Исследование ассортимента мясных консервов в розничном торговом предприятии «Снежана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование ассортимента мясных консервов, реализуемых в розничном торговом предприятии «Снежана».
Для достижения поставленной цели следует решить взаимосвязанные задачи:
- изучить состояние и перспективы развития рынка мясных консервов в России;
- ознакомиться с товароведной характеристикой объекта исследования;
- рассмотреть формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика ассортимента мясных консервов розничного
торгового предприятия ………………………………………………………... 5
1.1. Состояние и тенденции развития рынка мясных консервов в России …............. 5
1.2. Формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных
консервов …………………………………………………………………………… 7
1.2.1. Свойства и показатели ассортимента исследуемых товаров ………..………… 7
1.2.2. Формирование ассортимента мясных консервов………………………………. 9
1.2.3. Маркетинговое исследование мясных консервов……………………………… 11
1.3. Классификация ассортимента мясных консервов и его характеристика ……… 14
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………. 18
2.1. Краткая характеристика магазина «Снежана»…………………………………… 18
2.2. Анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана»……………… 20
2.3. Расчёт показателей ассортимента мясных консервов…………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы ……………………………………………….. 24
Приложения .................................................................................................................. 26

Файлы: 1 файл

Рустамова курсовая.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

НОЧУ СПО «Техникум  экономики и права МСПК»

Цикловая комиссия товароведных и управленческих дисциплин

 

 

Курсовая     работа

(комплексная)

 

 

По профессиональному модулю 01 «Управление ассортиментом товаров»

Тема: «Исследование  ассортимента мясных консервов в розничном торговом предприятии «Снежана»

 

Студентки 2 курса                                                                       группа Т-21

 

По специальности: 100801 «Товароведение и экспертиза  качества потребительский товаров»

 

Рустамовой Ангелины Саидхоновны

 

Работа допущена к защите

_________________________________________________«____»______20__г.

Председатель цикловой комиссии

 

                                                                             Руководитель:

                                                                                               Черникова Л.Д.

                                                                                   _______________

Дата проверки работы

«____»________20__г.

                                                                                     Оценка___________

 

Люберцы

2013

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Общая  характеристика ассортимента мясных консервов розничного  

              торгового предприятия ………………………………………………………... 5   

1.1. Состояние и тенденции развития рынка мясных консервов в России ….............  5 

1.2. Формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных

       консервов ……………………………………………………………………………  7

1.2.1. Свойства и показатели ассортимента исследуемых товаров ………..…………  7

1.2.2. Формирование ассортимента мясных консервов……………………………….   9  

1.2.3. Маркетинговое исследование мясных консервов………………………………  11

1.3.  Классификация ассортимента мясных консервов и его характеристика ……… 14

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………….  18

2.1. Краткая характеристика магазина «Снежана»……………………………………   18

 2.2. Анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана»………………   20

2.3. Расчёт показателей ассортимента мясных консервов……………………………   21

Заключение………………………………………………………………………………   22

Список использованной литературы ………………………………………………..       24

Приложения ..................................................................................................................       26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Мясо и мясные продукты имеют высокую значимость в питании человека. Высокая пищевая ценность мяса животных обусловлена в первую очередь количеством и качеством белков, содержанием в нем крайне необходимых для нормальной жизнедеятельности человека жиров и входящих в их состав ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, макро- и микроэлементов, ряда витаминов и других пищевых веществ, обеспечивающих в совокупности его высокие вкусовые достоинства и усвояемость.

          Снабжение населения мясными продуктами высокого качества - одна из главных и актуальных задач, стоящих перед перерабатывающей промышленностью. Большое значение имеют увеличение сроков хранения продукции, устранение потерь сырья на всех стадиях производства и реализации, необходимость широкого внедрения индустриальных и безотходных технологий переработки мяса и хранения готовых мясных продуктов.

         Среди мясных  продуктов питания особое место принадлежит мясным консервам, так как они доступны для любой категории покупателей, легко транспортируются, не требуют специального оборудования для реализации и могут длительное время сохраняться. Поэтому они пользуются большим и постоянным спросом у населения. 

          За последние годы ассортимент и объемы реализации мясных консервов в РФ значительно увеличились. На рынке мясных консервов, пользующихся у российского потребителя, а особенно у туристов и альпинистов, неизменным успехом являются свиная и говяжья тушенки, однако в настоящее время на продовольственном рынке представлены различные их виды и разновидности, и покупателю иногда трудно выбрать качественные мясные консервы из этого многообразия. Поэтому у производителя возникают соблазны подделать или увеличить объемы своей продукции путем разбавления мясных консервов водой, повышенным содержанием жира и соединительной ткани, нетрадиционным сырьем, соевыми текстуратами и т.п.

