Характеристика принципов организации работ по сертификации СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы -это во многом задание на завтра, они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (tqm) и использовать ее в качестве основы для создания си-стемы менеджмента организации. Сформулированные в ИСО 9000:2000 следующие принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества.

Содержание работы

1 Характеристика принципов организации работ по сертификации СМК
3
2 Сущность и назначение премий качества
8
Список использованной литературы
14

Файлы: 1 файл

контрольная работа Сертификация систем качества товаров и услуг.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2 Сущность  и назначение премий качества

 

 

Аббревиатура TQM сегодня уже не требует расшифровки  на за рубежом, ни в России и применяется  как таковая, все больше приобретая статус международного брэнда, отражающего достижения высшего этапа развития менеджмента пред-приятий,  корпоративного менеджмента, а также менеджмента органов управления. В системе TQM понятием "качество" охватываются все сферы деятельности общест-ва – от товаров и услуг до экономики и качества жизни в целом.

В рамках разнообразных международных, национальных и местных премиях по качеству разработаны модели (делового) совершенства (своего рода образцов со-вершенного менеджмента) с набором конкретных взвешенных критериев, позво-ляющим не только ориентироваться в направлении создания оптимальной системы управления, но и количественно сопоставлять свои достижения с лучшими мировы-ми образцами. На основе бенчмаркинга происходит сравнение результативности, эффективности и гибкости систем менеджмента компаний.

Концепция, реализованная  в модели TQM, поначалу была положена в основу трех выдающихся премий качества: премии Деминга в Японии (Deming Application prize - DAP), Национальной премии качества в США (Malcolm Baldrige National Quality Award – MBNQA) и Европейской премии качества (Еuгореаn Quality Award – EQA). В настоящее время национальные премии по качеству присуждаются в не-скольких десятках стран. Предпочтение тем или иным элементам модели определя-ет в основном отличие этих премий качества, которые, в свою очередь, отражают специфику культуры страны в TQM.

Премия Деминга  является первой и по сегодняшний  день одной из самых пре-стижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана рас-пространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты Премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с приме-нением статистических методов контроля качества и организации "кружков качест-ва", а так же достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повы-шение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.

Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются де-сять ключевых моментов в деятельности претендента: политика и цели; организа-ция и ее функционирование; образование и его развитие; сбор, распространение и использование информации; анализ; стандартизация; контроль; обеспечение качест-ва;  результаты; дальнейшие планы.

Успех победителей  конкурса вдохновляет многие организации  на развитие собственных идей по управлению качеством. Изучение лучшего опыта  лауреатов Премии помогает новым  соискателям совершенствовать свои системы менеджмен-та. Таким образом, принципы и методы TQM распространяются среди постоянно растущего числа организаций.

Среди лауреатов  Премии Деминга за более чем 50 лет  ее существования мож-но встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы Награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.

Модели Всеобщего  менеджмента качества начали разрабатываться  многими западными компаниями еще  в начале 80-х годов. Учреждение в 1987 году премии М. Болдриджа стало вехой в развитии ТQМ, поскольку впервые был сформулирован убедительный перечень требований и документов по TQM. Введение европейской премии по качеству, которая взяла положения американской премии за основу, явилось следующим шагом в развитии моделей TQM. Тогда же Запад ознакомился с моделью премии Деминга и положениями TQM в Японии. Аналогичные премии имеются во многих странах мира, в том числе и в России (Премия Правительства в области качества) и в ряде российских регионов.

Сегодня большинство  ведущих компаний развитых стран  мира в той или иной степени  развивают свой корпоративный менеджмент на основе TQM и активно участвуют  в региональных, национальных и местных  премиях по качеству, осно-ванных на моделях делового совершенства.

Критерии премии Малкольма Болдрижа (США) или как  ее называют Акаде-мической премией за деловое совершенство включают семь основных индикаторов успешности предприятия, оцениваемых по 1000-балльной системе.

Критерии учитывают  следующие стороны деятельности организации-соиска-теля (в скобках указаны максимальные баллы):

1. Руководство  (лидерство): Руководство организацией (70);Социальная ответственность (50);

2. Стратегическое  планирование: Разработка стратегии (40);Реализация стратегии (45);

3. Ориентированность на потребителей: Знание рынка и потребителей (40); Взаимоотношения с потребителями (45);

4. Оценки, анализ  и управление знаниями: Изменения и анализ эффективности работы (45); Информационное обеспечение и управление знаниями (45)

5. Внимание человеческим ресурсам: Системы организации  труда (35);Обу-чение и мотивация сотрудников (25);Благосостояние работников и их удовлетво-ренность работой в организации -25;

6. Управление  процессами:Процессы создания добавочной стоимости (50);

          Вспомогательные процессы (35);

7. Деловые результаты: Результаты для потребителей (75); Производство продукции и предоставление услуг (75); Финансовые и торговые показатели (75);

           Результаты для работников (75);Достижения в повышении эффективности организации (75);Выполнение обязательств перед государством и обществом (75);

Итого: 1000 баллов.

