Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:57, реферат

Описание работы

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

Файлы: 1 файл

курс2.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 


IIIII

    I

 

 

Стадии развития организации по Д.Кацу и Р. Кану:

I – стадия простых систем,

II – устойчивая стадия организации,

III – стадия разработки структур.

       8.  И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).

Эта модель является эволюционно-телеологической моделью  организационного развития, рассматривающая  указанный процесс как некий  аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

Его теория концентрирует  внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

Рисунок 1.1 Кривая жизненного цикла организации по И.Адизесу

В процессе роста  любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На каждом этапе развития организации их условно можно разбить на две категории: 1) так называемые болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни); 2) организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может. При правильной стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности – основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма.

       9. Дж. Кимберли: «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» (1979).

 Изучение  создания и развития медицинских  школ позволило Дж. Кимберли создать  принципиально отличающуюся модель развития организаций.

Стадии жизненного цикла модели:

1) выстраивание ресурсов  и формирование будущей идеологии,


 

2) выбор «главных схем  перемещения»,


 

3) формирование организационной  идентичности


 

4)стадия предопределения  производительности.

Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает  еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей  идеологии. Все это приводит к  переходу на вторую стадию развития, включающую выбор «главных схем перемещения», найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более ригидными, структура – формализованной, организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды[24, с. 226].

      10.  Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).

В 1983 году Р. Куинн  и К. Камерон предложили вариант, обобщающий вышеперечисленные модели. Основной акцент они делают на эффективности  деятельности организации и её критериях на различных стадиях.

Изменения, происходящие в организациях, следуют предсказуемой  модели, которую можно представить  в виде стадий развития.  Каждая стадия характеризуются общими признаками: 1)природной последовательностью, 2)проявлением иерархического прогресса, являющегося трудно обратимым, 3)охватывающие широкий спектр организационной деятельности и структуры.

Стадии жизненного цикла организации по Куинну и  Камерону:


 

 

 

     I          IIIIIIV

I– предпринимательство,

II –коллективность,

III -формализация,

IV –разработка структуры,

-------- - это возможные  тенденции.

Несмотря на то, что в основе каждой из описанных  моделей лежит своя уникальная идея, тем не менее, в каждой из них заложен  смысл, отражающий сущность развития. «Развитие – это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому»[22, с. 346].

Модели Р. Куинна и К. Камерона, Г.Лиммитта и У. Шмидта,  А. Смита имеют обобщённые модели, разработанные для того, чтобы создать некий синтез между конкурирующими моделями жизненных циклов. Модели И. Адизеса, А. Дауна, Б. Скотта, У. Торберта, Ф. Лидена оригинальны, их никогда ещё не пытались синтезировать и представить в виде обобщённой модели. Модель Л. Грейнера является базовой, или исходной, для многих других моделей.

Есть два  важных аспекта, которые упускаются в большинстве моделей. Как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти игнорируются. Мало известно о развитии организации на стадии зарождения, т.е. до того, как организация начинает свое формальное существование (этому вопросу уделяет внимание Л. Грейнер, И. Адизес, Дж. Кимберли). А между тем в трудах успешных менеджеров очень много свидетельств о том, как задумывались нынешние компании – лидеры бизнеса. С другой стороны, кроме И. Адизеса больше никто не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется исследователями. Мало кому хочется работать с «умирающими» организациями, а архивные исследования лишены субъективной фактологии, так интересующей исследователей и консультантов по управлению.

Рассмотрев  различные модели жизненного цикла  организации, заметим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании[28].

Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были  произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты[10, с. 56].

Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в  том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.

Еще одна особенность  развития, отмеченная Р. Куином и К.  Камероном, состоит в том, что  изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях [20, с. 114].

Стоит отметить также следующую особенность  описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, то есть  до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.

Таким образом, краткий анализ созданных в разное время моделей жизненного цикла  организаций  выявил основные их особенности,  имеющиеся недостатки и присущие достоинства, и можно сделать вывод о том, что идеальной модели жизненного цикла не существует.

В настоящее  время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок[28].

Востребованность


IV


III


IIV

 

I


 периоды


В приведенной ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится исследуемая организация [26,с. 18].

 

 

 

 

 

Таблица 1.  Критерии определения стадии развития организации [26, с. 18].

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы  младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально  организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы  контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска  продукции, прибыль падает


Основные фазы развития и критерии их определения схожи для многих моделей, описанных выше. Однако ввиду того, что лишь  И.Адизес подробно рассматривает полный цикл жизни организации с рождения до смерти, выделяя отдельные подстадии развития, предложенная им модель наиболее оптимальна для рассмотрения в данной работе. Именно эта модель будет рассмотрена  во второй главе с описанием отдельных этапов жизненного цикла организации.

В заключении отметим, что  сколько организаций, столько и  разных типов жизненного цикла. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые типы циклов, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.


Информация о работе Жизненный цикл организации