         В связи с вышеизложенным тема данной курсовой работы является особенно актуальной.

         Объектом исследования является ассортимент мясных консервов розничного торгового предприятия. Предметом – анализ ассортимента мясных консервов в магазине «Снежана».

         Цель курсовой работы - исследование ассортимента мясных консервов, реализуемых в розничном торговом предприятии «Снежана».

         Для достижения поставленной цели следует решить взаимосвязанные задачи:

-  изучить состояние и перспективы развития рынка мясных консервов в России;

- ознакомиться с товароведной характеристикой объекта исследования;

- рассмотреть формирование ассортимента и маркетинговые исследования мясных

   консервов;

- провести анализ ассортимента исследуемой группы товаров в магазине «Снежана» и рассчитать его показатели.

         По структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь подглав и три параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Исследования проводились в магазине «Снежана» в марте 2013 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика ассортимента мясных консервов розничного

торгового предприятия

    1. Состояние и тенденции развития рынка мясных консервов в России

       

          В октябре 2012 года Институтом Аграрного Маркетинга (ИАМ) Российской Федерации было подготовлено исследование российского рынка мясных консервов, целью которого стало изучение текущего состояния, а также перспектив развития данного рынка с учетом всех инвестиционных проектов.  
         За период с 2010 по 2012 гг. в целом по России рынок мясных консервов имел разнонаправленные тенденции развития. Так в 2011 г. наблюдался значительный рост производства мясных консервов всех видов по сравнению с 2004 г. (21,4 %), а в 2012 г. этот показатель, напротив, снизился на 5,1 %. В целом за период 2010-2012 гг. производство мясных консервов выросло на 15,2 %. Если оценивать динамику производства в различных сегментах данного рынка в целом по России, то наивысший темп роста за период 2010-2012 гг. был отмечен в сегменте паштетов, производство тушеного мяса и мясорастительных консервов увеличилось лишь на 6,1 %.  
         Десятку лидеров рейтинга по объемам производства мясных консервов возглавляют Калининградская и Московская области. Доли этих регионов в общероссийском выпуске продукции в 2012 г. составляли соответственно 22,6 % и 13,1 %.  
         Отдельно следует отметить рынок детских мясных консервов, который наряду с паштетной группой является наиболее перспективным сегментом рынка мясных консервов. За период с 2010 по 2012 гг. относительный прирост производства составил 33,5 %. Положительная динамика производства детских мясных консервов отмечается во всех регионах, занимающихся выпуском этой продукции (Краснодарском крае, Московской и Новгородской областях). Практически во всех сегментах рынка мясных консервов в 2010-2012 гг. отмечался процесс импортозамещения, в результате которого доля импорта мясных консервов всех видов в общероссийских ресурсах в анализируемом периоде снизилась с 5,3 до 1 %. Исключением является сегмент детских мясных консервов, в котором рост собственного производства продукции сопровождается увеличением импортных закупок. Так, если в 2010 г. доля импорта в общероссийском объеме ресурсов составляла порядка 12 %, то в 2012 г. – 26 %.  
         В настоящее время на рынке мясных консервов наблюдается некоторая стабилизация потребления. Отдельные же сегменты данного рынка имеют разнонаправленные тенденции в потреблении продукции. Наиболее перспективными направлениями рынка мясных консервов в ближайшей перспективе (по прогнозам ИАМ) будут детские мясные консервы и паштетная группа, в которых наметились положительная динамика, как в спросе, так и в предложении продукции.  
         Емкость рынка тушеного мяса и мясорастительных консервов в целом по России продолжает сокращаться. Крупнейшими потребителями этой продукции остаются Госрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН и т.д., на долю которых приходится более 60% производимой в стране мясоконсервной продукции. Доля населения, использующего в своем рационе данную продукцию, не превышает 30 %. Причем традиционно основной спрос на мясные консервы приходится на Северо-Западные регионы и Дальний Восток.  
         В последние годы рынок мясной консервированной продукции практически не развивается. Благодаря росту доходов населения мясные консервы вытесняются с рынка более дорогостоящей продукцией (колбасы, копчености, мясные рулеты и др.) Также к причинам сокращения потребительского рынка можно отнести рост популярности широкого ассортимента полуфабрикатов и моду на вегетарианство. Но главной причиной снижения потребления мясных консервов является значительное ухудшение качества продукции.  
           Основным направлением инвестиционных стратегий большинства компаний отрасли является модернизация и реконструкция уже имеющихся мощностей (хотя отмечается некоторая инвестиционная активность в строительстве новых производственных линий и цехов по производству мясных консервов), а также расширение ассортиментной линейки продукции. Еще одной тенденцией рынка мясной консервации (в основном среди крупнейших представителей) является развитие параллельных производств и выпуск наряду с мясными консервами еще и овощных и молочных консервов. Например, предприятие ЗАО "Семяс" в Ростовской области, специализирующееся на выпуске мясных и мясорастительных консервов, переориентировалось на изготовление плодоовощной консервации. А вот и обратная ситуация: с 2011 г. на ООО "Нижнекисляйский МКК" в Воронежской области (выпускающий в основном сгущенное молоко) был открыт цех по производству овощных консервов, а в зимний период цех занимается выпуском мясных и мясорастительных консервов.  
          По прогнозам экспертов ИАМ в ближайшей перспективе производство и потребление мясных консервов несколько снизятся, но незначительные темпы снижения позволят говорить о стабилизации положения в отрасли. Дальнейшее развитие производителей мясных консервов заключается в расширении ассортимента предлагаемой продукции и в связанной диверсификации производства.

