Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие «жизненного цикла организации» и основные стадии его развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность жизненного цикла организации;
изучить структуру жизненного цикла организации;
проанализировать существующие модели жизненного цикла организации;
рассмотреть механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

     Жизненный цикл организации это материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической организации, переход организации в новое качество. Массовое обновление основного капитала - материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы жизненного цикла.

     Фазы  жизненного цикла фирмы можно  описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Если данная проблема не решена, то намечается движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма9.

     Даже  самые успешные фирмы, "живущие" долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их "жизни". Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, то есть за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом). Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся "вилка" или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

     Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это - слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличающаяся от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество "этажей" управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

     Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды.

     Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием предприятия на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. В настоящее время в экономических науках описание жизненных циклов носит преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за недостаточной проработки отдельных методологических моментов. Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара:

  • ситуация гармоничного рынка;
  • ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта;
  • ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства;
  • ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и в сфере сбыта;
  • ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при отсутствии спроса;
  • ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и сбыта при отсутствии спроса.

     Разработан  механизм управления развитием предприятия  на основе модели жизненных циклов. Реализация механизма предполагает применение метода QFD (развертывание  функции качества) и метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Использование механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию промышленного предприятия в соответствии с изменениями требований окружающей среды10.

     Таким образом, модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.

 

Заключение

     В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или стадиями развития организации.  То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной  сущности.

     Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

     В работе были рассмотрены созданные  в течение десятилетия разными  авторами модели эволюции организации. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

     Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно  включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или ''размножение'', стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться ''смертью'' или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее ''возрождения'' или ''преображения''.

     Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были  произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты.

     Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.

     Таким образом цели моего исследования достигнуты, задачи решены. 

 

Список литературы

  1. Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003
  2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие, 371 с. - 2005.
  3. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2006. - № 4. - 12-15 с.
  4. Багиев Г.Л. Маркетинг: 190с. – 2007.
  5. Багиев Г.Л., Соловьева Ю.Н. Поиск эффективных технологий маркетинга, предпринимательства и бизнеса. 389 с. - 2006. - 389 с.
  6. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходачек А.М. Стратегия малого предпринимательства. 347с. - 2005.
  7. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие, 129 с. - 2008.
  8. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 205с. - 2005.
  9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. - М.: 2008. - 410 с.
  10. Глухов В.В. Основы менеджмента. - Специальная литература, 2005. - 297 с.
  11. Дырин С.П. Теория организации: Учебник. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2008. - 186 с.
  12. Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации, 75с. - 2005.
  13. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации, 348 с. – 2007.
  14. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 344 с
  15. Хмелькова Н., Попов Е. О жизненном цикле внутренней среды организации //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №1. – с. 119 – 126.

Информация о работе Жизненный цикл организации