Анализ качественных характеристик и ассортимента туалетного мыла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических положений формирования качественных характеристик и ассортимента туалетного мыла, проведение экспертизы качества и исследование потребительских свойств туалетного мыла, реализуемогов торговой сети «Пятерочка» г. Волгограда.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить теоретические аспекты формирования ассортимента качества и потребительских свойств парфюмерно-косметических;
определить методику оценки показателей качества;
дать товароведную характеристику, провести выбор и оценку показателей качества опытных образцов туалетного мыла, реализуемого в торговой сети «Пятерочка» г. Волгограда;
провести анализ ассортимента опытных образцов туалетного мыла, реализуемого в торговой сети «Пятерочка»;
представить результаты оценки качества опытных образцов туалетного мыла;
сделать заключение о проделанной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 7
1.1 Состояние потребительского рынка парфюмерно-косметических товаров 7
1.2 Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров 11
1.3 Классификация и характеристика современного ассортимента парфюмерно-косметических товаров 15
1.4 Требования стандартов, предъявляемых к качеству парфюмерно-косметических средств 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНОГО МЫЛА, РЕАЛИЗУЕМОГО ООО «ТАМЕРЛАН» Г. ВОЛГОГРАД 28
2.1 Краткая характеристика ООО «Тамерлан» 28
2.2 Анализ ассортимента туалетного мыла, реализуемого в торговой сети «Пятерочка» г. Волгоград 29

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_2.docx

— 223.58 Кб (Скачать файл)

5. Специальные средства: кремы для массажа, депилятории,  отбеливающие кремы и т.д.

Классификация ассортимента средств для ухода за волосами и кожей головы

Средства для  ухода за волосами и кожей головы по функциональному назначению делятся на следующие группы:

    • средства по уходу за кожей головы: кремы, бальзамы, маски, масла питающие, стимулирующие обменные процессы в коже головы, а также лосьоны, тонизирующие, регулирующие функции сальных желез;
    • средства для мытья головы и ухода за волосами, в зависимости от типа волос и половозрастного признака: шампуни, кондиционеры, бальзамы, ополаскиватели;
    • средства для окраски волос:

В зависимости от происхождения: натуральные (хна, басма) и химические;

    1. по стойкости краски:
    • нестойкие (смываются после первого мытья) – тушь для волос, лаки, пенки оттеночные;
    • относительно стойкие (смываются после 6-8 процедур мытья ) – оттеночные краски, шампуни, бальзамы;
    • стойкие – краски.
    • отдельную группу составляют средства для обесцвечивания волос – краски для блондирования (осветления) и мелирования волос (окраска тонкими прядями);
    • средства для укладки волос и сохранения прически. Предназначены для укладки, моделирования, увеличения объема, фиксации прически: муссы, пенки, гели, воски, спреи, лаки.

Классификация ассортимента декоративной косметики

Макияж помогает подчеркнуть красоту женского лица, придать ему индивидуальность и скрыть мелкие недостатки. Современные средства декоративной косметики позволяют быстро устранить незначительные дефекты внешности женщины и сделать ее привлекательной [13].

Ассортимент декоративной косметики в зависимости от назначения подразделяют на следующие группы:

1. Средства для  лица, предназначены для того, чтобы  сделать кожу лица гладкой,  ровной, скрыть мелкие недостатки:

    • основа под макияж, позволяет увлажнить кожу и создать условия для нанесения тонального крема, пудры и румян;
    • пудра, румяна, тональный крем, для придания коже цвета и матовости;
    • маскирующие карандаши, маскируют покраснения и дефекты кожи.

2. Декоративная  косметика для губ:

    • контурный карандаш,
    • блеск для губ, предназначен для защиты губ, уходу за ними, улучшения их естественного цвета;
    • губные помады, подразделяются на устойчивые(не оставляющие след от прикосновения) и обычные(мягкие, увлажняющие и др.)
  1. Средства для глаз:
    • тени для век, различные по цвету, оттенкам; матовые, блестящие и перламутровые;
    • карандаш и жидкая подводка для глаз, позволяющие подчеркнуть или изменить форму глаз;
    • тушь для ресниц: водостойкая, придающая объем, удлиняющая, различных цветов.
  1. Декоративные средства для ногтей: лак основа, цветной лак, закрепитель лака, лак лечебный, жидкость для снятия лака, растворитель лака, средства для удаления кутикулы.
    1. Требования стандартов, предъявляемых к качеству парфюмерно-косметических средств

 

Повышение качества парфюмерно-косметических средств, совершенствование их ассортимента осуществляются на базе стандартизации. Основные направления развития стандартизации косметических средств – это унификация ассортимента:

    • ужесточение требований к качеству, отражение в стандартах показателей безопасности и других потребительских свойств;
    • замена органолептической оценки качества инструментальными методами;
    • комплексный подход к оценке качества;
    • повышение требований к художественному оформлению изделий.

