Контроль качества и количества товарных партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 05:03, реферат

Описание работы

Торговля является наиважнейшей областью жизнедеятельности человека со времен появления человеческого общества как такового. Уже самые древнейшие наши предки прекрасно знали, что такое торговля, когда выменивали друг у друга различные предметы. Конечно, в современных условиях данный процесс в значительной степени отличается от того, что было тысячи лет назад, однако цели его не изменились - человеку нужно что-то получить и жертвует взамен что-либо другое (сегодня это в большинстве своем деньги). Задачами курсовой работы являются:
- кратко дать характеристику градации качества - узнать, какие существуют дефекты товаров - рассмотреть понятия о потери качества - охарактеризовать методы по снижению потерь

Содержание работы

Введение
Градация качества
Дефекты товаров
Фальсификация товаров: понятие, виды, средства, способы и последствия
Осуществление контроля качества и количества товарных партий
Пример: приёмка, отбор проб и экспертиза качества чая
Нормативные документы

Файлы: 1 файл

Контроль качества и количества товарных партий.docx

— 42.53 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Градация качества
  3. Дефекты товаров
  4. Фальсификация товаров: понятие, виды, средства, способы и последствия
  5. Осуществление контроля качества и количества товарных партий
  6. Пример: приёмка, отбор проб и экспертиза качества чая
  7. Нормативные документы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                                Введение

 

Торговля  является наиважнейшей областью жизнедеятельности человека со времен появления человеческого общества как такового. Уже самые древнейшие наши предки прекрасно знали, что такое торговля, когда выменивали друг у друга различные предметы.

Конечно, в современных условиях данный процесс в значительной степени отличается от того, что было тысячи лет назад, однако цели его не изменились - человеку нужно что-то получить и жертвует взамен что-либо другое (сегодня это в большинстве своем деньги).

Задачами  курсовой работы являются:

- кратко  дать характеристику градации  качества

- узнать, какие существуют дефекты товаров

- рассмотреть  понятия о потери качества

- охарактеризовать  методы по снижению потерь 

 

 

 

Градация  качества

 

 

 Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным. Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим - к неликвидным. В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества: 

  • товары,  пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений;
  • товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту;
  • опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся не ликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.

 

  

В оптовой и  розничной торговле преобладают  потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при  приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации. Пересортица - один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер.   
  
  
 

 

Дефекты товаров 

 

Дефект  – невыполнение заданного или ожидаемого требования касающегося объекта, включая требования безопасности. Классификация дефектов:  

  • по степени значимости различают дефекты критические (Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.), значительные (так, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку) и малозначительные (так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.)
  • в зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяют на явные,  для которых предусмотрены методы и средства обнаружения (например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально, а для необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку)и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно (если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя, следовательно сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.).
  • в зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые (дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению, например,  к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.) и неустранимые (дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения).
  • в зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические (дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов), предреализационные (возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.п. При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только работникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились.)  и послереализованные (возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть: нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления - отребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются) и 2-ой случай — это проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов (продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег, но при  этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».)

 

  
При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам  проявления дефектов и устанавливать  причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и  отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и  непригодные к использованию  по назначению), так как градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами  разной степени значимости. Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными - к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.  
 

 

 
     Фальсификация товаров: понятие, виды, средства, способы и последствия  
  
Идентификация товаров и защита их - это прежде всего защита прав потребителей, а во многих случаях и права на жизнь. Это защита доходов и престижа производителей качественной легальной продукции, защита экономики страны.   
Защитная маркировка выполняет как минимум четыре функции:   
- защита подлинности товара;   
- защита легальности товарооборота;   
- защита качества (марка указывает, что данный товар данного производителя имеет именно это качество);  
- защита от несанкционированного доступа к товару.   
Проблема противодействия подделке товаров в настоящее время находится в ряду наиболее важных и трудно разрешаемых как в России, так в мире. По оценкам специалистов, общий объем поддельных товаров в конце 90-х годов составил 5-7% мирового товарооборота, а, например, в 2003 г. составил около 250 млрд долл. США. Для сравнения: валовой национальный продукт Швейцарии составляет 231 млрд долл. США. Таким образом, ущерб, который злоумышленники наносят государственным и частным организациям, огромен как в материальном, так и в моральном выражении. Подделка продукции на этапах производства и сбыта приобрела характер межгосударственной проблемы, нанося непоправимый вред государствам и их гражданам. Уровень подделок настолько высок, что требуются специальные меры и средства, чтобы их обнаружить. И это происходит, как правило, уже после реализации фальшивой продукции. Подрывается не только престиж производителя подлинного товара, но и государства, не обеспечивающего его защиты. Неэффективность принимаемых государством мер в области маркирования специальными защитными знаками в целях борьбы с подделками на настоящий момент очевидна.   
Решить эти задачи может только надежная система идентификации и маркировки товаров. В основе такой системы должны быть новые технологии идентификации и маркировки.   
Большие надежды возлагались на голографические технологии. Разрешающая способность голограммы недостижима для любого современного копировального и полиграфического оборудования, голограмма дает возможность записи динамических изображений, когда при плавном изменении угла зрения меняется «картинка». Такой эффект нельзя получить обычным полиграфическим способом.       

