Бег как средство развития выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости, общей выносливости.
Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Файлы: 1 файл

курсовая I.docx

— 120.14 Кб (Скачать файл)

Внезапная  слишком большая нагрузка может повредить физическое состояния человека. Надо постепенно развивать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость.

По данным В. Г. Фролова, целесообразным для достижения общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков (рис. 4). 

 

Рис. 4. Развитие качества выносливости. Бег на выносливость (по длине дистанции пробега). На рисунке показано возрастное развитие качества выносливости. Этот показатель отражает значительные возможности детей 3—7 лет к проявлению данного качества. Отмечается значительный рост его в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 7 лет у мальчиков. (А. В. Кенеман, 1978, с. 129).

Основной формой развития выносливости являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют спортивные игры, например, футбол. В футболе половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой.

Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется для развития выносливости всех возрастных групп. Для людей в возрасте 17-25 лет продолжительность бега составляет 15-25 мин. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая различные упражнения для растяжек. Это поможет не только развить выносливость, но и улучшить гибкость тела.

Чтобы эффективно расширять возможности организма можно предложить пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 7-10 км. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 1.5-2 км повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 7-14 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер бегуна, настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

С целью развития выносливости более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 5-6 м/с. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

 

Глава II. Организация и проведение педагогического исследования

2.1. Задачи и методы  исследования

В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1) выявить уровень развития выносливости  у студентов;

2) разработать методику развития  выносливости у студентов посредством  бега на основе принципа рациональной  организации двигательной активности  с использованием комплекса различных  видов бега, спортивных игр, беговых  упражнений и игр-эстафет;

3) провести исследование эффективности  использования на практике разработанной нами методики развития выносливости у студентов посредством бега.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы; эксперимент; тестирование.

Анализ научной и методической литературы дал возможность определить основные вопросы по проблеме развития выносливости у студентов посредством бега, спортивных игр, упражнений и эстафет.

В ходе эксперимента методом тестирования был определен начальный уровень развития выносливости у студентов, которые были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную – по 5 человек в каждой группе.

В ходе эксперимента на студентов экспериментальной группы была апробирована разработанная нами методика развития выносливости у людей в возрасте 17-25 лет посредством бега на основе принципа рациональной организации двигательной активности с использованием комплекса различных видов бега, спортивных игр, упражнений и игр-эстафет.

В ходе контрольного эксперимента методом тестирования был определен уровень развития выносливости у студентов экспериментальной и контрольной групп по окончании апробации методики развития выносливости у студентов посредством бега.

 

2.2. Проведение констатирующего  эксперимента и его результаты

В беге на выносливость определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата.

Тест проводится с небольшой подгруппой (5—7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности у молодых людей. Участвуют Альбер Анатольевич преподаватель физического воспитания, Ахметгалимов Раиль студент 95 группы и тестируемая группа.

Преподаватель заранее измеряет дистанцию беговой дорожки (в метрах) и размечает ее — отмечает линию старта и половину дистанции.

Студенты подходят к линии старта. Сопроводитель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Сопроводитель группы бежит впереди колонны в среднем темпе 4-5 круга, студенты бегут за ним, затем студенты бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если тестируемый пробежал всю дистанцию без остановок.

Записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал тестируемый.

 

 

В медицинском колледже г. Можги такой тест был проведен 15 апреля 2015г. В тестировании приняли участие по 5 студентов экспериментальной и контрольной групп в возрасте 16- 19 лет. Результаты тестирования представлены в табл. 3-4.

Таблица 3

Результаты тестирования студентов экспериментальной группы  
в беге на выносливость в ходе констатирующего эксперимента

Тестируемый

Возраст

Продолжительность бега,

с

Длина  
дистанции,

м

Средняя  
скорость, м/с

1

А 1

16

300

700

2.3

2

А 2

16

170

480

2,8

3

А 3

17

240

630

2,6

4

А 4

17

250

660

2,6

5

А 5

18

200

300

1,5

В среднем по группе

264

554

2,1


 

 

Таблица 4

Результаты тестирования студентов контрольной группы  
в беге на выносливость в ходе констатирующего эксперимента

Тестируемый

Возраст

Продолжительность бега,

с

Длина  
дистанции,

м

Средняя  
скорость, м/с

1

Б 1

17

340

820

2,4

2

Б 2

18

350

530

1,5

3

Б 3

18

250

650

2,6

4

Б 4

19

260

640

2,4

5

Б 5

19

230

320

1,3

В среднем по группе

286

592

2,04


 

 

Анализ таблиц 3–4 показывает, что участники контрольной группы в целом оказались более выносливыми (286 с / 592 м), чем участники экспериментальной группы (264 с / 554 м), причем средняя скорость бега в обеих группах была одинаковой – 2-2,1 м/с, что говорит о слабой физической подготовленности студентов экспериментальной группы в целом.

В экспериментальной группе наилучшую выносливость показали  тестируемые  –  А 1. (700 м) и А 3. (630 м). А2 имеет наихудшую выносливость в группе. При этом средняя скорость его бега самая высокая (2,8 м/с), хотя бег на выносливость не требует больших скоростей. Наряду со слабой физической подготовленностью, это явилось дополнительным фактором его последнего места в группе.

В контрольной группе лучший результат у тестируемого Б1 (340с / 820 м) и у Б3. (250 с / 650 м). Наихудший результат среди тестируемых у студента Б5 . (230 с / 320 м).

Таким образом, участников эксперимента можно условно разделить на следующие группы:

1) студенты с хорошей физической и тактической подготовленностью в беге на выносливость;

2) студенты с низкой физической подготовленностью;

3) студенты, не умеющие бегать на выносливость;

4) студенты с низкой физической и тактической подготовленностью в беге на выносливость.

Поэтому в ходе формирующего эксперимента мы учитывали полученные результаты тестирования и, наряду с общими занятиями, давали индивидуальные задания отдельным студентам.

 

2.3. Проведение формирующего  эксперимента. Методика  
использования бега как средства развития выносливости  
у студентов.

В ходе формирующего эксперимента, который проводился с 16 апреля 2015 г по 30 мая 2015 г. была апробирована разработанная нами методика использования бега как средства развития выносливости у молодых людей в возрасте 17-25 лет. Данная методика основана на принципе рациональной организации двигательной активности и включает в себя комплекс различных видов бега, беговых упражнений и спортивных игр.

 

2.3.1. Развитие выносливости  на занятиях по физической  культуре

На занятиях по физической культуре мы исходим из принципа рациональной организации двигательной активности. Суть его состоит в следующем.

1. Преобладание циклических, в первую  очередь беговых (скорость 1,0—1,2 м/с), упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности.

2. Целесообразность частой смены  упражнений при многократной (до 8—12) повторяемости одного упражнения, возможна многовариантность.

3. Необходимость добиваться серьезного отношения студентов к выполнению упражнений.

4. Создание условий для преобладания  положительных эмоций во всех  видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались  скучными, можно ввести элемент  соревнования.

5. Выполнение движений должно  быть легким и красивым.

6. Занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю.

7. Важный и основной раздел физкультурных занятий — подвижные игры с циклическими упражнениями.

8. Занятия по физкультуре проводятся в зале и на открытом воздухе.

При разучивании новых движений у нас не было трудностей со студентами, они легко запоминали новые движения. 

В каждом движении есть наиболее важная часть, определяющая его структуру, — ведущее звено и дополнительные части. Вначале подбираются подводящие упражнения, близкие к ведущему звену данного движения, затем, при их закреплении, совершенствовании — близкие к дополнительным.

Подводящие упражнения нельзя повторять многократно и доводить таким образом до навыка. Искаженное усвоение какой-либо детали затруднит обучение целостному действию. Роль подводящих упражнений часто подсобная, поэтому достаточно нескольких повторений (примерно 4-6 раз) для того, чтобы понять способ выполнения движения.

Примеры подводящих упражнений при обучении бегу:

- перешагивание через рейки, положенные  на пол, с постепенным увеличением расстояния.

- бег широким шагом с носка.

- бег с высоким подниманием коленей.

Цель подготовительных упражнений - общая подготовка, повышение функционального уровня органов и систем, развитие физических качеств (в нашем случае - выносливости). Подводящие упражнения имеют более узкое назначение — они помогают овладеть техникой данного двигательного действия.

Методика обучения бегу. Программные требования – развивать выносливость, ловкость, быстроту, внимание; создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями. Требования при обучении движению следующие: на занятиях предлагаются дополнительные задания - изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений — ходьбой, прыжками и др. Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 7-9 мин. Увеличивается беговая дистанция. Тестируемые соревнуются в беге на скорость (60—100 м). Более продолжительным становится бег в медленном темпе (5—7 мин).

Техника выполнения основных видов бега такова:

Обычный бег. Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед—вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.

Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.

Информация о работе Бег как средство развития выносливости