Анализ развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость» широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых,способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [26,с44]. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Не трудно представить себе, допустим, ученика ,который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений,но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,как только внезапно меняется условие выполнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….8
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….8
1.2. Развитие физических качеств детей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................18
1.3. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...24
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………….......29
2.1 Задачи и методы исследования……………………………………………..29
2.2Организация исследования………………………………………………….32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения…………………………39
3.1. Результаты исследования…………………………………………………..39
Выводы…………………………………………………………………………...41
Список литературы……………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Дипломка.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

Как доказано наукой и практикой, обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребенка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Подтверждением этой мысли являются результаты еще одного экспериментального исследования. С группой детей, принятых в отделения плавания и фигурного катания детской спортивной школы, был проведен цикл занятий, направленных на развитие координации движений. После окончания этих занятий дети выполняли ряд контрольных упражнений по технике избранных ими видов спорта. Оказалось, что в опытных группах показатели были значительно выше, чем в группах, где специальные занятия не проводились. Более того, юные пловцы из опытной группы имели и лучшие спортивные результаты. Вероятно, более высокий уровень развития координации движений обеспечил лучшее овладение техникой плавания, что, в свою очередь, сказалось на скорости проплывания дистанций.

С целью изучения влияния занятий различными видами физических упражнений на координацию движений было проведено обследование с помощью контрольных тестов детей, регулярно занимающихся в спортивных школах разного профиля (акробатики, плавания, фигурного катания на коньках). Результаты обследования показали, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, фигурным катанием или акробатикой, уровень развития координации движений примерно одинаков.

В процессе этого же обследования было выявлено, что координация движений у детей, занимающихся спортом, лучше, чем у тех, кто физическими упражнениями активно не занимается.

Если на первых этапах занятий обучение движениям играет положительную роль в развитии координации, то в дальнейшем при повторении одних и тех же действий обогащение новыми и разнообразными навыками отсутствует. Вместе с тем известно, что только по мере такого обогащения расширяется база для возникновения новых координационных отношений, повышается пластичность нервной системы, улучшаются общие координационные возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что для развития координации движения могут быть использованы любые физические упражнения, но лишьпостольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определенную координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения[37,с48]. Это позволит правильно строить педагогический процесс. В научной литературе имеются данные, которые говорят о том, что дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.

Тоже самое подтверждают результаты повторных обследований детей, развивавших двигательные координационные способности: через 2,5 года после окончания эксперимента уровень развития координации движений у детей опытных групп был значительно выше, чем у детей контрольной группы.

На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями и превосходившие по развитию координационных способностей детей из контрольной группы, длительное время после окончания специальных занятий остаются «координационно» более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.

Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

 

 

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

 

2.1. Задачи и методы исследования.

 

Перед исследованием нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую  литературу по заданной теме.

2. Разработать методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

3. Выявить эффективность разработанной методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

4. Определить характер  воздействия средств гимнастики  на развитие основных двигательных  качеств и координационных способностей  у детей младшего школьного  возраста.

Методы исследования:

1. Анализ литературных  источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Проведение опросов и тестирование младших школьников и их родителей.

5. Анализ результатов тестирования.

6. Метод математической  обработки данных.

7.Эксериментальное исследование  с обработкой и интерпретацией данных.

Анализ литературных источников.

Анализ научно-методической литературы проводился нами с целью создания представления о координационных способностях, выяснения анатомо-физиологических особенностей младших школьников. Анализ существующих методик и программ по дисциплине «Физическая культура» для учащихся младших классов показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению. Наряду с относительным падением качественных параметров учебного процесса, существенно снижается мотивация детей к занятиям физической культурой. Возникает объективная потребность в новом положении содержания учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

Метод педагогического наблюдения позволил получить фактический материал об изучаемом процессе. Для определения путей совершенствования учебного процесса с помощью средств и методов гимнастики по дисциплине «Физическая культура» в младшей школе нами был проведен ряд подготовительных мероприятий. Среди них:

- показательные выступления  спортивной группы по художественной  гимнастике третьего года обучения  перед учащимися младшей школы  Баргузинского района и их родителями;

- разъяснительно - ознакомительные  беседы.

Показательные выступления и разъяснительные беседы проводились нами с целью наглядной демонстрации средств и методов гимнастики, их влияния на уровень физического и эстетического развития занимающихся, возможности их использования в учебном процессе в младшей школе.

Анкетирование позволило нам определить отношение детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом в школе и спортивных секциях, а также уровень их заинтересованности в использовании в ходе учебного процесса предложенной нами методики.

