Физическая культура её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта. Актуальность темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5
1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5
1.1.1 Базовая физическая культура 10
1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15
1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18
1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8
1.2.1 Специфические функции физической культуры .19
1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие
социальные функции физической культуры 21
Выводы ………………………………………………………………………... 9
Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь
2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9
2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….
Выводы ………………………………………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………….....................40
Список литературы …………………………….…………………….. ………42

Файлы: 1 файл

курсачИК.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Вводная гимнастика служит как бы введением в трудовой процесс — она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей работоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнительно небольшая — 5-7 мин. и состоит чаще всего из 6-8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции, а так же относится к факторам психической настройки. Ей могут способствовать идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.

Очевидно, что профессионально-прикладная физическая культура связана с базовой  физической культурой. Их органическая связь заключается в том, что  профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе предпосылок, создаваемых общей физической подготовкой. Кроме того, в состав элементов производственной и военно-прикладной физической культуры входят «специфические» элементы базовой физической культуры и спорта (например, прикладные виды спорта).

 

1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, как раздел физической культуры, выделилась на основе направленного  использования физических упражнений в качестве сопутствующих средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, и прочно вошла, например, в систему здравоохранения в виде лечебной физической культуры.

Лечебная физическая культура сегодня включает широкий комплекс специфических средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения), разновидности которых используются в зависимости от характера заболеваний, травм и других нарушений функций и форм организма. Здесь определились режимы нагрузок («щадящий», «тонизирующий», «тренирующий»), а также типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные сеансы процедуры, занятия урочного типа и пр.). Лечебная физкультура (ЛФК) -  метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Лечебная физкультура обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

Действующим фактором лечебной физкультуры являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил[16].

Разделом оздоровительно - реабилитационной физической культуры выступает система мер спортивно-реабилитационного  характера, а также другие возможные элементы. Спортивно - реабилитационные меры, в частности, в качестве обязательных, органично вписываются в современную систему подготовки. Доказана их значимость в восстановлении функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. В свою очередь, физкультурные оздоровительно - реабилитационные меры сегодня прочно связываются и с системой научной организации труда, занимая собственное место в производственной физической культуре и комплексе профилактических мер (восстановительные упражнения, направленные на устранение неблагоприятных последствий производственных нагрузок, физкультурно-реабилитационные занятия в производственных профилакториях и т.п.).

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. (17)

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

 

1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры

Под этим условным наименованием  объединены два подраздела физической культуры. Во-первых, эта так называемая физическая культура повседневно-бытового характера, во-вторых, рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха — развлечения (активный туризм и охота с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, физкультурно-спортивными развлечениями как способ активного отдыха и т.п.).

При этом имеется в  виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами  оперативной оптимизации текущего, относительно быстро меняющегося функционального  состояния организма и нормализации его на некотором обыденно-нормальном уровне, способствующем тем самым формированию благоприятного функционального фона  для основной жизнедеятельности. [2, 10]

В отличие от других компонентов  физической культуры эти ее виды обеспечивают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма. Тем не менее, они играют важною роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки жизненной активности, в немалой степени влияют на повседневное настроение, а в совокупности с другими компонентами физической культуры вносят свой вклад в сохранение здоровья и общую работоспособность.

"Фоновою" физическую  культуру правомерно рассматривать  как существенный компонент здорового  образа жизни. Одновременно не  стоит забывать, что ее действенность во многом зависит от сочетания с другими компонентами физической культуры, особенно с базовыми.

"Фоновые" виды  физической культуры могут в  некоторой степени способствовать  сохранению достигнутого общего  уровня общей физической подготовленности. Однако возлагать на них серьезные надежды как на основные факторы фундаментальной физической подготовки или максимального совершенствования способностей нельзя, поскольку "фоновым" видам физической культуры такие функции не присущи. [9, 17]

Использование физической культуры в быту чаще всего выражается в регулярном выполнении упражнений гигиенической гимнастики, закаливающих процедур и оптимизации режима домашних занятий и отдыха в соответствии с требованиями гигиены. Наряду с этим в быт трудящихся все шире внедряются оздоровительные прогулки, бег, ходьба на лыжах, плавание и другие физические упражнения.

Гигиеническая гимнастика, несмотря на ее кратковременность, чрезвычайно  важный элемент физической культуры в быту.

В режиме дня взрослого  человека следует выделять время для неоднократного применения гигиенической гимнастики. При этом она выполняет различные функции: утром (непосредственно после сна) способствует более быстрому переходу организма от сна к активно-деятельному состоянию, в дневное время предупреждает или отодвигает утомление, обеспечивая активный отдых, перед сном благоприятствует нормальному сну.

