Анализ показателей здоровья студентов университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы является попытка определить состояние физического развития и физической подготовленности студентов ДВГУПС как показателей физического здоровья для прогнозирования и составления индивидуального “паспорта здоровья” студента. Выявить мотивационные блоки непостоянства занятий физическими упражнениями студентов, а также причины, влияющие на переход мотивов в потребность занятий физической культурой и спортом.

Файлы: 1 файл

Анализы показателей здоровья.docx

— 136.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследование показателей здоровья и физического развития студентов проводится на кафедре “Теоретических основ физического воспитания” Ульяновского государственного педагогического университета много лет. Мы считаем, что данная тема будет актуальной и в последующие годы, так как она затрагивает жизненно важные проблемы, касающиеся здоровья и работоспособности студентов. Подтверждением этого является приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.02 года за № 2715/227/166/19  
“О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации”.

Одним из приоритетных направлений  физического воспитания признано совершенствование  системы контроля и анализа уровня физического здоровья и подготовленности учащейся молодежи в высших учебных  заведениях страны. Разработана программа-положение  о всероссийском конкурсе “Резервы здоровья и работоспособности молодежи России” на учебный 2003/2004 год.

Задачей настоящей работы является попытка определить состояние  физического развития и физической подготовленности студентов ДВГУПС как показателей физического  здоровья для прогнозирования и  составления индивидуального “паспорта  здоровья” студента. Выявить мотивационные  блоки непостоянства занятий  физическими упражнениями студентов, а также причины, влияющие на переход  мотивов в потребность занятий  физической культурой и спортом.

Установлены объемы двигательной активности студентов университета в суточном режиме. Проведен анализ выполнения двигательной нагрузки в  сравнении с возрастными нормами.

Из анализа научной  литературы известно, что под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом в системах организма  человека происходят морфофункциональные  изменения, которые обеспечивают его  приспособляемость к физическим и умственным нагрузкам, т. е. способствуют повышению уровня физической подготовленности и работоспособности человека.

1. Особенности физического развития студентов ДВГУПС

Физическое развитие –  это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических  и функциональных свойств организма  в течение жизни (длина, масса  тела, окружность грудной клетки, жизненная  емкость легких, динамометрия). Процесс  физического развития подчиняется  закону возрастной ступенчатости и  связан с законом единства организма  и среды, зависит от условий жизни  человека. Это фактор не только гармоничного развития молодого человека, но и залог  успешности освоение профессии, что  составляет общее жизненное благополучие.

Исследование отечественных  и зарубежных специалистов в области  физической культуры и спорта способствовали выявлению особенностей физического  развития человека в современных  условиях.

В нашей стране для изучения физического развития учащейся молодежи применяется унифицированная методика антропометрических исследований, которая состоит из трех групп показателей: саматометрических, саматоскопических и физиометрических.

Говоря об особенностях, физического развития женщин и мужчин, мы предполагаем различие в ряде морфологических  и функциональных показателей по половым признакам.

Женщины по сравнению с  мужчинами имеют меньшую длину  тела, грудная клетка у них короче и относительно шире, конечности меньше, чем у мужчин, а позвоночник  – длиннее, существенные различия наблюдаются  в форме таза и плечевого пояса. Весь скелет у женщин менее прочен, облегчен, более эластичен и подвижен. Средний вес мужчин около 72 кг, у  женщин 60 кг. Мышечная масса женщин составляет 30–35 % веса тела, у мужчин она достигает 40–45 %. Жировой ткани  больше у женщин, до 30 %.

Изучая основные антропометрические признаки (длину, вес, периметр грудной  клетки) и некоторые функциональные показатели (ЖЕЛ, динамометрия кистевая) у студентов 1 курса университета по величине сигнальных отклонений (табл. 1).

Таблица 1

Физическое развитие студентов  ДВГУПС

признаки

мужчины

женщины

М±m

± S

M±m

± S

Длина тела, ем.

173,68±0,53

± 7,47

163,9±0,43

±6,01

Вес тела, кг

65,48±0,76

±10,75

56,8±0,75

±10,56

Периметр грудной клетки, см

85,54±0,39

±5,46

79,24±0,44

±6,19

ЖЕЛ, см

4332,5±40,0

±564,6

3036,5±32,27

±455,37

Динамометрия правая, кг

Динамометрия левая, кг

48,7±0,52

45,54±0,50

±7,29

±7,1

27,68±0,37

25,73±0,39

±5,28

±5,46


Мы установили, что студенты ДВГУПС характеризуются средним  физическим развитием по показателям  роста, веса, окружности грудной клетки и не отличаются от аналогичных показателей  данной группы жителей Дальневосточного региона.

Говоря о различиях  физического развития студентов  университета путей сообщений третьего курса в сравнении с первокурсниками, можно сказать, что они характеризуются  более высокими (Р < 0,01) показателями веса тела, окружностью грудной клетки и ЖЕЛ, что согласуется с возрастными  изменениями в целом по результатам  Российской Федерации.

Однако отмечается тенденция  к увеличению показателей кистевой динамометрии, при недостоверных  статистических изменений в показателях  роста.

