Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ ассортиментной политики предприятия и разработка ассортиментной политики для предприятия ООО «Нива – К».
В соответствии с целью определена необходимость решения следующих задач:
изучить сущность ассортиментной политики и ее виды;
определить этапы разработки ассортиментной политики предприятия;
изучить управление ассортиментной политики на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
провести оценку ассортиментной политики предприятия;
проанализировать механизм управления ассортиментом на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….…....3
1. Сущность ассортиментной политики предприятия…………………...…….5
1.1 Понятие ассортиментной политики и её виды……………………...5
1.2 Этапы разработки ассортиментной политики……………………...11
1.3 Управление ассортиментной политики на предприятии……..……16
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Нива – К»………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка ассортиментной политики предприятия……………………26
2.3 Управление ассортиментом на предприятии………………………..30
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия………….….39
3.1 Меры по совершенствованию ассортиментной политики…...…….39
Заключение………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников………………………………….……….44

Файлы: 1 файл

курсовая коммерция.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Для определения  такого оптимального набора отсутствуют  единые рекомендации, но известно, что  при этом важно соотношение данных групп и их доли на рынке. Первая группа, группа А, занимает наибольший удельный вес в общем объеме и обеспечивает наибольшую долю оборота. Вторая группа В, включает товары, стабилизирующие выручку от продаж. Третья группа С включает виды продукции, оказавшиеся в стадии спада. Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы предприятия (ассортимент, клиенты, связи между продуктами) [8].

Отсутствие  ассортиментной политики ведет к  неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика промышленного предприятия является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

 

2. Анализ ассортиментной  политики предприятия

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Общество  с ограниченной ответственностью «Нива-К», далее «Общество», было создано в 1996 году на основе выдачи на имя генерального директора государственного акта на право осуществления производственных видов деятельности с целью получения прибыли.

ООО «Нива-К» располагается по адресу: п. Трудовое, ул. Лиманная, 100. Юридический адрес: п. Трудовое, ул. Клубная, 4.

Для ведения производственной деятельности предприятие обладает 
необходимыми зданиями, сооружениями, механизмами (цеха, административное здание, транспортные средства и т.д.). Все техническое оборудование, используемое на производстве, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.

Высшее руководство  осуществляется генеральным директором общества. Имущество общества принадлежит генеральному директору общества на праве частной собственности.

На производстве существует квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции различен. Данное разделение труда в этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров, улучшению качества и быстроте производства продукции. Рациональное разделение труда дает значительный эффект, так, как при этом обеспечивается наиболее целесообразное использование работников и повышенная эффективность их труда.

Организационная структура управления ООО «Нива-К» представлена на рисунке1.

Рисунок 1. Схема организационной структуры управления ООО «Нива-К»

        Предметом деятельности общества является производство, заготовка и 
реализация хлебной продукции (розничная, мелкооптовая и 
оптовая торговля товарами) с привлечением технических, экономических и организационных возможностей, как собственных, так и сторонних юридических и физических лиц. Для осуществления своей деятельности общество получает специальное разрешение (лицензии) в установленном законом порядке.

Краткий анализ основных экономических показателей работы предприятия ООО «Нива-К».

Для оценки эффективности  деятельности ООО " Нива-К " проведён анализ основных экономических показателей.

        Анализ этих  показателей  отразит механизм, который позволит оценить результаты хозяйственно-финансовой деятельности ООО " Нива-К " за период 2008 – 2010 гг.

Таблица 1- Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ООО " Нива-К " за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008г.

2009г.

% выполнения

2008 к 2009г.

2010г.

% выполнения

2010 к 2009г.

Отклонения

факт к плану

2010г.

(+/-)

План

факт

План

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Объём  продаж, тыс. руб.

12000

13600

30 000

33 000

242,6

6 0000

63 600

192,7

+3600

2.Валовый  доход, тыс. руб.

1900

1785,5

3900

4126,3

231

8300

8427,2

204,2

+127,2

3.Сумма  издержек

пр-ва, тыс. руб.

1300

1369,1

2500

2949,6

21,5

5200

5389,6

182,7

+189,6

4.Торговая  надбавка

средне- факт. %

3000

3400

7500

8250

242,6

15000

15900

192,7

+900

                   

5.Прибыль, тыс.руб.

898

901

2010

2121

235,4

3997

4001

188

+41880

6.Рентабельность продаж,%

14,2

14,9

15

15

-

16,5

17

-

+0,5


 

 

 

 

 

         Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы: за 2010г. ООО "Нива-К" перевыполнило объём продаж на 3600 тыс. руб., по сравнению с 2009г. отклонение составило 192,7 %.

При этом уровень  валового дохода в 2010 году вырос на 204,2 %, причиной этого является то, что товары продавались с более высокими надбавками, а также улучшилась ассортиментная группа товаров, пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 127,2 тыс. рублей.

В процессе деятельности работники в 2010 году допустили перерасход издержек производства на 13,2 %. Это говорит о том, что с ростом объёма производства увеличиваются издержки производства, а так же прибыль. Можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, в течении всей деятельности, в 2010 году рентабельность равна 17 %.

         Наглядно, анализ основных показателей  хозяйственной деятельности ООО  «Нива-К»  за 2008-2009 гг. представлен на рисунке 1. Где видно, что объём продаж, валовой доход, издержки производства, прибыль с 2008 года по 2010 год увеличились.

 

Рисунок 1 . Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Нива-К»  за 2008-2010 гг.