Достаточно физически  подготовленные люди могут проводить  ее с довольно значительными нагрузками, включая упражнения с дополнительными  отягощениями. Гимнастика перед сном должна заканчиваться дыхательными и другими упражнениями, приводящими организм в спокойное состояние. [16]

Оздоровительные прогулки желательно наряду с гигиенической  гимнастикой включать в обязательною часть ежедневного двигательного  режима. Прогулки можно совершать по пути на работу и с работы, днем или вечером перед сном, пешком, на лыжах, велосипеде. Нагрузка при этом регулируется дальностью маршрута и скоростью передвижения.

Особенно широкую популярность приобрел в последние годы оздоровительный бег, или бег трусцой. Это замечательное средство направленного улучшения жизнедеятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, важный фактор противодействия бытовой и производственной гиподинамии. Оздоровительный бег доступен практически всем людям, не имеющих серьезных заболеваний.

Прогулки и оздоровительный  бег рекомендуется совершать  в любую погоду в целях закаливания  организма. Тем, кто страдает бессонницей, целесообразно совершать прогулки вечером, а тем, кто склонен к полноте, можно и после обеда.

В выходные дни и отпускное  время все шире используются средства физической культуры как фактор после рабочего восстановления, укрепления здоровья и организации культурного досуга трудящихся.

Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристские походы в выходные дни и в отпускное время, экскурсии, связанные с двигательной деятельностью, физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры, спортивные развлечения, открытые состязания и т.п.

При организации большинства  массовых физкультурно-оздоровительных  мероприятий необходимо учитывать, что они должны быть рассчитаны на широкий выбор занятий в зависимости  от индивидуальных склонностей, на переменный состав участников и неоднородность его по возрасту, уровню подготовленности. В связи с этим следует предусматривать ограничения нагрузки тем, кому повышение ее противопоказано. [2, 14, 17]

 

 

1.2 Функции физической культуры

Для углубления представления  о сущности физической культуры, ее роли и месте в системе общественных явлений первостепенное значение имеет  анализ ее основных функций и форм существования в обществе. Без  этого невозможно понять закономерности целесообразного использования физической культуры и управления ее развитием.

Под «функциями» физической культуры понимают объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Подразумевается, что  функции физической культуры реализуются  в полной мере через активную деятельность человека, направленную на использование  соответствующих культурных ценностей. Когда кто-либо приобщается, например, к гимнастике или спорту, то в процессе использования этих компонентов физической культуры испытывает на себе их вполне определенное воздействие, обусловленное присущими им свойствами, удовлетворяет свои естественные потребности в движениях, одновременно вступает в те или иные отношения с другими людьми, приобщенными к физической культуре.

В функциях физической культуры раскрывается в действии ее содержание, а с ним - ее значение как для  индивида, так и для общества в  целом.

Функции физической культуры неотделимы от форм, на основе которых они проявляются.

Термин «формы» означает здесь то, что структурно отличает виды и разновидности физической культуры.

Видами называются относительно более крупные сочетания элементов  физической культуры, структурно оформившиеся в связи с объединяющей их функцией (или функциями), а разновидностями—менее крупные формы, представляющие собой варианты видов.

Вся совокупность видов  и разновидностей физической культуры в обществе, взятых в их закономерном соотношении друг с другом и в  их связях с основными сферами жизнедеятельности человека, характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.

Методологические положения, определяющие исходную позицию при  подходе к анализу функций.

1. В качестве признаков  выделения (определения) функций и форм физической культуры служат свойства, объективно присущие ей в действительности, и ее объективные отношения к другим явлениям, сторонам или процессам действительности.

2. Специфическими функциями  физической культуры правомерно  считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других сторон культуры. Далеко не все, что достигается посредством использования физической культуры в обществе, можно причислить к ее специфическим функциям.

С учетом этого надо различаю специфические функции физической культуры и общие функции, характеризующие ее как одну из сторон культуры в целом. Общие функции основываются на функциональных связях, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями.

3. Функции физической  культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи с ее формами, ибо функция и форма, как давно уже показано общенаучной методологией, не существуют независимо друг от друга, а взаимообусловливают друг друга.

4. При характеристике  функций физической культуры, как и при выявлении особенностей ее отдельных составляющих, надо исходить также из того, что физическая культура органически входит в общую социальную структуру, тесно связана множеством взаимозависимостей с другими сторонами социальной действительности. На структуру физической культуры существенно влияет общая структура образа жизни людей. Причем особенности различных форм физической культуры, так или иначе отражают особенности тех социальных сфер (подсистем), в рамках которых она используется.

Известно, например, что физическая культура, непосредственно включенная в сферу производства (производственная физическая культура), существенно отличается от физической культуры, используемой в условиях повседневного домашнего быта, вместе с тем и та и другая также существенно отличается от физической культуры, включенной в систему общего образования-воспитания подрастающих поколений («школьной» физической культуры). Отсюда следует, что при рассмотрении основных частей, функций и форм физической культуры нельзя ограничиваться лишь некоторыми произвольно взятыми сферами ее функционирования в обществе — надо представить все социальные сферы, в которых она играет значительную роль и где ее отдельные составляющие приобретают свои специфические особенности.

Информация о работе Физическая культура её формы и функции