Боевые искусства Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 23:45, реферат

Описание работы

Боевым искусствам Востока более четырех тысяч лет. С глубокой древности они были частью исторических, культурных и философских традиций Востока.
Для жителей многих восточных стран единоборство – не только средство ведения боя, но и стиль жизни. Существенная часть упражнений восточных единоборств призвана восстановить дыхание, нормализовать сердцебиение. Также важна философская составляющая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
История возникновения и становления восточных единоборств как спорта……5
Боевые искусства Китая…………………………………………………………..…7
Ушу-родоначальник восточных единоборств……………………………………...8
Восточные единоборства в России………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

боевые искуства.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………..….3
  2. История возникновения и становления восточных единоборств как спорта……5
  3. Боевые искусства Китая…………………………………………………………..…7
  4. Ушу-родоначальник восточных единоборств……………………………………...8
  5. Восточные единоборства в России………………………………………………....14
  6. Заключение…………………………………………………………………………..16
  7. Список использованной литературы…………………………………………….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Боевым искусствам Востока более четырех тысяч лет. С глубокой древности они были частью исторических, культурных и философских традиций Востока.

Для жителей многих восточных стран единоборство – не только средство ведения боя, но и стиль жизни. Существенная часть упражнений восточных единоборств призвана восстановить дыхание, нормализовать сердцебиение. Также важна философская составляющая. 

Основными очагами зарождения единоборств в мире являются Индия, Китай, Япония, Корея. Достаточно самостоятельные виды борьбы сформировались на Филиппинах, во Вьетнаме. Есть среди них непохожие на другие, но все же просматриваются и общие черты.

Долгое время боевые искусства Востока оставались вне поля зрения европейцев. 

После военных успехов Японии в русско-японской войне европейцы увлеклись восточными единоборствами. Они не особо церемонились с ритуалом,  а пытались соединить диковинные приемы с распространенными способами классической борьбы. Из этой затеи не вышло ничего хорошего, а искусство восточных единоборств было предано забвению.

Видов Восточных Единоборств очень много. Самые известные, это дзюдо, каратэ, айкидо и ушу. Во второй половине ХХ века именно они стали наиболее распространенными в Америке и Европе.

Новое увлечение Востоком в Америке и Европе началось после Второй мировой войны и достигло пика в 70-е годы XXвека.  Интерес к боевым искусствам перерос в настоящий бум. На Запад хлынул поток учителей из Китая, Кореи, Японии, Таиланда.  Среди них  были и профессионалы, и, как это часто случается, те, кто просто хотел заработать. Росту популярности боевых искусств способствовало кино. На экраны стали выходить боевики, главными героями которых  были мастера боевых искусств, защищающие слабых и борющиеся со злом.

В конце 80-х годов мода на боевые искусства Востока добралась до России. Но намного раньше , в 30-е годы, к нам пришло дзюдо. На его основе было создано самбо – первая спортивно-боевая система, разработанная с использованием восточных единоборств. В последствии появилось несколько  направлений развития боевых искусств. Наиболее популярное среди них – спортивное.

Все виды древних единоборств своей целью ставили лишь владение приемами рукопашного боя и борьбы для защиты от противника. Европейские виды рукопашного боя так и остались на этом уровне.

А вот восточные единоборства, перешагнули порог прикладного искусства и стали не только рукопашным боем, но и философией, основанной на духовных и религиозных ценностях.

На системе воспитания, ставящей своей целью одновременно и физическое, и духовное развитие человека.

Я решил рассказать о Восточных единоборствах, поскольку считаю эту тему, весьма, интересной и увлекательной. Еще в детстве я очень увлекался восточными единоборствами – рукопашным боем. Меня всегда манила некая умиротворенность и хладнокровие учителей. Каждое их движение имело определенный смысл и философию. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, единоборства служат развитию и становлению гармонической личности. Настоящие мастера «становятся воинами, чтоб никогда не сражаться».

Моя цель и задача написание работы в том, чтобы показать, что приоритетом нравственности, гуманизма проникнуто подавляющее большинство восточных единоборств. Что фраза, живущая в головах всех истинных воинов и мастеров любого боевого искусства, сказанная еще в древности одним мудрым учителем,  «чистая победа остается за тем, кто смог избежать боя» не показатель трусости, а показатель здравого смысла и нравственной развитости человека.

В своем реферате я расскажу о истории развития и становлении восточных единоборств на примере одного из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире -ушу. В наше время уже не для кого не секрет то, что ушу активно развивается в пользу спортивно-соревновательного прикладного аспекта. 

2.История возникновения и становления восточных единоборств как спорта.

 

Споры о том, какая школа древнее и какая является ведущей, продолжаются и по сей день.

Изначально боевые искусства разрабатывались для применения в условиях бесконечных войн и междоусобных конфликтов. В древние времена особое внимание воины уделяли умению владеть разными видами оружия. Тренировки без оружия занимали гораздо меньше времени.

Однако позже боевыми искусствами увлеклись и мирные жители, и даже монахи. Боевые искусства стали развиваться по трем путям. Первым был «народный» путь. Массовые праздники и народные гуляния на Востоке включали соревнования и показательные выступления мастеров боевых искусств. Очень многие школы Востока были в первую очередь семейными, секреты передавались от отца к сыну. Вторым путем развития был военно-государственный. Боевые искусства изучали воины. Выступления и соревнования проходили при активном участии знати. Третий путь – это школы боевых единоборств при храмах и монастырях.

