Физическая культура античного мира. Олимпийские игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:17, реферат

Описание работы

Цель – изучить структуру физической культуры античного мира и олимпийские игры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности физической культуры античного мира и олимпийских игр
- рассмотреть особенности физической культуры античного мира и олимпийских игр
Объект – физическая культура античного мира и олимпийские игры.
Предмет – процесс создания физической культуры античного мира и олимпийских игр.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3

Физическая культура античного мира
1.1 Физическая культура стран Древнего Востока………………………..4
1.2 Физическая культура Античной Греции………………………………6
1.3 Физическая культура Древнего Рима…………………………………..8

2 Олимпийские игры
2.1 Олимпия - центр спортивных праздников……………………………10
2.2 Олимпийские игры древнего периода………………………………..11
2.3 Современные олимпийские игры……………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Физичская культура.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

1. Многочисленные источники указывают  на то, что физическая подготовка  юношей до 16-17-летнего возраста, т. е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи.

2. Основой, на которой держалась  Римская империя, ее внутренней  определяющей силой являлись  наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим в конечном  счете всегда мог рассчитывать. На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло. Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. В отличие от греческих полисов  в Риме власть всегда была  сосредоточена в руках немногочисленной  группы людей. В этой атмосфере  не могло возникнуть общественного  движения, которое придало бы  занятиям физической культурой  организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Не могли принести существенных  изменений и попытки отдельных  государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.

 

2 Олимпийские игры

2.1 Олимпия - центр спортивных праздников

Согласно легенде по совету дельфийского оракула, в начале IX века до н. э., царь Элиды Ифит, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты договорились возобновить олимпийские празднества в их прежней форме.

Договаривающиеся стороны объявили Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний - обязательным периодом мира. Эвсебий также связал возрождение игр с намерением прекратить внутренние междоусобицы и потрясения иного рода. Заслуживает внимания замечание Павсания о том, что Ифит убедил жителей Элиды делать жертвоприношения в честь дорийца Геракла, которого они ранее считали своим врагом.

На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно Олимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ:

1. Алтий еще до пришествия  дорийцев был не просто священной  рощей, где проводились обряды  посвящения, но и ритуальным центром  избрания царей.

2. Здешнее святилище Геры считалось  одним из древнейших мест, где совершались культовые ритуалы плодородия. К числу обрядов относились и такие виды испытаний для юношества, как, например, состязание по бегу под звуки авлоса, в ходе которого определялась "девушка года", олицетворявшая собой плодородие.

3. Олимпия была связана тесными  узами с культом предков, игравшим  определяющую роль в идеологии  аристократии. Согласно мифологии, именно здесь находились могилы  Пелопса и Тараксиппа.

4. Немаловажное значение имело  и то обстоятельство, что, помимо  поддержки со стороны Дельфийского святилища, это место пользовалось известностью как связанное с культом Зевса, этого наиболее авторитетного греческого божества.

5. Олимпия была расположена в  сравнительно легкодоступном и  одновременно защищенном месте.

6. В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась поддержкой Спарты, самого могущественного полиса в то время.

Объединительную роль игр резко усилила и активно проводимая в VIII-VII веках до н. э. колонизация. Экспансия греков в районе Средиземного моря временно решила проблему ввоза зерна и сняла остроту классовых столкновений. Однако, при тогдашнем соотношении сил и состоянии транспортных средств, поддерживались лишь чрезвычайно слабые политические связи между городами-метрополиями и их колониями. Эти связи строились, скорее, на обоюдной заинтересованности в торговом обмене и политической взаимозависимости которую время от времени приходилось укреплять путем заключения различного рода союзов и соответственно отправления традиционных религиозных обрядов. В этом смысле панэллинские состязания, и прежде всего олимпиады, зародившиеся под знаком культа Зевса, превратились в неотъемлемые элементы укрепления межгреческих политических связей, развития общегреческого национального сознания против "варваров", говорящих на других языках.

