Физическая культура и её роль в решении социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

Содержание работы

1. Введение. 2
2. Физическая культура - часть общей культуры. 3
3. Социальная природа физической культуры. 4
4. Функции физической культуры. 5
5. Физическая культура в обществе. Задачи 6-7 физического воспитания.
6. Влияние спорта и физической культуры на 8 интеллектуальное развитие.
7. Нравственно-этическое воспитание человека. 9
8. Заключение. 10
9. Список литературы. 11

Файлы: 1 файл

htathfn abprekmnehf.docx

— 26.29 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                          Реферат

 

на тему : «Физическая культура и её роль в решении социальных   

                                                                                                                                        проблем.»

 

 

 

 

 

 

                                     

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание

 

 

  1. Введение.                                                                2

 

  1.  Физическая культура - часть общей культуры.  3

 

  1. Социальная природа физической культуры.       4

 

  1. Функции физической культуры.                           5

 

  1. Физическая культура в обществе. Задачи            6-7 физического воспитания.

 

  1. Влияние спорта и физической культуры на         8 интеллектуальное развитие.

 

  1. Нравственно-этическое воспитание человека.    9

 

  1. Заключение.                                                            10

 

  1. Список литературы.                                               11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

      При написании  работы была поставлена цель  – показать нравственно-эстетические  и социальные аспекты физкультуры  и спорта, их роль в формировании  гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт  приобрели в наше время такую  социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества  они не имели, пожалуй, никогда.

       Физическая культура  и спорт являются не только  эффективным средством физического  развития человека, укрепления и  охраны его здоровья, сферой общения  и проявления социальной активности  людей, разумной формой организации  и проведения их досуга, но  бесспорно влияют и на другие  стороны человеческой жизни: авторитет  и положение в обществе, трудовую  деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

      Задача работы: рассмотреть  спорт как одно из важнейших  средств воспитания человека, гармонически  сочетающего в себе духовное  богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

                Физическая культура - часть общей культуры

 

      Спорт – очень  сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление  личности не однозначно. Поэтому  сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём – то одну, то  другую его сторону. Работа  над собой, большие физические  и волевые напряжения, борьба  за лучший результат, за победу  в соревновании воспринимаются  и осмысливаются спортсменами  по-разному.

      Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек  в первую очередь совершенствует  и укрепляет свой организм, своё  тело, свою способность управлять  движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Спорт, вне  всякого сомнения - одно из главных  средств воспитания движений, совершенствования  их тонкой и точной координации,  развития необходимых человеку  двигательных физических качеств.  Но не только. В процессе занятий  спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение  управлять собой, быстро и правильно  ориентироваться в разнообразных  сложных ситуациях, своевременно  принимать решения, разумно рисковать  или воздерживаться от риска.  Спортсмен тренируется рядом  с товарищами, соревнуется с соперниками  и обязательно обогащается опытом  человеческого общения, учится  понимать других.

      Процесс развития  культуры состоит в том, что  человек одновременно и создает,  творит культуру. И свести весь  этот процесс только к чисто  «духовной» деятельности, игнорировать  аспекты физической культуры, физического  его развития и воспитания - значит  не только объединить сам процесс,  но и дать неверное толкование  его сущности.

      Физическая культура-часть  общей культуры общества, одна  из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей  человека и использование их  в соответствии с потребностями  общественной практики.

      Это особая и  самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно  с общей культурой человека. Физическую  культуру можно рассматривать  как специфическую реакцию на  потребности общества в двигательной  активности и способ удовлетворения  этих потребностей.

      В личностном аспекте  она представляет собой ту  часть общей культуры человека, которая является внутренней  мерой степени развития физических  сил и двигательных навыков,  а также уровня жизнедеятельности  и жизнеспособности человека  и состояния его здоровья. Она  позволяет с помощью своих  специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

                                                                                                                            

                Социальная природа физической  культуры

 

      Физическая культура  является, по своей сущности социальным  явлением. Как многогранное общественное  явление, она связана со многими  сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется  в общую структуру образа жизни  людей. «Социальная природа физической  культуры, как одной из областей  социально необходимой деятельности  общества, определяется непосредственными  и опосредованными потребностями  труда и других форм жизнедеятельности  человека, стремлениями общества  к широкому использованию её  в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).

