Теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение оптимального ассортимента товаров исследуемого предприятия.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия «ассортимент» в целом;
- изучить основные этапы его формирования и факторы, влияющие на этот процесс;
- исследовать ассортимент торговой компании «Линия»;
- внести предложения по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.15 Кб (Скачать файл)

Введение 

Торговля является одной  из основных отраслей народного хозяйства, поскольку обеспечивает обращение  товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно  рассматривать как вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг  покупателям.

В зависимости от цели, с  которой приобретаются товары, торговля бывает двух видов:

- оптовая – торговля  товарами с последующей их  перепродажей или профессиональным  использованием;

- розничная – торговля  товарами и оказание услуг  покупателям для личного использования,  не связанного с предпринимательской  деятельностью.

Завершение процесса обращения  товаров происходит в розничной  торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа  предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых  товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с  доведением товаров непосредственно  до населения. При этом выполняются определенные торговые функции (изучение покупательского спроса, формирование ассортимента, организация закупок товаров, оказание торговых услуг покупателям, реклама) и технологические (прием и хранение товаров; их производственная доработка – фасовка, упаковка, маркировка; перемещение, размещение и выкладка товаров внутри магазина; продажа товаров – предложение покупателям, помощь в выборе; выполнение расчетов с покупателями). Кроме того, розничные торговые предприятия выполняют ряд функций, связанных с оказанием покупателям дополнительных услуг – доставка купленных товаров, консультации специалистов о правилах пользования товарами и др.

Одним из главных направлений  деятельности розничных торговых организаций является ассортиментная политика – мероприятия компании, связанные с формированием ассортимента и управлением им. Оно приобретает особую актуальность в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по поводу качества и возможности выбора. Поэтому от эффективности работы предприятия в области ассортимента зависит объем прибыли и рыночная доля.

Как показывает мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто более компетентен  в ассортиментной политике, владеет  методами ее реализации и умеет максимально  эффективно ею управлять.

Вот почему каждое предприятие  особое внимание обязано уделить  формированию ассортимента и его  корректировке в соответствии с  потребностями покупателей. Только в этом случае компания может улучшать свои экономические показатели и  быть конкурентоспособным.

Из вышесказанного следует, что формирование ассортимента продукции, несомненно, является актуальной проблемой  торговых организаций в современных  рыночных условиях.

Целью курсовой работы является определение оптимального ассортимента товаров исследуемого предприятия.

В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:

  • определить сущность понятия «ассортимент» в целом;
  • изучить основные этапы его формирования и факторы, влияющие на этот процесс;
  • исследовать ассортимент торговой компании «Линия»;
  • внести предложения по его совершенствованию.

Предметом исследования является ассортимент товаров, объектом же выступает  магазин «Белвест».

Данная курсовая работа состоит  их трех частей:

- теоретической;

- аналитической;

- рекомендательной.

В первом разделе рассмотрены  теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной торговли. Во втором – изучение и анализ ассортимента, представленного в магазине «Белвест». И, наконец, в третьей – разработка предложений по совершенствованию ассортимента компании.

Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой темы, рассматривались  различными учеными, на основании трудов которых построена данная курсовая работа. При написании работы также  использовались различные периодические  издания и ресурсы Интернет. Подробный  перечень данных источников указан в  списке используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  формирования ассортимента в  сети розничной торговли

1.1 Розничная торговля конца XX – начала XXI в. – это сложный многоуровневый бизнес. Ее основными чертами являются тесная связь с потребителем, высокая интерактивность операций (частота контактов с покупателями) и устоявшийся состав затрат. Покупатели склонны считать, что розничная торговля – это всего лишь продажа товаров через магазины, однако это еще и предоставление услуг: посещение кинотеатра, обследование у врача, стрижка у парикмахера и т.д. Мы определим розничную торговлю следующим образом.

Розничная торговля (retail, retailing) – это любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Любое предприятие, чья деятельность подходит под это определение, занимается розничной торговлей. Причем совершенно неважно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по каталогам или через Интернет) и где именно они продаются (в  магазине, на улице или на дому у  потребителя).

Розничный торговец – это  компания, продающая потребителям товары и услуги, предназначенные для  личного пользования, последнее  звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей.

Розничные торговцы выполняют  ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и  услуг. К ним относятся следующие:

- формирование торгового ассортимента – производители специализируются на изготовлении отдельных типов продукции. Если бы на рынке присутствовали только собственные магазины производителей, торгующие соответствующими товарами, потребителям пришлось бы немало побегать, чтобы купить все необходимое;

- дробление поступающих партий товаров – чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговцам большие партии товаров. А они, в свою очередь, предлагают продукты в количествах, соответствующих запросам потребителей;

    - хранение товаров – поддерживая определенный объем запасов, розничные торговцы создают дополнительное преимущество для потребителей, т.к. затраты последних на хранение сокращаются. Если бы потребителям пришлось создавать собственные запасы, они были бы вынуждены вкладывать дополнительные средства в резервные товары, отводить площади под хранение и т.д. Но поскольку обязательства по хранению запасов берет на себя розничный торговец, потребители держат дома лишь небольшое количество товаров, зная, что их всегда можно приобрести в магазине;

- предоставление услуг – розничные торговцы предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров. Торговые предприятия демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать еще до покупки. Специально обученные работники готовы в любой момент ответить на вопросы покупателей и сообщить дополнительную информацию о товаре.