 

2.2 Олимпийские игры древнего периода

 

Интересные выводы относительно истории развития олимпийских игр можно сделать на основе результатов раскопок, произведенных Кунце. В ходе этих раскопок обнаружилось, что в Олимпии были построены, по времени один за другим, пять стадионов. Два первых стадиона древнего периода игр и ипподром для конных состязаний были построены еще одновременно с Алтием. В 776 году до н. э. зафиксировано имя только одного победителя - Кореба, выигравшего бег под звуки авлоса. По мере постепенного расширения программы состязаний вводятся новые дистанции бега: на расстояние в две стадии - диаулос, 724 год до н. э., и несколько стадий, 720 год до н. э. 3aтeм появились такие виды состязаний, как пентатлон - пятиборье и борьба, 708 год до н. э., кулачный бой, 688 год до н. э., гонки колесниц, 680 год до н. э., скачки и, наконец, панкратион, 648 год до н. э. Создается группа граждан Элиды - организаторов игр. Складываются классические формы публичных жертвоприношений, принесения присяги, жеребьевок и процедуры проведения состязаний.

Традицию венчать победителей лаврами возобновили лишь начиная с 7-й Олимпиады по уже упоминавшемуся совету дельфийского оракула. Первые одиннадцать Олимпиад прошли под знаком превосходства мессенцев, затем вперед вышли пятиборцы Спарты. Кроме пелопоннесцев первыми участниками игр из числа представителей других частей Греции стали афиняне - 21-я Олимпиада, а из колонии - посланцы Смирны - 23-я Олимпиада.

Олимпийские игры древнего периода несли на себе отпечаток духовной гегемонии аристократии, что в первую очередь объясняется влиянием Спарты. Старинные традиции посвящения тогда уже получили политическое содержание. Из-за введения обязательного подготовительного времени для участников состязаний рядовые граждане из числа свободнорожденных оказывались в чрезвычайно невыгодном положении. Женщины, неполноправные граждане, варвары и те, против которых было возбуждено какое-либо дело, не могли участвовать в состязаниях. Правда, для женщин в иное время по-прежнему устраивали традиционные соревнования в беге.

Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями тогдашнего военного искусства и мистифицированными представлениями о физических возможностях человека. Из записей Филострата и прочих материалов по этому вопросу видно, что греки вначале отдавали предпочтение скорости, а затем силе. Они перетаскивали тяжелые камни, соревновались в погоне за животными, тянули вручную груженые телеги и сгибали толстые ветви деревьев. Состязания по бегу происходили не по круговой дорожке, а по прямой - туда и обратно - между местом старта и находящимся в конце дистанции алтарем, имитируя, по сути дела, движение греческих боевых порядков. Наиболее наглядно это демонстрирует вид состязаний под названием бег с оружием.

Дискуссия в кругах специалистов по истории спорта относительно того, каковы были критерии определения победителей состязаний, не утихает по сей день. Однозначные описания этого не сохранились. Поэтому авторы, принадлежащие к различным школам, на совершенно спекулятивной основе, черпая свои доводы из обрывков мифов и противоречащих друг другу источников того времени, перенося в прошлое современные правила проведения спортивных соревнований, сложившиеся в конце прошлого века, приходят к прямо противоположным выводам. Ко всему этому примыкает то абсурдное предположение, что за более чем тысячелетнее существование игр в правилах проведения состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению, правильный подход к рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных источников, заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний в ту или иную эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и не в последнюю очередь внутреннего развития форм движений. Четким определяющим фактором древних игр был ритуал. В рамках этого следует отделять процесс отбора в ходе подготовки к обряду посвящения, который, предшествуя олимпиаде, проводился в палестрах Элиды, и само публичное состязание, до которого могли дойти лишь наиболее перспективные атлеты.

С учетом вышеупомянутого у двух устроителей игр - которые одновременно исполняли функции судей - не было особенно больших трудностей при определении победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных состязаниях. Однако в поединках, где состязающиеся олицетворяли жизненную силу своих полисов, в отличие от сегодняшних понятий критерием победы служило действительное выведение соперника из строя или принуждение его признать свое поражение. В борьбе это достигалось путем проведения эффектного приема, лишающего соперника возможности продолжать поединок, а с VII века до н. э. - путем принуждения его встать на колени. Однако в кулачном бое и панкратионе поединки древней эпохи считались завершенными только в тех случаях, когда один из соперников терял сознание, получал повреждение или отказывался от продолжения схватки. Но последнее рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются ссылки на то, что в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после первых поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих видах состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.