      Воздействуя на  физическую природу человека, физическая  культура содействует развитию  его жизненных сил и общей  дееспособности. Это в свою очередь,  способствует совершенствованию  духовных возможностей и, в  конечном итоге, приводит к  всестороннему и гармоническому  развитию личности. «Нельзя сводить  физическую культуру только к  оздоровительному её влиянию,  к укреплению организма - это  было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей  роли как источника творческих  сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения».

      Физическая культура - явление исторически обусловленное.  Её возникновение относится к  древнейшим временам. Она, как  и культура в целом, является  результатом общественно-исторической  практики людей. В процессе  труда люди, воздействуя на окружающую  их природу, в то же время  меняют и свою собственную  природу. Необходимость подготовки  людей к жизни, и, прежде  всего к труду, а также к  другим необходимым видам деятельности  исторически обусловила возникновение  и дальнейшее развитие физической  культуры. Социальная природа физической  культуры, как одной из областей  социально необходимой деятельности  общества, определяется непосредственными  и опосредованными потребностями  труда и других форм жизнедеятельности  человека, стремлениями общества  к широкому использованию ее  в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании.

      Раскрытие потенциальных  возможностей человека способствует  формированию таких личностных  качеств человека, как уверенность  в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность  преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. 

                                                                                                                            

                          Функции физической культуры

 

        Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:

 

    Общее развитие и укрепление  организма (формирование и развитие  физических качеств и способностей, совершенствование двигательных  навыков, укрепление здоровья, противодействие  и сдерживание процессов инволюции  и т. д.).

      Подготовка к трудовой  деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости  против неблагоприятных условий  труда, гиподинамии, профессионально-прикладная  подготовка и т. п.).

      Удовлетворение потребностей  в активном отдыхе и рациональном  использовании внерабочего времени  (развлечения, игры, компенсация).

      Раскрытие волевых,  физических качеств и двигательных  возможностей человека на предельных  уровнях.

      Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий.  Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества. В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства.

    На современном этапе  решается задача превращения  массового физкультурного движения  в общенародное, базирующееся на  научно обоснованной системе  физического воспитания, которое  охватывает все слои общества. Существующие государственные системы  программно- оценочных нормативов к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.

  Обязательные занятия физкультурой  по государственным программам  проводятся в дошкольных учреждениях,  во всех типах учебных заведений,  армии, на предприятиях и др. - в режиме рабочего дня (производственная  гимнастика, физкультурные паузы  и т.п.). Для организации массовой  физкультурно-оздоровительной работы  на предприятиях, учреждениях, учебных  заведениях и др. созданы коллективы  физической культуры.

  Основными задачами физического  воспитания молодого поколения  являются: укрепление здоровья и  закаливание организма, правильное  физическое развитие, сообщение  детям и молодежи необходимых  двигательных умений и навыков,  совершенствование их физических  способностей, содействие формированию  важнейших морально- волевых качеств.                   Физическая культура в обществе. Задачи физического   

                                         воспитания        

 

      «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью».

      Физическое воспитание - одна из составных частей  системы воспитания, имеющая целью  укрепление здоровья человека  и его правильное физическое  развитие. В единстве с умственным  образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением  физическое воспитание содействует  всестороннему развитию личности  человека.

      Основными же задачами  физического воспитания молодого  поколения являются: укрепление  здоровья и закаливание организма,  правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи  необходимых двигательных навыков,  совершенствование их физических  способностей, содействие формированию  важнейших морально-волевых качеств.  Физическое воспитание способствует  формированию и развитию морально-волевых  качеств, помимо физических способностей: мышечная сила, физическая выносливость, ловкость, скорость реакции, быстроту  движений.

Информация о работе Физическая культура и её роль в решении социальных проблем