На Востоке важнейшее значение при изучении единоборств придавали традициям. Эти ритуальные правила,  основанные на восточной философии и религии, сохранились тысячелетиями в храмах и монастырях, которые стали крупными центрами развития боевых искусств.

Древние школы боевых искусств существовали во многих азиатских государствах – в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде. Но сегодня родиной древних боевых искусств считается Индия. Не исключено и очень даже вероятно, что на их развитие в Индии повлиял греческий панкратион - кулачный бой с бросками, подножками и захватами. С панкратионом жители Индии должны были познакомиться в IV веке до н.э., когда часть полуострова Индостан была завоевана войском Александра Македонского. 

Разные школы обогащали друг друга, появлялись смешанные системы и стили. Споры о том, какая школа древнее и что из чего произошло продолжаются по сей день. Реальная история настолько тесно переплетается с легендами, что обычно очень трудно точно определить когда возник тот или иной вид единоборств. Крайне сложно и оценить вклад разных мастеров в развитие того или иного стиля. 

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект -- боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала. 

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства. 

3.Боевые искусства Китая.

 

Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональным, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являются одновременно и духовной дисциплиной и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и видом спорта, системой психофизического тренинга и символической самореализацией человека.

Зарождение китайских боевых искусств следует отнести к первому тысячелетию до нашей эры, когда многочисленные государства на территории нынешнего Китая вели между собой непрерывные войны, и была нужда в системах подготовки воинов. Первым способом такой подготовки стали воинские танцы, имитировавшие различные исторические сражения и заставлявшие участвующих в них воинов отрабатывать основные боевые приемы. 

Китайские боевые искусства принято называть термином "ушу". Термин «ушу» переводится с китайского на русский язык как «боевые искусства». В прошлом для обозначения боевых искусств в Китае использовались и другие термины — «цзицзи» («мастерство ударов»), «уи» («боевое искусство»), «баши» («формы приемов»), «гошу» («национальное искусство»), «сянбо» («взаимная схватка»), «шоубо» («рукопашная схватка») и другие. Насильственное внедрение в XX веке в китайском обществе идей и ценностей, связанных с коммунистической идеологией, привело к расколу в мире ушу. Ныне существует традиционное ушу, являющееся прямым наследником древних боевых искусств, и поддерживаемая государством гимнастика ушу, никакого отношения к боевым искусствам не имеющая. 

 

4.Ушу – родоначальник восточных единоборств.

 

Китайское ушу –это одна из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире. Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, относят появление ушу за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами.

Однако ушу, как духовно-культурный феномен, представляет собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившийся в Китае на основе техники ведения поединка, концепция ряда традиционных философских школ, включавший ритуальный, боевой, оздоровительный и другие аспекты, тесно взаимосвязанные между собой, оформился значительно позднее.

Первые рисунки методов боя с оружием встречаются на изображениях, относящихся к эпохе Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.), это период, когда появляются первые протогосударства в районе реки Хуанхэ. К этому времени и относят появление основных видов традиционного китайского оружия: алебарды, клевца, трезубца, кинжала, дротика, копья, различных видов мечей. Самым распространенным оружием того времени считается клевец (гэ), упражнения с которым можно встретить до сих пор в некоторых школах ушу на севере Китая. Предназначался он для боя на средней дистанции, был легок и удобен в поединке. Это оружие стало символом боевых искусств вообще. Не случайно иероглиф «у» в слове ушу состоит из двух частей-графем: «чжи» – остановить и «гэ» – клевец. Таким образом, смысл иероглифа «у» в его ранней трактовке обозначал «умение остановить клевец» или «предотвратить атаку клевцом».

Методы работы с оружием долгое время доминировали при подготовке воинов. Кулачное искусство не пользовалось особой популярностью, так как сколь мастерски бы не владел воин ударами руками и ногами, все равно он заметно уступал человеку, вооруженному копьем или мечом. Кулачным боем в древности в основном занимались простолюдины, те, кто не имел средств приобрести себе оружие или не имел права его носить по социальному статусу. Как отдельный вид боевых упражнений кулачное искусство впервые начинает упоминаться со II-III веков до н.э. под названиями «бянь» (современное значение – «бить в ладоши») и «шоубо» (современное значение – «борьба»)

Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н.э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов рукопашного боя, боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуан* ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.

В период правления ханьского императора У-ди (Воинственный), который высоко ценил всякую боевую практику, различные виды единоборств были объединены понятием «цзюэди» – «вступать в схватку». Сюда вошли цзюэли, шоубо, а также борьба шуайцзяо. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов, методов выведения из равновесия, широко использовались броски-подножки через бедро и спину, зацепы. Постоянных правил не существовало, победителем обычно считался тот, кто поставил противника в безвыходное положение, например, прижал к земле или сделал болевой залом. Воинские искусства, методы которых были абсолютно прагматичны и направлены на достижение победы в бою, стали одним из истоков ушу. К VI-VII векам ушу начинает формироваться как уникальная система, создаваемая на стыке воинских методик, народной мистики и даосских воззрений.

Информация о работе Боевые искусства Китая