Совершенствование стандартов осуществляется всвязи с введением  новых законодательных актов Российской Федерации.

Туалетное мыло должно вырабатываться из доброкачественного сырья и в  соответствии с утвержденной рецептурой, иметь приятный запах, эстетичность, цвет, удобную форму. Мыло должно легко растворяться в холодной воде, легко пениться и отмывать загрязнения без особых физических усилий, т.е. иметь высокую моющую способность. Мыло не должно оказывать раздражающего действия на кожу, сохранять определенную форму, внешний вид, запах при длительном пользовании, не расслаиваться во влажной среде, не давать трещин при высыхании. Мыла лечебно – профилактические, дезинфицирующие, дезодорирующие должны обладать определенным эффектом.

Твердое мыло должно вырабатываться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технологическими регламентами или инструкциями, а также рецептурами  и другими техническими документами  на мыло конкретной марки, утвержденными изготовителями продукции [1].

В соответствии с ГОСТом 28546-2002 и ГОСТом 790-89 экспертиза качества туалетного мыла осуществляется по органолептическим и физико-химическим показателям с использованием органолептического и инструментального (измерительного) метода [1,2].

В соответствии с ГОСТом 28546-2002 органолептические показатели твердого туалетного мыла должны соответствовать  характеристикам, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Органолептические  показатели твердого туалетного

 

Наименование показателя

характеристика

Внешний вид

Поверхность с рисунком или  без рисунка. Не допускаются на поверхности мыла трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп.

Форма

Соответствующая форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленной в техническом документе

Цвет

Соответствующий цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе

Запах

Соответствующий запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе, без постороннего запаха

Консистенция

Твердая на ощупь. В разрезе  однородная


 

Допускается потертость поверхности  и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарного  вида куска мыла.

Допускаются мыльные точечные крапины для марок «Нейтральное», «Экстра» и «Детское» - не более 10, для  марки «Ординарное» - не более 15.

Допускаются следы от присосок на грани куска мыла для всех марок.

Допускается для мыла всех марок ослабление интенсивности  запаха мыла к концу срока его  годности.

Нанесение на поверхность  куска мыла рисунка, специального рефления или узора, художественного оформленного штампа – в соответствии с техническим документом на мыло индивидуального фирменного наименования.

Реализация туалетного мыла с предприятия-изготовителя должна производиться не ранее чем через 24ч с момента его изготовления.

Кусковое мыло должно быть твердым на ощупь, однородным в разрезе, без трещин, выпотов, полос, пятен; недопустимы  нечеткий штамп и неровный срез [2].

Поверхность мыла должна быть гладкой, форма куска правильной, с четким штампом, деформация формы  не допускается. Цвет мыла должен быть равномерным, чистых тонов, неокрашенное мыло – от белого до кремового цвета, запах мыла – приятным. Цвет и запах должны быть свойственными изделию данного наименования. Допускаются по согласованию с потребителем трещины и разнооттечность, приобретенные в результате размораживания мыла после воздействия температур ниже -5 °С.

Жидкое мыло должно быть прозрачным, однородным, без мути и  осадка (допускается выпадение осадка при температуре ниже 8 °С, исчезающего при нагревании), по цвету и запаху – соответствовать изделию данного наименования.

Порошкообразное мыло должно быть тщательно измельченным, без  комков, от белого до светло-желтого  цвета, сухим на ощупь, с приятным запахом [1].

Физико-химические показатели качества мыла – это качественное число, содержание хлористого натрия, содопродуктов, титр мыла, первоначальный объем пены.

Качественное число мыла – это массовая доля жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 грамм. Для группы Экстра качественное число – не менее 78 г, для групп Детское, «I», «II» - не менее 74 г, для жидких туалетных мыл содержание жирных кислот определяется в процентах и должно находиться в пределах 16,0 – 21%.

Массовая доля хлористого натрия и содопродуктов в процентах  в пересчете на Na2 O нормируется в зависимости от группы мыла и должны быть не более для групп Экстра и Детское – 40% и 20% соответственно, для группы «I» - 50% и 22%, для групп «II» - 70% и 25%.

В туалетных мылах не допускается  большой остаток свободной щелочи (не более 0,05%) и неомыленного жира (не более 0,2% массы жирных кислотдля твердого мыла, а для жидких мыл – не более 1,5%). Свободная щелочь раздражает кожу человека и разрушает ткани, а неомыленные, особенно ненасыщенные жиры, при хранении мыла быстро прогоркают, вызывая появление пятен и неприятного прогорклого запаха[1].

Титр мыла (титр жирных кислот) – температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла, - характеризует  правильность подбора состава жировой  смеси. Качество мыла, его твердость, растворимость, истираемость, пенообразование, сохранение первоначальных свойств  при длительном хранении в значительной степени определяются составом жировой смеси, подобранным для мыла. Титр жирных кислот жировой смеси туалетных мыл должен быть в пределах 36-41 °С. Мыло с более низкой величиной титра имеет недостаточную твердость, повышенные истираемость и расход. При более высоком титре понижается растворимость и моющая способность мыла.

Качество мыла тем выше, чем больше оно может дать пены и чем более она устойчива. Показатель пенообразующей способности  характеризуется объемом пены (см3), образующейся при взбалтывании определенного объема 0,5% мыльного раствора (считается на жирные кислоты). Первоначальный объем пены (см3 , не более): для мыла группы Детская и «I» - 320, группы «II» - 300 [2].

При сертификации проводится экспертиза показателей безопасностей  потребления туалетного мыла. Кроме  указанных выше показателей химического состава туалетного мыла исследуются на присутствие в их составе соединений свинца, мышьяка, ртути, перекисных соединений. Содержание их в твердом мыле недопустимо.

Для жидких туалетных мыл  массовая доля суммы тяжелых металлов не должна превышать 0,002%. Для жидкого  мыла определяется водородный показатель (рН). Значение его должно находиться в пределах 6,0 – 10,0.

При экспертизе показателей  безопасности туалетного мыла проводится кожное тестирование. Из клинико – лабораторных показателей безопасности определяются раздражающее и сенсибилизирующее действие мыла на кожу. Такое действие должно отсутствовать после 24-часовой экспозиции [2].

Упаковка мыла должна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Удачный выбор и постоянное совершенствование упаковки имеет немаловажное значение для общего успеха туалетного мыла у потребителя.

Туалетное мыло фасуют в  виде кусков номинальной массой до 200 г. Бумажная обертка мыла может  состоять из двух или трех слоев:

  • внешнего – в виде художественной оформленной этикетки из бумаги марок М и А или бумаги с микровосковым покрытием, а также пигментированной бумаги;
  • внутреннего, для которого используются под пергамент, писчая биостойкая или оберточная бумага, отвечающая требованиям защиты мыла от воздействия внешних факторов;
  • третьего (промежуточного), для которого используются коробочный картон или бумага пачечная двухслойная с определенной массой 1м2 .

Твердое туалетное мыло марок  «Детское» и «Ординарное» выпускают  в обертке и без обертки, а  мыло марок «Нейтральное» и «Экстра» - только в обертке[1].

Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должны быть не менее четырех баллов по ГОСТ 26160 -84 «Краски печатные. Метод испытания на стойкость к воздействию реагентов»допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен [7].

Туалетное мыло может упаковываться  в однослойную обертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных материалов, ламинированной бумаги, фольги, бумаги с микровосковым покрытием.

Туалетное мыло упаковывают  по 1-4 и более кусков в коробки  – мыльницы из синтетических материалов, в художественно оформленные футляры и коробки из картона.

Для упаковки каждой партии мыла применяют товарную тару одного вида. Туалетное мыло упаковывается  в групповую или транспортную тару, обеспечивающую его сохранность  при транспортировке и хранении (картонные коробки, ящики из гофрированного картона, бумажные пачки), которые оклеивают бандерольной бумажной лентой, лентой из синтетических материалов или клеевой лентой [2].

Информация о работе Анализ качественных характеристик и ассортимента туалетного мыла