Помимо вышеперечисленных  основных функций, розничные торговые предприятия выполняют множество  сопутствующих: изучение спроса, заключение договоров на поставку товаров, организация  доставки из мест производства в места  потребления, обеспечение их сохранности  и т.д. Тем самым розничные торговцы обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальными затратами времени  и сил приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или проживания и в необходимом количестве. Все  это увеличивает ценность товаров  и услуг для покупателей, и  они согласны платить большую  цену, а не покупать у производителя .

Теперь рассмотрим, непосредственно, что представляет собой ассортимент.

Ассортимент товаров –  это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (по общности производства или  потребления, назначению, материалу  изготовления и т.д.). Различают два  основных вида ассортимента:

- промышленный – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (сельскохозяйственным);

- торговый – ассортимент товаров, представленный в торговой сети; совокупность объектов реализации (товаров), предлагаемых торговым предприятием для продажи. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, размерам и другим признакам.

В основе образования торгового  ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные  и непродовольственные), выпускаемые различными производителями. Товарная группа – это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (верхняя одежда, обувь, молочные продукты и т.п.).

Совокупность товаров  определенной группы, объединенных общим  названием и назначением, образует вид товаров, например, костюм, платье, сапоги, телевизор, творог и т.п.

Внутри каждого вида товаров  по ряду частных признаков выделяют их разновидности. Разновидность товаров  представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов. Ассортимент  товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым.

В зависимости от специализации  торгового предприятия предлагаемый для продажи ассортимент может  быть узким или широким.

Широкий – ассортимент  товаров, представленный большим количеством  товарных групп и удовлетворяющий  различные потребности населения (например, ассортимент универмага).

Узкий – ассортимент товаров, представленный большим количеством  разновидностей товаров и представляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (например, ассортимент магазина «Спортивные  товары»).

Первоначально задачу формирования торгового ассортимента видели в  том, чтобы предложить потенциальным  покупателям возможность удовлетворения различных групп потребностей (или  несколько вариантов удовлетворения одной потребности) в одном месте, у одного торговца. Но со временем стало  ясно, что различные характеристики товаров взаимодействуют друг с  другом и в процессе этого взаимодействия изменяют потребительскую ценность как самих товаров, так и всего  торгового ассортимента.

Например, в ассортименте магазина «Утро» отсутствуют зубные щетки. При этом магазин ежедневно  реализует 100 тюбиков зубной пасты  «Колгейт» по цене 27 руб. за штуку. Соседний магазин «Лето» торгует только зубными щетками, реализуя их по цене 58 руб. в количестве 50 штук в день. И, наконец, магазин «Восход» аналогичного формата торгует как зубными щетками, так и зубной пастой различных производителей. При прочих равных условиях (цена за единицу товара, устойчивость ассортимента, месторасположение магазина и т.д.) он продает 150 единиц пасты «Колгейт» и 80 штук зубных щеток. Почему один и тот же товар пользуется неодинаковым спросом в трех аналогичных магазинах? Очевидно, покупатели считают, что покупка, совершенная в магазине «Восход», характеризуется большей потребительской ценностью, поскольку отпадает необходимость тратить время на поиск дополняющих товаров в другом месте.

Таким образом, сформированный по определенному принципу комплекс товаров (ассортимент) обладает большей  потребительской ценностью, чем  сумма потребительских ценностей  составляющих его товаров. Товары, собранные в ассортимент, перестают быть суммой объектов реализации и превращаются в качественно новый продукт, создаваемый в сфере обращения.

 

1.2 Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие

Торговый ассортимент  – это совокупность объектов реализации (товаров, услуг), предлагаемых торговым предприятием для продажи.

Каждый товар в структуре  ассортимента обладает определенными  свойствами и характеристиками, которые  придают ему способность удовлетворять  те или иные потребности человека. Эти свойства так или иначе становятся явными для потребителя и определяют его намерение приобрести товар.

Свойство – это объективная  особенность продукции, проявляющаяся  при его создании, эксплуатации или  потреблении. Термин «свойство» обычно обобщает ряд характеристик продукции.

Существуют следующие  классы характеристик.

1. Характеристики, создаваемые  в процессе производства:

- физические (механические, электрические, химические, биологические и др.);

- органолептические (связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);

- эстетические (например, вежливость, честность, правдивость);

- временные (пунктуальность, безотказность, доступность и др.);

- эргономические (например, физиологические характеристики или характеристики, связанные с безопасностью человека);

- функциональные (например, скорость автомобиля).

Информация о работе Теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной торговли