Анализ структуры и показателей ассортимента однородных групп товаров, торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний.
В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….... 2
Глава 1.Понятие качества товаров и методы оценки качества
товаров.
1.1 Объективные методы определения показателей качества………6
1.2. Эвристические методы…………………………………………….12
1.3 Физические методы…………………………………………………16
1.4 Физико – химические методы……………………………………...20
1.5 Химические методы………………………………………………...38
Заключение…………………………….………………………………39
Список используемой литературы……………..………………………40

Файлы: 1 файл

kursovaya_Tolya.docx

— 65.35 Кб (Скачать файл)

Для  оценки  показателей  долговечности  одежды  привлекаются  испытуемые,  которые  будут  эксплуатировать  эту  одежду в  обычных  условиях  до  полного  износа.  Изменение  свойств  материалов  и  одежды  в  целом  может  достигаться  применением  лабораторного  оборудования.

Метод опытной  эксплуатации  используют  при  оценке  долговечности  работы  электрооборудования.  Достоинством  этого  метода  является  высокая  точность  и  достоверность  значений  показателей  качества,  а  недостатками – продолжительность  и большие  затраты,  а  в  некоторых  случаях  сложность  моделирования  условий  эксплуатации.

1.2  Эвристические  методы

  Органолептический  метод

 

Органолептический  метод  основывается  на  использовании  информации,  получаемой  в  результате  анализа  ощущений и  восприятий  с  помощью  органов  чувств  человека – зрения,  обоняния,  слуха,  осязания,  вкуса.  При  этом  методе  не  исключается  использование  некоторых  технических  средств (кроме  измерительных  и  регистрационных),  повышающих  разрешающие  способности  органов  чувств  человека,  например,  лупы,  микрофона  с  усилителем  громкости и т.д.

Органолептический  метод  прост, всегда  используется  первым,  часто  исключает  необходимость  использования  измерительного  метода,  как  более  дорогого,  требует малых  затрат  времени. Кроме  доступности  и  простоты  этот  метод  незаменим  при  оценке  таких  показателей  качества,  как запах,  вкус.

Разновидностью  органолептического  метода  являются  сенсорный,  дегустационный и др.  методы. Сенсорный анализ  применяется  для  оценки  качества  продуктов  питания.  В  результате  сенсорного  анализа  определяют  цвет,  вкус,  запах,  консистенцию  пищевых  продуктов.

Дегустационный  метод  предполагает  апробирование  пищевых  продуктов.  Результаты  дегустации  зависят  от  квалификации  эксперта,  соблюдения  условий  дегустации: нельзя  курить,  использовать пахучие  вещества,  в  том  числе  парфюмерию.

Несмотря  на  существенные  преимущества  органолептического  метода,  он  имеет  недостаток,  выражающийся  в  его  субъективности.  Очевидно,  что  точность  и  достоверность  значений  показателей  качества,  определяемых  данным  методом,  зависит  от  способностей,  квалификации,  навыков и  индивидуальных  особенностей  людей,  определяющих  соответствующие  параметры  свойств  продукции.

 

 

                                            Экспертный  метод

Экспертный  метод  определения  показателей  качества  основан  на  учете  мнений  специалистов-экспертов. Эксперт – это  специалист,  компетентный  в  решении  конкретной  задачи.  Этот  метод  применяют  в  тех  случаях,  когда  показатели  качества  не  могут быть  определены  другими  методами  из-за  недостаточного  количества  информации,  необходимости  разработки  специальных  технических  средств и  т.п.

Экспертный  метод  является  совокупностью  нескольких  различных  методов,  которые  представляют  собой  его  модификации.  Известные  разновидности  экспертного  метода  применяются  там,  где  основой  решения  является  коллективное  решение  компетентных  людей  (экспертов).  Квалификация  эксперта  определяется  не  только  знанием  предмета  обсуждения.  Учитываются  специфические  возможности  эксперта.  Например,  в  пищевой  промышленности  при  оценке  качества  продуктов  питания  учитывают  возможности  эксперта  воспринимать  вкус,  запах,  а  также  его  состояние  здоровья.  Эксперты,  оценивающие  эстетические  и  эргономические  показатели  качества,  должны  быть  хорошо  осведомлены  в  области  художественного  конструирования.

При  использовании  экспертного  метода  для оценки  качества  формируют рабочую  и  экспертную  группы. Рабочая группа  организует  процедуру  опроса  экспертов,  собирает  анкеты,  обрабатывает  и анализирует  экспертные  оценки.

