Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Содержание работы

1. Здоровье человека и главные законы здоровья………………………………3
1.1 Здоровье и его главные законы………………………………………………5
2. Основы здорового образа жизни студента……………………………………7
3. Основы физического воспитания
3.1 Двигательная активность……………………………………………………15
3.2 Формы физического воспитания студентов……………………………….19
3.3 Физическое воспитание студентов…………………………………………20
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ России

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

             башкирский государственный педагогический  

                                     университет им. М.АКМУЛЛЫ

            

 

 

 

                                                           Кафедра физического воспитания  и спорта

 

 

 

физическая культура и спорт  как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического  и спортивного совершенствования  

 

РЕФЕРАТ                                                                          

                                                                              

 

                                                                                        Выполнил: 

                                                                                                 Студент 2 курса

                                                                                                    Шамсуллина К.Р.                                                             

 

              

                                                                                Проверил: 

                                                                                       преподаватель

                                                                                    Фомина С.С.

                                                                               

                                                                

                                                                         

 

                                                 Уфа, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Здоровье человека и главные законы здоровья………………………………3

1.1 Здоровье  и его главные законы………………………………………………5

2. Основы здорового  образа жизни студента……………………………………7

3. Основы физического воспитания

3.1 Двигательная  активность……………………………………………………15

3.2 Формы физического  воспитания студентов……………………………….19

3.3 Физическое  воспитание студентов…………………………………………20

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Здоровье человека и главные законы здоровья.

Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека, определяющая

способность его  к труду и обеспечивающая гармоническое  развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ  жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Существует  три вида здоровья: физическое, психическое  и нравственное

(социальное):

Ø Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Ø Психическое  здоровье зависит от состояния головного мозга, оно

характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Ø Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и  духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Здоровье и его главные законы.

1.Постепенность:

Это первый общий  закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

2.Систематичность:

В старину у  силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что

поднимали и  несли новорожденного бычка. Бычок  рос, вес его увеличивался,

постепенно  день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для  третьего закона можно

повторить: Познай особенности своего организма, его  сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.

Конечно, жизнь  людей складывается по-разному, каждый человек – его организм – имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.

К каким закономерностям  относятся ритмичность.

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для  всех живых организмов

важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые

установили, что  у человека более сорока разных процессов  подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания  пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо

ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем

следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и

больше будем  успевать. А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы здорового образа жизни студента.

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы:

плодотворный  труд, рациональный режим труда и  отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1) Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Систему функциональных резервов организма можно разбить  на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов).

3. Психические  резервы.

2) Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

3) Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с  отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные

болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта,

гортани, бронхов  и легких. Постоянное и длительное курение приводит к

преждевременному  старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм

мелких сосудов  делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

б) Установлено, что алкоголизм действует разрушающее  на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

- потеря чувства  меры и контроля над количеством  потребляемого алкоголя;

- нарушение  деятельности центральной и периферической нервной системы

(психозы, невриты  и т.п.) и функций внутренних  органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом  приеме алкоголя

(возбуждение,  утрата сдерживающих влияний,  подавленность и т.п.),

обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

4) Следующей  составляющей здорового образа  жизни является рациональное

питание. Когда  о нем идет речь, следует помнить  о двух основных законах,

нарушение которых  опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона  физиологическим

потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть

разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах,

витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется

Информация о работе Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования