие» (1899), с немецкого – как «культура тела» (1908). И в 1911 г. в русский язык устойчиво входит термин «физическая культура». Сначала под ней подразумевалась просто система физических упражнений, воспринимаемых как «воспитанная и развития красота тела». Позднее в более широком аспекте в это понятие включались: охрана здоровья, режим питания, сна и отдыха, личная и общественная гигиена, использование естественных факторов природы [3, с. 26].

Другой компонент физической культуры – спорт, его развитие определяется следующими причинами: потребностями  общества в специфической области  воспитательной и игровой деятельности, необходимостью иметь также такую  область деятельности, в которой  человек мог бы проявить свои физические способности на предельных уровнях.

Человек находит в спорте один из способов самоутверждения личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.

Спорт рассматривается как составная  часть физической культуры, средство физического воспитания и предусматривает  соревновательную деятельность, а также  подготовку к ней.

В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и  спорте в Российской Федерации» спорт  – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся  в форме соревнований и специальной  практики подготовки человека к ним.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что спорт отличается от физической культуры тем, что в нем  имеется обязательная соревновательная компонента; если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего  развития физических способностей и  двигательных навыков, формирует предпосылки  для их безграничного развития, то спорт дает возможность полностью  раскрыть эти навыки.

Осознанное стремление к физическому  совершенству появилось у людей  одновременно с проявлением разума. Опыт выживания, составными частями  которого явились добывание пищи, преодоление громадных расстояний, заселение территорий, создавал возможности  для накопления знаний, умений и  возможностей человеческой популяции  в физическом совершенствовании. По мере развития человеческого общества появилась потребность в выявлении  лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет организации специфического соревновательного процесса.

Первоначально сутью соревновательного  процесса было выявление сильнейшего  в видах физической активности, связанных  с жизнеобеспечением человека, таких  как бег, прыжки, метание снарядов, поднятие и перенос тяжестей и  др. В дальнейшем начали появляться виды соревновательной деятельности, для которых главными стали красота  и совершенство человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия отдельных людей и групп с  предметом (прообраз современных индивидуальных и групповых спортивных игр).

Спорт на всем протяжении истории  нашей цивилизации занимает особое, в чем-то даже исключительное место  в жизни общества. Спорт – это  некая специфическая микромодель  любого общества, в котором каждая заметная личность хочет добиться успеха, завоевать авторитет у окружающих и их уважение, приобрести известность. Словом, удовлетворить свои явные и скрытые лидерские амбиции, жажду первенства и даже здоровое тщеславие.

Более того, само спортивное состязание увлекает не только тех, кто  в нем непосредственно участвует, но и миллионы других людей, как наблюдающих  за ним с трибун стадионов, так  и находящихся за тысячи километров от эпицентра спортивного действа: у экранов своих телевизоров, за мониторами компьютеров или у  радиоточек. Таким образом, спорт  – это неотъемлемый элемент человеческого  естества, в котором самим Создателем заложено стремление к самовыражению  через состязание и борьбу.

Совершенно очевидно, что  спорт – это важный элемент  политики. Политика и спорт на протяжении веков идут рядом, а временами  и просто бок о бок.

Из исторических примеров четко видно, что физическая культура всегда играла значимую роль. Уже в  первобытнообщинном обществе складываются предпосылки для пропаганды среди  членов общины физического воспитания. Всячески поддерживались культ физического  совершенства среди людей, культ  силы. В 776 г. до н.э. в рабовладельческой Древней Греции возникло явление, которое также напрямую связано с пропагандой физической культуры среди людей – олимпийские игры. Раз в четыре года – эти интервалы времени как раз и именовались «олимпиадами» – в греческие города-государства, а также в греческие колонии, например в Феодосию, что на столь знакомом нам Крымском полуострове, отправлялись специальные послы. Они приглашали всех желающих принять участие в олимпийских играх [5, с. 10].

В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступать на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждали суровый штраф  и проклятие, которое, считали греки, боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия.

При этом следует отметить, что, помимо воспитательной роли данного явления, для населения государства в  этот период в физическую культуру активно вмешивается политика. Это  видно на примере проведения олимпийских  игр и дипломатических отношений  Древней Греции с другими государствами  в тот момент.

Проведение рыцарских  турниров в период Средневековья  позволяло (хотя, естественно, не всегда) предотвращать феодальные междоусобицы.

В XIX–XX вв. в мире происходит активное распространение физической культуры. В этой связи возникают ее различные  формы и проявления. Следует сказать  об образовании в XIX в. спортивных обществ  в Англии, Франции, России и других странах, которые в процессе своей  эволюции и развития конституционного законодательства государств становились общественными объединениями [4, с. 14].

Роль спорта в жизни  общества на порядок возросла в XX в. На этапе фронтального противостояния социалистической и капиталистической  систем победы в крупнейших международных  соревнованиях стали частью непримиримой идеологической борьбы между Востоком и Западом, поскольку были призваны продемонстрировать преимущества соответствующего строя. Апофеозом политизации спорта по идеологическим мотивам стали бойкот со стороны США и нескольких десятков их ближайших союзников Московской летней Олимпиады 1980 г. (предлог – ввод советских войск в Афганистан) и ответная акция СССР и его сателлитов, связанная с отказом от участия в Олимпийских играх 1984 г. в Лос-Анджелесе (США). События 1980 и 1984 г. ясно показали, что, если не ограничить вмешательство политики в большой спорт, под серьезной угрозой окажутся организация и проведение крупнейших международных соревнований, которые всякий раз будут становиться заложниками амбиций или курса тех или иных государств или возглавляющих их политических элит. Задумаемся, как могла бы отреагировать часть государств на военные акции блока НАТО против Югославии в 1999 г. или США и ряда их союзников против Ирака в 2002 г., проведенных, как известно, без санкции Совета Безопасности ООН, то есть незаконно с позиций международного права. К счастью, к этому времени уже дала свои результаты линия на разумное размежевание спорта и политики, целенаправленно проводившаяся в течение последних двух десятилетий минувшего века Международным олимпийским комитетом (МОК) под руководством его многолетнего легендарного президента испанца Хуана Антонио Самаранча. В результате этих усилий удалось в максимально возможной степени воплотить в жизнь цель олимпийского движения в том виде, в каком она сформулирована в Олимпийской хартии: «Способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры»[4, с. 14].

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества (правовые основы)