Экспертная группа  формируется  из  высококвалифицированных  специалистов  в  области  создания  и  использования  оцениваемой  продукции:  товароведы,  маркетологи,  дизайнеры,  конструкторы,  технологи  и др. Желательно,  чтобы  экспертная  группа  формировалась не для  одной экспертизы,  а  как   постоянно  функционирующий  орган  с  достаточно стабильным  составом  экспертов.

 

 

                  Социологический  метод

Социологический  метод  определения   показателей  качества  основан  на  сборе  и  анализе  мнений  потребителей. Сбор  мнений  потребителей  осуществляется   различными  способами:  устный  опрос;  распространение  анкет-вопросников,  организация  выставок-продаж,  конференций,  аукционов. Для  получения  достоверных  результатов  требуются научно  обоснованная  система     опроса,  а  также  методы  математической  статистики  для  сбора  и  обработки  информации. 

Социологический  метод  широко используют  на  стадии  выполнения  маркетинговых  исследований,  при  изучении  спроса,  для  определения  показателей  качества,  оценки  качества.  Например,  для  выяснения  требований,   которым  должен  удовлетворять  электрический  утюг,  разрабатывается  опросный  лист  с  указанием  параметров  утюга. Листы  пересылаются  по  почте,  при общении  с покупателями в  торговых  точках.

Для  обработки  полученной  информации  нужно  учитывать  средний  балл  и  количество  будущих  покупателей,  которые  за  данный  образец  высказались.  Затем  определяют  суммы  баллов  каждого  из  параметров  и  общую  сумму  баллов.  Далее  оценивают  коэффициенты  весомости  каждого  параметра  и  проверяют  результаты  суммированием.

 

               Статистические  методы  контроля  и

 управления  качеством

Статистические  методы  основаны  на  определении  значений  показателей  качества  продукции  с  использовании  методов  теории  вероятности  и  математической  статистики. Область  применения  статистических  методов  чрезвычайно  широка  и  охватывает  весь  жизненный  цикл  товара  (проектирование,  производство,  использование  и т.д.). Статистические  методы  применяются  в  системах  качества,  при  сертификации  продукции  систем  качества. Методы  математической  статистики  позволяют  с  заданной  вероятностью  проводить  оценку  качества  изделий.  Статистические  методы  способствуют  сокращению  затрат  времени  на  контрольные  операции  и  повышению  эффективности  контроля.

С  помощью  статистических  методов  можно  определить:  среднее  значение  показателей  качества  и  их  доверительные  границы  и  интервалы  распределения;  законы  распределения  показателей  качества;  коэффициенты  корреляции;  параметры  зависимости  исследуемого  показателя  качество  от  других  показателей  или  числовых  характеристик  факторов,  влияющих  на  исследуемый  показатель  качества,  а  также  сравнивать  среднее  значение  или  дисперсии  исследуемого  показателя  для  двух  или  нескольких  единиц  в  целях  установления  случайности  или  закономерности  различий  между  ними.  При  проведении  статистического  контроля  принимается  решение  о  приемке  или  забраковании  всей  партии  продукции  по  результатам  контроля  выборки.

Статистические  методы  можно  использовать  по  всему  жизненному  циклу  продукции,  от  определения  требований  в  самом  начале  до  их  выполнения  в  конце.  Данные  методы  позволяют  значительно  сократить  трудозатраты  и  объемы  работы  по  контролю  партий.  Это связано  с  тем,  что  контролируется  от  5  до  15%  от  всей  партии.  Использование статистических  методов  нашло  отражение  в  стандартах.

 

                                       1.3 Физические методы.

С помощью этих методов определяют относительную плотность продукта, температуру плавления и застывания, оптические показатели, структурно-механические свойства и др.

 Определение относительной  плотности

Плотностью называется количество массы m данного вещества в единице объема v. В соответствии с Международной системой единиц (СИ) ее измеряют в кг/м3. при анализе пищевых продуктов обычно определяют относительную плотность, выражаемую в виде отношения плотности продукта к плотности стандартного вещества при определенной температуре. Для жидких продуктов таким стандартным веществом является вода 40С. При этой температуре вода имеет наибольшую плотность, равную единице.

Относительную плотность исследуемого продукта определяют по формуле

d = .

Где m1 - масса продукта, кг;

m2 - масса воды, кг.

Обычно относительную плотность определяют при температуре продукта 200С и обозначают символами d или d. Для пересчета значений плотности d в d или наоборот пользуются температурными коэффициентами расширения

d = 1,00177 d и d = 0,99823d.

Относительная плотность жидких продуктов зависит не только от их температуры, но и от концентрации сухих веществ.

Показатели плотности важны при оценке качества молока, определении содержания сухих веществ в плодовых и ягодных экстрактах, содержания соли в рассолах, проверки крепости спирта и водки. При этом пользуются для каждого продукта таблицей, в которой приводится содержание вещества в растворе в зависимости от плотности и температуры его.

Для определения относительной плотности чаще всего применяют пикнометрический и ареометрический методы.

 

 

                                       Пикнометрический метод.

 Метод основан на определении  массы равных объемов исследуемого  продукта и воды при температуре 20°С.

Приборы и оборудование. Пикнометры на 10, 25 или 50 мл; аналитические весы; эксикатор; водяной термостат или ультратермостат; капиллярная пипетка.

Порядок проведения анализа. Предварительно подготовленный чистый и сухой пикнометр взвешивают на аналитических весах с точностью до 0,0001 г. Затем его наполняют исследуемой жидкостью, уровень которой должен быть немного выше метки, и помещают на 20--30 мин в термостат или водяную баню при 20°С. После этого объем жидкости доводят точно до метки. При излишке жидкости ее удаляют жгутиком из фильтровальной бумаги, а при недостатке добавляют из капиллярной пипетки. Внутреннюю поверхность шейки пикнометра, не заполненную жидкостью, тщательно обсушивают полоской фильтровальной бумаги.

После термостатирования и доведения объема исследуемой жидкости до метки пикнометр закрывают пробкой, обтирают фильтровальной бумагой или полотенцем досуха и оставляют на 30 мин около весов, после чего взвешивают с точностью до ± 0,0001 г.

Таким же образом определяют массу дистиллированной воды.

Плотность исследуемой жидкости вычисляют по формуле:

d = ,

где m - масса пустого пикнометра, г;

m1 - масса пикнометра с исследуемой  жидкостью, г;

m2 - масса пикнометра с дистиллированной  водой, г.

Плотность рассчитывают с точностью до десятичного знака.

                                       

 

 

 

 

                                  Ареометрический метод.

В исследуемый жидкий продукт погружают ареометр до тех пор, пока масса жидкого продукта, вытесненного им, не станет равной массе ареометра. Плотность жидкости продукта определяют по градуированной шкале ареометра в зависимости от уровня его погружения. Внутри некоторых ареометров имеется термометр, которым можно измерять температуру исследуемого жидкого продукта. Шкала ареометра рассчитана на 20°С.

Приборы. Ареометр со шкалой, показывающей плотность d (с ценой деления, равной 0,001); стеклянный цилиндр; термометр.

Порядок проведения анализа. В стеклянный цилиндр наливают исследуемый жидкий продукт определенной температуры. Жидкого продукта в цилиндре должно быть достаточно для свободного погружения ареометра (около 3/4 объема цилиндра). Затем в жидкий продукт осторожно опускают чистый и сухой ареометр. При этом ареометр не должен касаться стенок цилиндра. При исследовании прозрачных жидких продуктов деления отсчитывают по нижнему мениску, а при исследовании непрозрачных - по верхнему. Если температура исследуемого жидкого продукта отличается от установленной (20°С), то в результаты определений вносят соответствующую поправку, которую берут из специальных таблиц.

За конечный результат принимают среднее арифметическое двух определений, разность между которыми не должна превышать 0,002 г.

 

 Определение температур  плавления и застывания

Определение температурных констант проводят при исследовании качества жиров, установлении их природы, чистоты, отсутствия примесей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Физико-химические методы

Физико-химические методы применяются при определении оптических показателей пищевых продуктов. Эти показатели определяют с помощью поляриметрии, рефрактометрии, фотометрии, спектроскопии, хроматографии и др.

 Поляриметрия

Поляриметрический метод основан на свойстве некоторых веществ изменять направление световых колебании.

Вещества, обладающие свойством изменять направление колебаний при прохождении через них поляризованного света, наминаются оптически анизотропными или оптически активными и отличие от оптически изотропных, или неактивных, которые этих изменений не вызывают.

Информация о работе Анализ структуры и показателей ассортимента однородных групп товаров, торговых предприятий