 В мировой практике  использование голографии нигде  не решило вопроса защиты товарных  знаков от подделки, создавало  опасную иллюзию подобной защиты. Для покупателя, что пять степеней  защиты, что двадцать пять - все  одно, так как без специальных  приборов этого не определишь. Так, голограмма представляет  собой агрессивное визуальное  поле с большим числом одинаковых  элементов, и глазу трудно определить, на какой из них смотреть, что  вызывает агрессию у наблюдателя.    
Товар как объект идентификации и маркирования - это продукция, документы, интеллектуальная собственность, носители информации и другие объекты, имеющие ценность и потребительские свойства. Маркировка (информационный носитель) - это распознаваемый визуально или инструментально физически наносимый или внедряемый в товар признак для выполнения им функций информирования потребителя о товаре, подтверждения подлинности, легализации товаропроизводителя и товаропотоков, идентификации несанкционированного доступа к товару, подтверждения качества.   
Из кондитерских изделий наиболее часто объектом фальсификации становятся шоколад, торты и пирожные со сливочным кремом. Остальные виды изделий фальсифицируются значительно реже, так как для их производства используется относительно дешевое сырье, для которого нет еще более дешевых заменителей. Например, сахар невозможно заменить подсластителями во многих сахаристых кондитерских изделиях, так как он составляет основу изделий и определяет их консистенцию (стекловидную, мелкокристаллическую). Кроме того, подсластители зачастую дороже, чем сахар, поэтому заменять ими сахар можно только в изделиях, где основу составляют другие вещества (например, вода в безалкогольных напитках).   
Во многих кондитерских изделиях встречается фальсификация за счет недовложения наиболее ценного сырья по рецептуре (например, недовложение жира, сахара, пряностей, рома, других компонентов в изделия).   
Кроме того, возможна фальсификация всех фасованных изделий за счет недовеса, превышающего установленные нормы отклонений.   
Как и любой другой продукт, шоколад имеет свои подделки. Наиболее распространенный вид фальсификации шоколада – частичная или полная замена наиболее ценных компонентов сырья - какао-масла и тертого какао - на гидрожир и соевый шрот (белок, или лецитин). При этом на маркировке не указывается подлинная ассортиментная принадлежность и состав продукции. Во избежание обвинения в фальсификации изготовитель при полной замене какао-масла и тертого какао должен указать в наименовании «шоколад соевый» (или «сладкая плитка»), а при частичной замене – «шоколад с соевыми добавками».

и т.д…

 

 

           Осуществление контроля качества  и количества товарных партий

 

Приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству - сплошной.

Важнейшим элементом выборочного  контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Сложность отбора проб обусловлена  единством и противоречиями целого и его частей. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже с низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальные размеры пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.

Оптимальность размера пробы  предполагает, что она должна быть не ниже минимального допустимого предела, но и не большой, так как при  этом возрастают затраты на ее сортировку.

 

Представительность  пробы - ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии.

Указанные требования могут  быть выполнены, если разработаны и  применяются единые правила отбора проб, определены основные термины и их понятия, которые обеспечивают единообразие операций по отбору проб.

 

Проба - минимально допустимая часть тов. партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества по установленным или оговоренным заранее правилам.

 

Выборка - определенная минимально- допустимое количество упакованных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенное для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

 

Правила отбора - устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок, с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний.

 

Пробы бывают:

 

1) Точечная - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг. до кг. для отбора точечных проб применяют различные приспособления- отборники, щупы.

 

2)  Объединенная - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность - от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимой погрешности).

Информация о работе Контроль качества и количества товарных партий