Универмаги( универсамы, торговые центры) и их роль в торговом обслуживании населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Главным направлением развития розничной торговли в настоящие время и в перспективе является значительное повышение качества торгового обслуживания покупателей, что имеет большое социально-экономическое значение. Высокий уровень качества торгового обслуживания может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех звеньев торговли, снижения издержек потребления и предоставления разнообразных услуг населению

Содержание работы

Введение
1. Значение современных типов магазинов в торговом обслуживании населения……………………………………………………………………………………..1-6
2. Характеристика торгово- хозяйственной деятельности торгового обьекта……………………………………………………………………………………………6-12
3. Устройства, планировка и оборудование торгового обьекта……………………………………………………………………………………….12-14
4. Особенности формирования ассортимента торгового обьекта……………………………………………………………………………………….14-16
5. Организация продажи товаров…………………………………………………………………………………………16-19
5.1 Подготовка товаров к продаже
5.2 Размещение и выкладка товаров
5.3 Методы продажи
5.4 Допалнительные услуги, оказываемые покупателям в розничном торговом обьекте…………………………………………………………………..20
6. Заключение
7. Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)

По товарному профилю - специализированное и универсальное. Специализированная мебель предназначена для определенной группы или видов товаров, универсальная  мебель для разных групп товаров.

По способу установки - устанавливаемое  возле стен), островное (устанавливаемое  в центре помещения), настенная и  встроенная.

По материалу изготовления - деревянная, металлическая, комбинированная, с  использованием дерева, металла, стекла, пластмасс и других материалов.

По конструкции — неразборная, сборно-разборная, складная, разборно- складная и секционная. Складная и  разборно-складная мебель имеет детали с шарнирными соединениями, которые  позволяют складывать их, уменьшая тем самым размеры мебель и  занимаемые, ею объем. Секционная мебель состоит из отдельных секций. Секция представляет собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами. Присоединение  секций в линию требуется меньшее  количество опорных стоек, что уменьшает  массу мебели, расходы на ее приобретение.

По комплектности — штучные  изделия и наборы мебели. Промышленность выпускает наборы мебели для продажи  продовольственных и отдельных  групп товаров - хлебобулочных изделий, кондитерских товаров, овощей и плодов.

По характеру производства —  экспериментальная, серийная массовая. Экспериментальную мебель изготавливают  в небольшом количестве для выявления  достоинств, недостатков и потребности  в ней торговых предприятий. Серийную мебель выпускают более или менее  крупными партиями (сериями) по результатом  изготовления и испытания экспериментальных  образцов. Массовую мебель изготавливают  в небольшом количестве и в  течение длительного времени  без изменения конструкции.

В ЗАО «Универсам «Центральный»  торговый зал оснащен оборудованием  для показа и отбора покупателями фасованных товаров, для расчета  и рабочих мест индивидуального  обслуживания: горки, витрины, прилавки, кассовые кабины, столы для упаковки и др.

Горки предназначены для выкладки и продажи товаров, хранение рабочего запаса. В качестве приспособления для выкладки товаров используются полки, корзины, навесные витрины, специализированные кронштейны и др. Горки оснащаются ценникодержателями, зеркалами, рекламными панелями, светильниками.

Горки бывают пристанные, островные, привитринные и торцовые.

Пристенные горки устанавливаются  по периметру торгового зала высотой 2000-2200 мм.

Островные горки устанавливаются  в центре торгового зала, они имеют  горки с двух сторон, высотой не более 1800 мм.

Привитринные горки сходны с  островными конструкциями, их устанавливают  вдоль оконных витрин. На стороне, обращенной к оконной витрине, вкладывают товар так, чтобы его можно  было рассмотреть с улицы.

Универсальные горки в качестве приспособлений для выкладки товаров  имеют полки для продажи мелких товаров, на которых устанавливают  сборно-разборные кассеты, образующие ячейки для выкладки товаров. В некоторых  горках вместо нижних полок устанавливают  подшкафники, которые служат для  хранения рабочего запаса. Внутри подшкафников устанавливают полки.

Витрины используют для внутримагазинного  показа товаров. Они имеют сборно-разборную  конструкцию и состоят из опорных  стоек, верхнего и нижнего щитов, стеклянных стенок и полок. Различают  витрины пристенные и островные.

Прилавки предназначены для  выкладки и продажи товаров. По назначению их делят на обыкновенные, прилавки-витрины, прилавки для крупногабаритных товаров, прилавки для хранения корзин, сумок  покупателей.

Прилавки-витрины имеют встроенную верхнюю часть из стекла для выкладки и демонстрации товаров. С внешней  стороны прилавок оборудован неширокой  полкой для сумок покупателей, а  со стороны продавца - выдвижными ящиками, полками открытыми или с раздвижными  дверцами для хранения товаров и  инвентаря.

Кассовые кабины предназначены  для устройства узлов расчета, они  образуют рабочее место контролера-кассира. Кассовые кабины бывают немеханические и механические, имеют сборно-разборную  конструкцию, оснащены выдвижными ящиками, полкой для хранения кассовых лент, кронштейном с лампой для местного освещения, защитными стеклами, вращающимся стулом с подъемным сиденьем и откидной спинкой, проволочной корзиной для мелких товаров.

Изучение спроса в ЗАО «Универсам Центральный» происходит путем анализа  предложений товаров сложившихся  на территории города, анализ тенденций  спроса покупателей. С целью изучения спроса населения в ЗАО «Универсам Центральный» имеется «Доска неудовлетворенного спроса», на которой каждый покупатель мелом может записать продукты, которые  он хотел бы видеть на полках магазина. Кроме того, в обязанности каждого  продавца входит записывать информацию о товарах, которыми интересуются покупатели и которых нет в продаже.

Среди экономических факторов формирования ассортимента в ЗАО «Универсам Центральный» особое место занимает развитие производства в Республике Беларусь, так как  удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте предприятия  – 85%. Основополагающим принципом ЗАО  «Универсам Центральный» является соответствие ассортимента магазинов характеру  предъявляемого потребителями спроса.

Ассортиментная политика универсама «Центральный» осуществляется по всем необходимым критериям и в  соответствии со всей необходимой документацией, а главное с ассортиментным перечнем.

Ассортиментные перечни устанавливаются  для предприятий торговли всех форм собственности и обязательны  для исполнения. Указанные в перечне  товары должны присутствовать в продаже  в течение всего рабочего дня, они согласовываются со всеми  заинтересованными службами и организациями  и утверждаются руководителем ЗАО  «Универсам Центральный».

В магазине представлены продовольственные  и непродовольственные товары в  разнообразном ассортименте от различных  поставщиков.

За исключением изобилия в рыбном, колбасном и овощном отделах  в магазине находится уголок итальянской  выпечки, так как универсам специально закупил печи для выпечки итальянской  продукции.

Огромное изобилие присутствует в  вино-водочном отделе. Даже привередливый  покупатель может с легкостью  найти тот товар, который ему  необходим. Рядом с вином находится  отдел сыров, где тоже присутствуют сыры различных вкусовых качеств, очень  дорогие и не очень.

Также имеются различные товары хозяйственного происхождения. Товары для дома можно приобрести с легкостью, так как в одном отделе сразу  представлены все необходимые товары.

Формируя конкурентоспособную  ассортиментную модель, коммерческая служба ЗАО «Универсам Центральный» учитывает потенциальные возможности  предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы. Службы ЗАО «Универсам Центральный» стремятся к тому, чтобы  каждая товарная позиция была рентабельной, т.е. размер торговой надбавки на товар  перекрывал его издержкоемкость.

Широкий ассортимент товаров, которым  отличается ЗАО «Универсам Центральный», позволяет ориентироваться на различные  требования потребителей и стимулировать  совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные  товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять  потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально  использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает  расходы на поддержание запасов  и может затруднять сопоставление  и выбор товара.

Интерьер торгового зала соответствует  современным требованиям. В магазине используется люминесцентное освещение, в зависимости от времени суток, а именно от уровня освещенности, оно  автоматически включается и выключается. То есть при нормальных условиях в  магазине активизируется 50% освещения, при первой же необходимости автоматически  включаются остальные 50%. Таким образом, товар полностью освещен и  имеет очень привлекательный  вид. Кроме того, зал кондиционирован, созданы условия для товара и  покупателя.

Универсам использует как обычные  ценники, так и ценники, выделяющие отдельных производителей из всей группы. Можно сказать, что все ценники  несут покупателю основную информацию о товаре (цена, наименование товара, количество, сведения о производителе, другая необходимая информация), они  располагаются строго около товара и не закрывают его.

В ЗАО «Универсам Центральный» активно  используется печатная реклама: каталоги, плакаты, фирменные настенные календари  и др. Они располагаются непосредственно  в зонах продажи рекламируемых  товаров.

Универсам использует фирменные упаковочные  материалы: пакеты различной вместимости  с рекламой магазина, оберточная бумага и др.

В универсаме «Центральный» часто  проводятся различные дегустации (например, проведение дегустации соков «Соковита», глазированных сырков «Karums»). Покупатели заранее предупреждаются об их проведении посредством размещения объявления на дверях магазина. Все желающие могут  побольше узнать о предлагаемой продукции  у консультантов, продегустировать ее. Такие дегустации создают у  покупателей приятное впечатление  о товаре, о его производителе, а также о магазине, в котором  она проводилась. Дегустации так  же являются методом неценового стимулирования продаж.

Из методов ценового стимулирования продаж в ЗАО «Универсам Центральный» можно выделить использование рыночной корректировки цен и скидок. Сущность рыночной корректировки цен заключается  в психологическом восприятии покупателем  цены товара. Так посетители магазина более охотно покупают, например цыплят-бройлеров, по цене 6980, чем по 7030, хотя разница  между этими ценами несущественная. Рыночная корректировка цен широко используется работниками ЗАО «Универсам Центральный» при формировании розничной  цены на товар. Скидки на товар в  ЗАО «Универсам Центральный» предоставляются  в основном совместно с поставщиками и производителями этих товаров.

В настоящее время привлечь и  удержать покупателя в магазине могут  способствовать не только грамотная  ассортиментная политика и различные  методы стимулирования продаж, но и  дополнительные услуги, предоставляемые  в магазине. В ЗАО «Универсам Центральный» предоставляются следующие виды дополнительных услуг:

- возможность расчёта за покупку  с использованием пластиковой  карточки;

- реализация в узлах расчёта  открыток и периодической печати;

- консультации специалистов магазина  по выбору товара;

- организация дегустации отдельных  товаров (совместно с производителями);

- наличие кафетерия.

В «Универсаме «Центральный» используется традиционная и современная форма  продажи

Традиционная - продажа через прилавок, на товары в отделах: колбасный, мясной, рыбный, штучный, вино-водочный.

Современный - продажа товаров с  выкладкой, по образцам, по предварительным  заказам, самообслуживание.

В «Универсаме «Центральный» продажа  САМ осуществляется на следующие  товары: консервы, соки, бакалея, кондитерские товары, расфасованные предварительно; овощи, фрукты, спиртные напитки и  минеральные воды, колбасы, рыбная продукция, молочные товары, хлебобулочные изделия  и так далее.

Самообслуживание - метод розничной  продажи, основанный на самостоятельном  осмотре, отборе, доставке покупателем  отработанных товаров в узле расчета.

Метод самообслуживания применяется  при продаже большинства продовольственных  товаров.

Полное самообслуживание - продажа  всех товаров по методу самообслуживания.

Частичное самообслуживание - некоторые  товары продаются непосредственно  продавцом в отделе.

Технология продажи методом  самообслуживания предусматривается:

1.  Покупатели имеют свободный  доступ к товаром, открыто выложенных  в торговом зале.

2.  Покупатели самостоятельно  отбирают товар в инвентарные  корзины или тележки.

3.  Оплачивают покупки в узле  расчета при выходе из магазина. Преимущества самообслуживания:

Социальный эффект самообслуживания состоит в сокращении затрат времени  покупателя на приобретение товара, повышение  культуры торгового обслуживания, улучшение  труда работниками магазина.

Экономический эффект самообслуживания выражается в увеличении покупательской способности магазинов, росте их товарооборота, улучшения торговых площадей и торгово-технического оборудования.

Дополнительные услуги, оказываемые  магазином покупателям:

1  прием предварительных заказов

2  дегустации отдельных видов  товаров

3  консультации специалистов  в магазине.


Информация о работе Универмаги( универсамы, торговые центры) и их роль в торговом обслуживании населения