 

1.2. Формирование ассортимента  и маркетинговые исследования мясных консервов

1.2.1.Свойства и показатели  ассортимента исследуемых товаров

 

            Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты. 
           Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. 
           Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей, наименований товаров, регламентируемое нормативными или техническими документами, максимально возможное. 

            Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. 
 
Пд – количество видов продукции в магазине

          Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. 
 
          У – виды товара, пользующиеся постоянным спросом 
          Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров. 
 
          Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. 
 
         Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2.Формирование ассортимента  мясных консервов

Термин «формирование  ассортимента» означает подбор разных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка. Другими словами, формирование ассортимента представляет собой разработку и установку в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих их совокупность для производства или торговли на данном объекте.                        Формирование ассортимента способствует решению важных взаимосвязанных задач в сферах производства и обращения. Объем и структура производимой продукции, оптового и розничного товарооборота, качество коммерческо-хозяйственных показателей предприятий находятся в прямой зависимости от формирования ассортимента товаров и обеспечения его относительной стабильности.

Формирование  ассортимента товаров является одновременно и одним из средств его управления: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. Формирование ассортимента тесно связано с образованием товарных запасов, их хранением. В результате возникает сложная задача по рационализации этих запасов. Ее решение направлено на более полное удовлетворение потребительского спроса субъектов рынка при минимальных издержках производства и обращения товара.

Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, и особенно на предприятиях оптовой и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент товаров. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум). Постоянное наличие в продаже товаров обязательного ассортимента в определенной мере может служить гарантией обеспечения потребителей соответствующей продукцией. В то же время обязательный ассортимент должен носить переменный характер и периодически пересматриваться.

Ассортимент товаров должен формироваться с учетом следующих  принципов:

- отражение  в ассортименте особенностей  спроса обслуживаемых и потенциальных  потребителей товаров;

- обеспечение комплектности  в выборе и закупке товаров  покупателями;

- соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля;

- обеспечение достаточной  полноты и стабильности ассортимента  товаров постоянного спроса;

- составление простого  ассортимента, списка товаров незаменяемых  и труднозаменясмых;

- определение круга взаимозаменяемых товаров;

- обеспечение достаточной  широты видов товаров по каждой  группе и подгруппе в зависимости  от уровня специализации торгового  предприятия; расширение ассортимента  за счет новых товаров;

- достижение путем рационального  подбора товаров условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товарооборачиваемости, повышению прибыли.

Главная цель формирования ассортимента товаров -- наиболее полно удовлетворить покупательский спрос, что является важнейшим элементом рыночного механизма. В процессе формирования ассортимента товаров надо уделять внимание функционально-потребительскому признанию товара, особенно его назначению, участию в функциональных процессах, связанных с деятельностью субъекта рынка. Далее на основе группирования товаров по функционально-потребительским признакам разрабатывается так называемый потребительский комплекс, т.е. перечень разновидностей групп товаров, направленных на формирование ассортимента и удовлетворение комплексного спроса.

Информация о работе Исследование ассортимента мясных консервов в розничном торговом предприятии «Снежана»