Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 16:54, курсовая работа
По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости, общей выносливости.
Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу).
Бег скрестным шагом. Выполняется захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо.
Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед—вверх.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед—вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег. Выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.
Содержание упражнений в беге для людей 17-25 летнего возраста: бег на носках; бег отводя назад ноги, согнутые в коленях; бег широким и мелким шагом; бег поднимая вперед прямые ноги; бег высоко поднимая колени; бег прыжками; бег с выполнением задания; бег в сочетании с другими движениями (с ведением мяча, со скакалкой, прыжками); бег из разных стартовых положений; бег в быстром темпе (50м); бег на скорость (60-80 м); челночный бег (5 раз по 50 м); чередование ходьбы и бега (на 3-4 отрезках пути по 200-250 м каждый); бег в среднем темпе по пересеченной местности (550-1000 м); медленный бег (7- 10мин).
2.4. Проведение контрольного эксперимента и его результаты
По окончании эксперимента, в ходе которого была апробирована разработанная нами методика развития выносливости у молодых людей посредством бега, 30 мая 2015 г. был проведен контрольный эксперимент – с целью выявления эффективности применения данной методики на практике.
Содержание контрольного эксперимента идентично содержанию констатирующего эксперимента. В ходе контрольного эксперимента было проведено тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп в беге на выносливость.
Результаты тестирования представлены в табл. 5–6.
Таблица 5. Результаты тестирования студентов экспериментальной группы в беге на выносливость в ходе контрольного эксперимента
№ |
Тестируемый |
Возраст |
Продолжительность бега, с |
Длина м |
Средняя |
1 |
А1 |
16 |
330 |
830 |
2,5 |
2 |
А2 |
16 |
255 |
590 |
2,3 |
3 |
А3 |
17 |
260 |
690 |
2,65 |
4 |
А4 |
17 |
290 |
755 |
2,6 |
5 |
А5 |
18 |
260 |
400 |
1,54 |
В среднем по группе |
279 |
653 |
2,32 |
Таблица 6. Результаты тестирования студентов контрольной группы в беге на выносливость в ходе контрольного эксперимента
№ |
Тестируемый |
Возраст |
Продолжительность бега, с |
Длина м |
Средняя |
1 |
Б1 |
17 |
340 |
840 |
2,47 |
2 |
Б2 |
18 |
270 |
550 |
2 |
3 |
Б3 |
18 |
260 |
635 |
2,44 |
4 |
Б4 |
19 |
270 |
660 |
2,44 |
5 |
Б5 |
19 |
250 |
350 |
1,4 |
В среднем по группе |
278 |
607 |
2,1 |
Анализ таблиц 5-6 показывает, что на этот раз участники контрольной группы в целом оказались менее выносливыми (278 с / 607 м), чем участники экспериментальной группы (279 с / 653 м). Средняя скорость бега в обеих группах была примерно одинаковой (2,32 м/с в экспериментальной группе, 2,10 м/с – в контрольной группе). Этот факт подтверждает более высокую выносливость участников экспериментальной группы: при одинаковом темпе бега они смогли преодолеть большее расстояние (653 м), чем студенты контрольной группы (607 м), несмотря на то, что в констатирующем эксперименте их показатели были гораздо хуже (554 м) показателей студенты контрольной группы (592 м).
Таким образом, анализ результатов тестирования показывает, что динамика развития выносливости у студентов экспериментальной группы значительно выше, чем у студентов контрольной группы (рис. 5-6).
Разность средних длин дистанций, преодоленных студентами экспериментальной группы в начале и конце эксперимента (653 м – 554 м = 99 м) значительно больше разности средних длин дистанций, преодоленных студентами контрольной группы (607 м – 592 м = 15 м).
Отсюда следует, что разработанная нами методика использования бега как средства развития выносливости у людей 17-25 летнего возраста достаточно эффективна.
Рис. 5. Динамика развития выносливости студентов экспериментальной группы
Рис. 5. Динамика развития выносливости студентов контрольной группы
Заключение
Полноценное физическое развитие студентов - это прежде всего заинтересованность самих студентов о своем здоровье, развития интереса к различным, доступным в повседневной жизни видам движений и физических упражнений.
В системе физического воспитания и в развитии выносливости большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического состояния организма. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие человека, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
Важность освоения техники бега состоит в том, что он чаще других движений используется в повседневной жизни всеми людьми. Кроме того, бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в футбол, волейбол, баскетбол и т.д.
Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения и тем самым развивать выносливость - наиболее ценного оздоровительного качества. Особенно важен для развития общей выносливости медленный бег (скорость 3—5 м/с), повышающий функциональные возможности организма.
Средством развития выносливости у людей 17-25 лет является не только бег, выполняемый как отдельное упражнение, но и подвижные игры с бегом, игры-эстафеты. При этом в игре, помимо развития выносливости, происходит развитие других физических качеств, а также совершенствуются навыки в других основных видах движений.
Нами была разработана методика развития выносливости у студентов посредством бега на основе принципа рациональной организации двигательной активности с использованием комплекса различных видов бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.
В ходе констатирующего эксперимента методом тестирования был выявлен исходный уровень выносливости тестируемых экспериментальной и контрольной групп, а в ходе контрольного эксперимента был определен уровень развития выносливости у тестируемых экспериментальной и контрольной групп по окончании апробации методики развития выносливости у студентов посредством бега.
В ходе формирующего эксперимента мы учитывали полученные результаты тестирования во время констатирующего эксперимента и, наряду с общими занятиями, давали индивидуальные задания отдельным студентам.
Анализ результатов тестирования в ходе контрольного эксперимента показал, что динамика развития выносливости у студентов экспериментальной группы значительно выше, чем у студентов контрольной группы, так как разность средних длин дистанций, преодоленных тестируемыми экспериментальной группы в начале и конце эксперимента (99 м) значительно больше разности средних длин дистанций, преодоленных дошкольниками контрольной группы (15 м).
Таким образом, разработанная нами методика использования бега как средства развития выносливости у людей 17-25 лет показала свою эффективность и возможность ее использования в практике занятий физической культурой для студентов, а также подтвердила нашу гипотезу о том, что специальные условия на основе бега будут способствовать развитию выносливости у студентов.