        К основным факторам, определяющим финансовое состояние ООО " Нива-К " относятся: выполнение финансового плана, и пополнение собственного оборотного капитала за счет прибыли; скорость оборачиваемости оборотных средств.

Сигнальным  показателем финансового состояния  предприятия является его платежеспособность.

Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 года номер 498 утвердило систему  критериев для определения удовлетворительного состояния структуры баланса и платежеспособности предприятия.

К основным показателям, характеризующим финансовое  положение ООО " Нива-К ", отнесены коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и уровень платежеспособности.

Анализ финансового  состояния включает в себя: финансовую устойчивость, платежеспособность, расчет показателей которые приведены  ниже:

Расчет коэффициентов  финансового состояния предприятия:

                           

                                Кавт = СС/Б ;          (1);

где    Кавт - коэффициент автономии,

СС   - собственные  средства (руб),

Б    - итог баланса (руб).

                                          

                                             СС

                              Куст = ---------  ;      (2);

                                           Зс + Кз

где    Куст - коэффициент финансовой устойчивости,

Зс   - заемные  средства (руб),

Кз   - кредиторская задолженность (руб).

 

                                   

                                         СОбс

                          Кman =---------- ;       (3);

                                           ОС

где    Kman - коэффициент маневренности,

СОбс - собственные  оборотные средства (руб.),

ОС   - основные средства и вложения.

                                         

                                            ОбС

                          К покр =---------- ;                                                         (4);

                                          КК + Кг

где    Кпокр - покрытие,

ОбС   - оборотные  средства,

КК    - краткосрочные кредиты и заемные  средства.

                                            

                                               ДС + ЦБ

                          К абс. лик = ----------- ;                                                   (5).

                                               КК + КЗ

где    К абс. лик - коэффициент абсолютной ликвидности

ДС    - денежные средства,

ЦБ    - ценные бумаги и краткосрочные  вложения,

Расчет финансовых показателей за 2009 год:

Куст = 18915,456/(8918,864+3691,44)=1,5

Kman = 8252,82/13754,7=0,6

Кпокр = 12043,92/4301,4=2,8

К абс лик = (2582,52+2310,9)/(4301,4+3691,44)=0,6

Расчет финансовых показателей за 2010 год:

Куст = 19079,8/(6352+3690)=1,9

Kman = 9039,6/12968,1=0,7

Кпокр = 12643,97/4208,1 = 3

К абс лик = (2690,9+2515)/(4000,3+3500)=0,7

 

Таблица 2 - Оценка финансового состояния ООО " Нива-К " в динамике по годам

2009 – 2010 гг.

      Показатели

2009

2010

Отклонение

2010 к 2009 (+/-)

1.Коэффициент      финансовой      устойчивости

1,5

1,9

+ 0,4

2. Коэффициент

 маневренности

0,6

0,7

+ 0,1

3. Коэффициент

      покрытия

2,8

3,0

+ 0,2

4. Коэффициент

      абсолютной

      ликвидности

0,6

0,7

+ 0,1


 

Из данных таблицы 2 видно, что коэффициент финансовой устойчивости в 2010г. равен 1,9 ед-цы,  увеличилось на 0,4 ед-цы, по сравнению с 2009 годом. Увеличение произошло вследствие того, что в 2010 году произошло повышение собственных средств фирм, что свидетельствует о достаточном запасе финансовой устойчивости предприятия и его относительной независимости от внешних источников финансирования. Можно сказать, что в составе оборотных средств находится не менее 1/3 собственного капитала.

Коэффициент маневренности изменился в период с 2010 года по 2009 год незначительно, увеличился на 0,1 ед-цы, т.е. предприятие использовало собственные оборотные средства и выявило их иммобилизацию.

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что коэффициент покрытия в 2010 году выше нормы, по сравнению с 2009 годом увеличился на 0,2 ед-цы, т.е. ООО " Нива-К " большую часть краткосрочных долгов способно погасить на день составления баланса.

Коэффициент абсолютной ликвидности в период с 2009 года по 2010 год увеличился на 0,2 ед-цы, т.е. коэффициент отражает отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам.

Таким образом, финансовое состояние ООО " Нива-К " можно характеризовать, как финансово-устойчивое, с положительной динамикой развития.  

 

2.2 Оценка ассортиментной  политики предприятия

Для успешной деятельности предприятия необходимо правильно выстраивать ассортиментную политику. В работе проведена оценка ассортиментной политики предприятия ООО «Нива-К».

Все товары, реализуемые обществом, разбиты  на группы по принципу 
схожести их составов. Эти группы товаров являются 
ассортиментными и в совокупности представляют товарную 
номенклатуру ООО " Нива-К ". Широта товарной номенклатуры 
общества представлена четырьмя ассортиментными группами товаров: 1) 
хлеб; 2) хлебобулочные изделия; 3) кондитерские изделия; 4)хлеб и хлебобулочные изделия с различными добавками. Насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 16-ти позиций в каждой ассортиментной группе.

Для того чтобы  проанализировать работу на предприятии  с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и

рассчитаем  коэффициенты обновляемости продукции  за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости  продукции предприятия ООО " Нива-К " приведены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Динамика обновляемости продукции за 5 лет.

Показатели

 

 

Года

 

 

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

Откл.2006 к 

2009 (+/-)

 

 

1. Количество  наименований реализуемой продукции

26

30

33

37

51

+25

2. Количество  вновь реализуемой продукции

17

15

20

24

34

+27

3. Коэффициент  обновляемости продукции за 5 лет

0,65

0,5

0,6

0,64

0,66

+0,1

Информация о работе Ассортиментная политика торговой фирмы (предприятия)