Критерий "Руководство" учитывает, насколько хорошо высшие руководители направляют работу организации  в части применения передового опыта. Критерий "Стратегическое планирование" характеризует стратегические цели в области делового совершенства и планы действий по их достижению. Критерий "Ориен-тация на потребителей и рынки" оценивает, насколько успешно организация удов-летворяет требования потребителей и сохраняет их лояльность, завоевывает рынок. Критерий "Оценка, анализ и управление знаниями" показывает, насколько эффек-тивно организация управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения систем управления. Критерий "Внимание, уделяемое человеческим ресурсам" характеризует, насколько успешно действует организация в части закрепления кадров и наделения работников необходимыми полномочиями. Критерий "Управление процессами" учитывает, как организация разрабатывает и совершенствует основные и вспомогательные про-цессы производства и поставки продукции, обеспечивает эффективное управление ими. Критерий "Деловые результаты" позволяет сравнивать работу организации с конкурентами и оценить эффективность во всех основных областях, включая уро-вень удовлетворенности потребителей, производственные показатели, финансовые и коммерческие показатели, состояние трудовых ресурсов, взаимодействие с парт-нерами, выполнение обязательств перед государством и обществом.

Европейский фонд управления качеством (EFQM – European Foundation for Quality Management) и Европейская организация по качеству (EOQ – European Organization for Quality) присуждают Европейскую награду качества (EQA) на основе соответствующей модели. Это – единственная награда за качество, которую официально поддерживает Европейская комиссия (ЕС).

Вся система  оценок EQA разбита на две группы –  результаты деятельности (критерии 1 - 5) и возможности компании (критерии 5 - 9), имеющих одинаковые весовые  коэффициенты (50%). Затем каждая группа подразделяется на критерии (и далее – на десятки подкритериев). Критерии (с определенными весами) представлены следующим образом:

  • Роль руководства фирмы (10%)
  • Управление персоналом (9%)
  • Политика и стратегия (8%)
  • Наличие и использование ресурсов (9%)
  • Оценка процессов (14%)
  • Удовлетворенность потребителей (20%)
  • Удовлетворенность персонала фирмы (9%)
  • Воздействие на общество (6%)
  • Результаты бизнеса (15%).

На этом Форуме Европейского фонда менеджмента  качества (EFQM) в 2001 в Люцерне были представлены два новых крупных европейских проекта:

1. Уровни совершенства (Levels of Excellence);

2. Совершенство  № 1 (Excellence One).

Первый проект существенно расширил градацию оценки компаний по степени достижения совершенства, другими словами – масштабов и глубины применения Европейской модели совершенства. Было выделено пять уровней совершенства:

  • первый – победители Европейской премии по качеству;
  • второй – призеры Европейской премии по качеству;
  • третий – финалисты Европейской премии по качеству;
  • четвертый – признание достижений в области совершенства;
  • пятый – приверженность совершенству.

Каждый уровень  подтверждения совершенства предполагает наличие опре-деленных достижений компаний в области самооценки на основе Европейской мо-дели совершенства (и наличие соответствующей балльной оценки), а также опре-деленные процедурные действия со стороны EFQM (в частности, выдачу соответ-ствующих сертификатов). Так, признание достижений в области совершенства (че-твертый уровень) предполагает подготовку компанией ежегодного отчета по само-оценке и балльную оценку соответствия Европейской модели совершенства по ре-зультатам визита группы экспертов не менее 400 баллов (из 1000 потенциально возможных).

Таким образом, любое предприятие может выбрать  свою стратегию развития и постоянного движения к совершенству, пределов которому нет.Первые положи-тельные результаты предприятий СНГ в области систем менеджмента качества были обнародованы на Форуме EFQM 2001. Так, по результатам обследования и оценки уровня совершенства одно предприятие Украины (компания "Сандора") стало финалистом, а российское предприятие (ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московская область) достигло четвертого уровня и получило сертификат EFQM "Признание достижений в области совершенства".

 

 

 

Список использованной литературы :

  1. ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь [Текст]: Междунар. стандарт. – М.: [б.и.], 1997. -35 с.
  2. Гиссин В.И. Управление качеством товаров [Текст]: учеб. пособие для вузов / ИВ.И.Гиссин. – М.: Литера, 2003.- 342 с.
  3. Джодж С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / [Текст] / С.Джодж,А.Ваймерских- СПб., Виктория плюс, 2002. - 256 с.
  4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]: учебник для вузов / Г.Д.Крылова -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-252с.
  5. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / [Текст] / В.А.Лапидус М.: - Типография «Новости», 2003. - 436 с.
  6. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / [Текст] / В.А.Никитин - М.: Эксмо,1999.-354с.
  7. Пономарев С.В. Управление качеством продукции.Введение в системы менджмента качества [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В.Пономарев –М.: ГИОРД,2004.-386с.
  8. Розова Н.К. Менеджмент качества [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.К.Розова - М.: Экспресс,1998.-128с.
  9. Спицнадель Н.К. Системы качества [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.К.Спицнадель – СПб.: ГИОРД,2003.-426с.
  10. www.quality.eup.ru [Электронный ресурс]: сайт, посвященный менеджменту качества
  11. www.iso2008.ru [Электронный ресурс]: сайт Международного центра стандартизации и сертификации
  12. www.standard.ru [Электронный ресурс]: портал о стандартах

 

 


Информация о работе Характеристика принципов организации работ по сертификации СМК