При изучении качественного  взаимовлияния показателей физического  развития студентов нами были выявлены следующие особенности: сравнивая  матрицы коэффициентов корреляции юношей и девушек можно констатировать, что в мужской группе количество средних и тесных связей больше чем  у девушек, соответственно 14, 10 связей.

У юношей показатели роста  проявились со всеми остальными признаками слабую связь, у девушек этот показатель более активен, и в четырех  случаях оказался на среднем уровне: весовым показателям r = 0,587,  
с динамометрией правой руки r = 0,503, с динамометрией левой руки  
r = 0,500, а также с ЖЕЛ r = 0,533.

Тест на объем грудной  клетки у женщин проявил слабую связь  с остальными признаками. У мужчин корреляционные связи проявились следующим образом. Вдох, с динамометрией правой руки r = 0,588, с динамометрией левой руки r = 0,525, с ЖЕЛ r = 0,529.

Полученные данные свидетельствуют  о качественных особенностях проявления признаков физического развития юношей и девушек. Многочисленные исследования физического развития студенческой молодежи свидетельствуют о том, что методически правильно организованные занятия по физическому воспитанию могут существенным образом влиять на формирование морфологических и  функциональных признаков. Тем самым  способствуют гармоническому развитию организма и успешной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности в зрелом периоде, улучшение  состояние основных признаков физического  развития отражает и состояние здоровья человека на протяжении всей жизни.

2. Анализ динамики физической подготовленности учащейся молодежи

Результатом деятельности студентов  в условиях процесса физического  воспитания является физическая подготовленность, которая в совокупности представляет собой формирование комплекса физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.). Динамика изменений физической подготовленности человека происходит в течение всей жизни человека. Уровень физической подготовленности зависит от эффективности  структурно-функциональной перестройки  организма под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями.

Состояние физической подготовленности студентов зависит от направленности учебного процесса, где рационально  должны сочетаться объем и интенсивность  тренировочных воздействий, применяемых  средств физической культуры и спорта.

Специальная физическая подготовка базируется на основе общей физической подготовки. Основы техники физических упражнений изучаются на занятиях по физическому воспитанию, применяются  облегченные условия их выполнения, используются комплексы подготовительных и подводящих упражнений, с помощью которых происходит формирование механизмов внутримышечной и мышечной координации, соответствующих требованиям моделируемой части конкретного действия, движения.

Увеличение показателей  физической подготовленности в значительной мере зависит от степени развития таких физических качеств, как абсолютная и относительная сила, быстрота двигательных действий, выносливость, ловкость и  гибкость.

Силой в теории и методике физического воспитания называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или умение противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила – это  величина абсолютной силы, приходящаяся на один килограмм массы тела человека.

До определенного возраста абсолютная и относительная сила увеличивается как у спортсменов, так и у молодых людей, не занимающихся спортом. Однако у квалифицированных  спортсменов прирост данных показателей  значительно выше. Так, средние показатели силы у мужчин, не занимающихся спортом, находятся на уровне 60–70 кг, а у  женщин – 50–60 кг.

Сила формируется посредством  физических упражнений с отягощениями: собственного веса (сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, в висе на перекладине, приседание, прыжки и др.) и с применением  различных снарядов (штанга, гири, эспандеры, тренажеры и др.).

Величину отягощения можно  дозировать по следующим признакам:

1 – в процентном соотношении  к максимальному весу;

2 – по разности от  максимального веса;

3 – по числу возможных  повторений упражнений в одном  подходе.

Мы придерживаемся рекомендаций профессора В.М. Зациорского, который  считает наиболее универсальным  третий вариант признаков. Например, поднятый вес (15кг), поднимается максимальное количество (25) раз, будет обозначаться как 25 ПМ (повторный максимум), а 1 ПМ – это вес, который можно поднять один раз.

Тогда возможно применить  следующую градацию весовой нагрузки:

Обозначение веса

Число повторений в 1 подходе

Предельный

1

Околопредельный

2–3

Большой

4–7

Умерено большой

8–12

Средний

13–18

Малый

19–25

Очень малый

Свыше 25


Методы воспитания силы могут  быть очень разнообразными, их выбор  зависит от цели, которую ставит пред собой занимающийся. На занятиях по физическому воспитанию в ДВГУПС используются следующие методы воспитания качества силы.

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (90 % рекордного для конкретного студента). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5–6 подходов за одно занятие, отдых между, которыми составляет 4–8 мин. Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного студента. Он связан с воспитанием “взрывной силы”, которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. силы нервных процессов.

Метод повторных  усилий. Предусматривает выполнение упражнений с отягощением, составляющим 30–70 % индивидуального рекордного веса, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 306 подходов. Отдых между сериями  
2–4 мин. Этот метод с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться и т.д.), выполнив 7–13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % рекордных усилий). Упражнения выполняются сериями, по 15–25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2–4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в динамических производственных процессах.

Способность преодолевать внешнее  сопротивление выполняется в  двух формах в зависимости от изменения  длины мышц: динамической формой сокращения и статической формой сокращения.

Информация о работе Анализ показателей здоровья студентов университета