Анализ анкетирования показал, что 75% родителей занимались спортом в период обучения в младшей школе, из них 33% - плаванием, 11% - художественной гимнастикой, 6% - спортивной гимнастикой, 22% - легкой атлетикой и 28% - игровыми видами спорта. Основной мотивацией к занятиям спортом у 55% опрошенных была рекомендация тренера и родителей, у 7 % - желание достичь высокого спортивного результата, а 38% - рассматривали занятия спортом как способ проведения свободного от школьных занятий времени.

По результатам опроса выяснилось, что 40 % родителей оценивают уровень физического развития своего ребенка как отличное, хорошее или удовлетворительное, из них 70 % считают достаточным для своих детей школьных уроков.

60 %опрошенных родителей  считают неудовлетворительным уровень  физического развития своего  ребенка, аргументируя это нерациональным  двигательным составом уроков  по дисциплине «Физическая культура» в младшей школе и недостаточным использованием в учебном процессе элементов массовых видов спорта.

70 % опрошенных утверждают, что хотели бы, чтобы их дети  занимались в спортивных секциях, однако не могут реализовать  эту возможность по различным  причинам.

87 %родителей определили  уровень физической подготовленности  современных младших школьников  как более низкий по сравнению  с уровнем физической подготовленности  младших школьников предыдущих  поколений. Из них 75% основными причинами  этих различий считают ограничение  двигательной активности детей.

85 % опрошенных положительно  оценили работу преподавателя  физической культуры, отметив использование  в учебном процессе последних  достижений науки в области  физической культуры и спорта, и, как недостаток, большое количество  тестовых упражнений, используемых  для оценки уровня физического  развития ребенка, которые, по их  мнению, не являются объективными.

67 % родителей проявили  заинтересованность и поддержку  предлагаемой методики, 19 % родителей (имеющих сыновей) считают использование  на уроках средств оздоровительной  гимнастики, в частности упражнений  гимнастики, не целесообразным и 14% не проявили никакой заинтересованности  в данном вопросе.

Однако все родители дали свое согласие на использование в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» средств и методов гимнастики.

Анкетирование учащихся показало, что 90 % опрошенных считают уровень своего физического развития отличным и хорошим. 68 % хотели бы регулярно заниматься в спортивных секциях. Из них 35 % - большим теннисом, 32 % - футболом, 20 % - восточными единоборствами и 12 % другими видами спорта.

Учащиеся младших классов выявили желание заниматься на уроках физической культуры под музыку, выполнять танцевальные элементы и гимнастические упражнения с предметами, а также сочли интересным использование на уроках по физической культуре элементов гимнастики с целью повышения уровня развития ловкости и гибкости.

Полученные результаты опроса дают возможность утверждать, что 89% учащихся заинтересованы в использовании на уроках упражнений гимнастики.

Результаты опроса дали импульс для проведения экспериментального исследования. В задачи нашего эксперимента входило определение характера воздействия средств гимнастики на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Эффект предложенной методики оценивался путем анализа изучаемых показателей в процессе эксперимента, а также сравнением результатов экспериментальной и контрольной групп.

Математическая обработка данных полученных в результате тестирования проводилась с вычислением средней арифметической величины, вычислением процентных показателей, сравнением средних арифметических величин.

 

 

2.2. Организация исследования.          

Экспериментальное исследование проводилось на базе младшей школы МОУ Баргузинской СОШ, в котором приняли участие учащиеся 2-4 классов, в течение 2014 учебного года. Дети были поделены на две группы- экспериментальную «А» и контрольную «Б».

Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников.

На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы:

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения всех систем организма, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка[13,с15].

Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

Для развития КС детей школьного возраста используют методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный методы.

На втором этапе проводились беседы с младшими школьниками и их родителями, анкетирование.

На третьем этапе проводилось тестирование учащихся, которое включало три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамейке, стойка на одной ноге, челночный бег, бег на 30 м, подтягивания и т.п.

На четвертом этапе проводилось экспериментальное исследование, которое предусматривало проверку эффективности предложенной нами программы.

Эксперимент включал использование на уроках, кроме элементов существующей типовой программы, средств оздоровительной гимнастики. В современных литературных источниках не полностью отражены такие вопросы, как воспитательное значение средств гимнастики, влияние профилактических и корригирующих упражнений гимнастики на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в средней школе, их этическое воспитание в ходе учебного процесса.

Предложенные нами методические нововведения заключались в следующем:

- учащимся второго  класса предлагалась для обучения  разновидность шагов (переменный  шаг, перекатный шаг, танцевальные  шаги) и бега, различные виды равновесия, отдельные виды прыжков;

- учащиеся третьего  класса выполняли, кроме вышеописанных  упражнений, соединение танцевальных  шагов, «волны», повороты, прыжки;

- для учащихся четвертого  класса были предложены упражнения с предметами - мячом, обручем и скакалкой.

Упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости, акробатические упражнения и музыкальные игры применялись во всех классах, независимо от возраста.

Информация о работе Анализ развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленност