Физическая культура её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта. Актуальность темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5
1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5
1.1.1 Базовая физическая культура 10
1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15
1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18
1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8
1.2.1 Специфические функции физической культуры .19
1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие
социальные функции физической культуры 21
Выводы ………………………………………………………………………... 9
Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь
2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9
2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….
Выводы ………………………………………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………….....................40
Список литературы …………………………….…………………….. ………42

Файлы: 1 файл

курсачИК.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

5. Физическая культура в процессе исторического развития изменяется в зависимости от изменения основных условий жизни общества; в то же время между различными ступенями ее развития существует закономерная преемственность. При характеристике функций и форм физической культуры надо иметь в виду поэтому как относительно устойчивые ее признаки, так и приобретаемые ею в условиях каждой отдельной общественной формации.

1.2.1.Специфические функции

Под специфическими функциями  физической культуры, как уже говорилось, надо понимать лишь те ее функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в ее специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей ее видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства ее видов (ее системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно некоторым ее разделам, видам и разновидностям.

Специфические функции  физической культуры в целом заключаются  прежде всего в ее свойствах, позволяющих  удовлетворять естественные потребности  человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.

Функции физической культуры специализируются в зависимости  от особенностей социальных институтов и форм жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные ее виды.

Различают:

— специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных сними знаний (т.е. как фактора физического образования);

— специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

— «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;

— специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

 

3.2. Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры

В принципе все общие  функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе  и в области физической культуры. К ним относятся, в частности, эстетические, нормативные и информационные функции.

Эстетические  функции физической культуры непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии. «Прекрасное и красивое в человеке, — глубоко заметил Н. Г. Чернышевский, — немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека». Вся деятельность по освоению физической культуры имеет жизнеутверждающий характер, а следовательно, и эстетическое значение, поскольку эстетические восприятия человека проходят как бы сквозь призму его физического состояния и включают в себя оценку жизненной важности человеческих физических достоинств. Несомненную эстетическую ценность имеют гармония телесного и духовного развития, совершенство движений, красота телосложения и многое другое, что дает органическое приобщение к физической культуре. Не случайно она получила широкое отображение в различных видах искусства и приобрела ряд признаков  искусства (особенно в сфере спорта).

Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение,—нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования. Получая широкое распространение и общее признание, они оказывают существенное влияние на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают ее использование в интересах личности и общества, что хорошо видно на примере нормативов Единой спортивной классификации.

Говоря об информационных функциях физической культуры, имеют в виду ее немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения. Духовные и материальные ценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителями существенной информации, прежде всего о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств. Но не только. В непосредственной связи с физической культурой создаются, как уже сказано, эстетические и другие духовные ценности, развиваются различные отрасли знания, воплощающие важную научную информацию. В физической культуре, в частности в спорте, многие науки находят для себя источник новых фактов и закономерностей.

Большое место занимает физическая культура в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Общение  «по поводу» физкультурной деятельности стало одной из самых распространенных форм межличностных, межколлективных и международных контактов, охвативших многие миллионы людей.

Этому способствуют жизнеутверждающий  характер физкультурной деятельности, общечеловеческая ценность достигаемых в ней результатов, а также универсальность «спортивного языка», понятного без перевода всем людям благодаря его логике честного состязания, которое не разъединяет, а объединяет людей.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям. При этом кроме специфических функций физической культуры существенное значение имеют особенности ее как средства нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового воспитания. Оценивая возможности, предоставляемые физической культурой в этом отношении, надо, как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством использования ее в собственно воспитательных целях, зависит не только и не столько от ее специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.

То же самое относится  к роли физической культуры в общем  процессе социализации личности и социальной интеграции.

Итак, в системе социальных связей, объединяющих общественные явления, пронизывающих всю жизнь и структуру общества, физическая культура используется в единстве с другими сторонами культуры для достижения многих социально заданных целей. При этом в обществе коммунистического типа первостепенное значение имеют цели всестороннего гармонического развития личности, совпадающие в принципе с целями подготовки к созидательному труду и другим общественно необходимым видам деятельности. На этой основе получают свое полное проявление все функции физической культуры, представляющие ценность для общества и личности.

 

Выводы

В первой главе были полностью обозначены все формы и функции физической культуры, а так же подробно рассмотрены их влияние на физическую культуру и общество в целом.

По применению форм и  функций физической культуры мы убедились, что направления предназначены для всех возрастных групп населения и призвано не только формировать двигательные умения и навыки, но и развивать физические качества и создавать основу для последующей профессиональной или спортивной деятельности, а так же поддерживать базовый уровень физической дееспособности на протяжений всей жизни.

 

Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь

2.1 Сущность  и взаимосвязь функций управления

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Одним из компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того , они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация собранная по средствам контроля, «говорит» менеджерам , как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивации и организации).

    Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление – это искусство создавать вещи по средствам людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:

  • планирование

Информация о работе Физическая культура её формы и функции