 Принципы присуждения призов также не укладываются в представления о любительском и профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века. Вплоть до наших дней продолжает бытовать убеждение, будто победители состязаний, в том числе и владельцы лошадей, использовавшихся в гонках на колесницах или скачках, получали на античных олимпиадах лишь венки, сплетенные из лавров священной рощи Алтий, и одновременно приобретали право воздвигнуть себе памятник в этой роще. Следовательно, они были еще "любителями", а денежное вознаграждение или "превращение в профессионалов" - явление, характерное уже для начала эпохи спада и разложения.

 

    1. Современные олимпийские игры

 

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Согласно хартии, Олимпийские игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам. Игры Олимпиад, известные также как Летние Олимпийские игры, проводятся в первый год 4-летнего (Олимпийского) цикла. Счёт олимпиадам ведётся с 1896, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896-99). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (например, VI — в 1916-19, XII-1940-43, XIII — 1944-47). Термин «Олимпиада» официально означает четырёхлетний цикл, однако неофициально часто используется вместо названия «Олимпийские игры». В тех же годах, что и Игры Олимпиад, с 1924 года проводились Зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. В нумерации Зимних Олимпийских игр пропущенные игры не учитывают (за IV играми 1936 года последовали V игры 1948). Начиная с 1994 года сроки проведения зимних Олимпийских игр были сдвинуты на 2 года относительно летних.

Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней. Символ Олимпийских игр — пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении, т. е. олимпийские кольца. Цвет колец в верхнем ряду — голубой, чёрный и красный. В нижнем ряду — жёлтый и зелёный. Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913. Эмблема — олимпийские кольца. Девиз — Citius, Altius, Fortius (лат. «быстрее, выше, сильнее»). Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, поднимается на всех Играх, начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия), где также впервые стала даваться олимпийская клятва. Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится начиная IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне (Великобритания). С Олимпиады-1936 в Берлине (Германия) проводится эстафета олимпийского огня. Олимпийские талисманы впервые появились на летних и зимних Играх 1968 года неофициально, а утверждаются с Олимпиады-1972 года.

Зимние Олимпийские игры 2014 (англ. 2014 Winter Olympics, официальное название XXII зимние Олимпийские игры) — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпийских игр Сочи 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние Игры. По окончании Олимпийских игр на тех же объектах будут проведены зимние Паралимпийские игры 2014. Организацией зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 занимается Оргкомитет «Сочи 2014».

1 марта 2010 года на церемонии  закрытия зимних Олимпийских  игр 2010 президент МОК Жак Рогге  передал олимпийский флаг мэру  Сочи Анатолию Пахомову. Этот процесс сопровождался красочным действом, рассказывающим о российской культуре. За три месяца до этого Жак Рогге представил логотип Сочи 2014. В 2011 году талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка. За 500 дней до начала Олимпийских игр Оргкомитет «Сочи 2014» огласил слоган предстоящей Олимпиады :«Жаркие. Зимние. Твои». На английском языке слоган звучит следующим образом: Hot. Cool. Yours. Следует обратить внимание на то, что по-английски слоган несёт в себе дополнительный подтекст, поскольку слово cool, помимо основного значения «холодный» (то есть зимний), имеет разговорное значение «классный, крутой». По словам Чернышенко, эта фраза «в трёх словах позволяет показать всё многообразие и характер России». Слово «жаркие» одновременно отсылает и к месту проведения игр — Сочи — и к «накалу спортивных страстей». Слово «зимние» означает время года, в которое проводятся игры, а также образ, возникающий в голове у иностранцев при упоминании России. «Твои» символизирует, что предстоящие Игры будут «Олимпиадой каждого»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов. На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которая охватывает все социальные слои общества. Обязательные занятия физической культуры по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, в армии.

С древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

Информация о работе Физическая культура античного мира. Олимпийские игры