Законы организации и организационные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:18, реферат

Описание работы

Работа раскрывает основные законы организации и организационные структуры

Содержание работы

Введение
1. Законы организации
1.1 Основополагающие законы организации
1.1.1 Закон синергии
1.1.2 Закон самосохранения
1.1.3 Закон развития
1.2. Законы организации второго уровня
1.2.1 Закон информированности-упорядоченности
1.2.2 Закон единства анализа и синтеза
1.2.3 Закон композиции и пропорциональности
1.2.4 Специфические законы социальной организации
2. Организационные структуры
2.1 Иерархический тип структур управления
2.1.1 Линейная организационная структура
2.1.2 Линейно-штабная организационная структура
2.1.3 Дивизионная структура управления
2.2. Органический тип структур управления
2.2.1 Бригадная (кросс-функциональная) структура управления
2.2.2 Проектная структура управления
2.2.3 Матричная (программно-целевая) структура управления
2.3. Многомерная организационная структура
Список литературы

Файлы: 1 файл

законы организации и организационные структуры.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Левая часть  в формуле называется  энергией удержания, а правая – энергией ликвидации. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

Текущее состояние  компании зависит от ряда внутренних и внешних факторов.

Внутренние  факторы:

- философия организации;

- принципы ее деятельности;

- уровень квалификации персонала;

- эффективность реализации мотивов и стимулов, потребностей и интересов работников;

- использование ресурсов и технологии;

- уровень коммуникации;

- степень сочетания функций и структуры управления;

- качество и уровень реализации маркетинга.

Внешние факторы:

- социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране,

- экономическая и политическая ситуация;

- покупательная способность населения;

- состояние развития науки и технологии;

- уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Внутренние  факторы в основном управляемы со стороны руководителя, а внешние - нет. Профессионально формируя внутренние факторы деятельности компании, руководитель может существенно повысить созидательный потенциал организации. Для этого, в частности, необходимо:

- совершенствовать социально-психологический климат в коллективах;

- добиваться оптимального сочетания структуры и выполняемых функций;                                 

- развивать инновационную деятельность;

- постоянно повышать профессионализм персонала,

- иметь хорошую информационную сеть связи с клиентами, поставщиками и потребителями;

- создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями,

- в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества.

Перечисленный набор дает качественное представление о направлении работ по усилению устойчивости организации к внешним возмущающим воздействиям.

Для анализа  положения организации очень  важен показатель "уровень самосохранения" (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания.

УР = (У-Л)/У * 100%

Выделяют 7 уровней самосохранения. В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить  положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно  добиться за счет правильной работы с  внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

Основная особенность  такой стратегии – предпринимательский  риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.

Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию - лидер).

Удержаться  на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации  на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может  существенно увеличить страховое  поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования  юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

 

1.1.3 Закон развития

 

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Существуют две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразное изменениее сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций  обусловлено следующими факторами:

-  изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

-  изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);

-  потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

-  старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

-  изменение экологии;

-  технический прогресс;

-  глобальное состояние мировой цивилизации.

Закон: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на следующие принципы.

Принцип инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания.

В компаниях  инерция проявляется в использовании  физически и морально устаревшего  оборудования, в деятельности отживших организационных структур. Инерция  свойственна человеку независимо от возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип самозависимости - на ход развития компании (повышение ее потенциала) влияет потенциал самой компании.

Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества.

Принцип эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала.

Каждая компания пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Компании по разному реагируют на одни и те же события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровней самой организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая, средняя и низкая эластичность.

Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным  реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность проявляется в длительном ожидании и принятии неадекватных решений.

Принцип непрерывности  - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.

Приобретение  компанией новых ресурсов постепенно изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость) его изменения чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству.

Принцип стабилизации -  система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

За время  существования компании эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» (ликвидация) уменьшается до нуля. Улучшение работы компании и временное расширение этапов зрелости и насыщения должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании или ее продукции.   

 

1.2 Законы организации второго уровня.

 

1.2.1 Закон информированности-упорядоченности

 

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Информация  обладает такими характеристиками как  объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация  управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда  и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон  соотносительности  управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная  среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т.п. Информационная  среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие 1. "Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации".

Существует  естественное максималистское стремление человека и компании приобрести больше информации абсолютно достоверной, сверхвысокой ценности, да еще секретной. Это приводит к большим затратам финансовых средств, информационной избыточности, криминальным источникам, к перенасыщению информации цифрами, таблицами, графиками и т.д. В результате создаются проблемы обработки, хранения и оценки полученной информации.

Следствие 2. "Информированность работника после достижения ею верхнего критического уровня переходит в компетентность работника".

Каждый работник повышает свою квалификацию, изучая литературу, посещая лекции и семинары. При этом, информация не сразу переходит на уровень теоретических или практических знаний. Часть ее теряется, часть постепенно накапливается, объединяется с другой, создавая некоторый цельный набор в какой-либо области. Достигнув необходимого объема и пропорций эта информация становится полезной для решения конкретных задач, а ее носитель приобретает новый уровень компетентности

Самым важным приложением  закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

 

1.2.2 Закон единства анализа и синтеза

 

Суть  анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон: каждая материальная система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:

 

Скорость и  результат преобразования зависят  от диапазона изменения внешней  и внутренней среды.

Примерами реализации закона являются:

- компании приспосабливаются  к усилению налогового бремени,  уменьшая налогооблагаемую базу за счет освобождения от неэффективного имущества, увеличения оборота материальных и финансовых средств, использования труда инвалидов и т.д.;

- при усилении внешнего  рэкета, компании создают собственную службу безопасности;

- в условиях повышенной радиации организм животного приспосабливается к новой жизни за счет мутации некоторых органов. 

Практический подход к  анализу и синтезу организаций  может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

- предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя;

- проведение "мозговой атаки" на совещании основных специалистов организации;

Информация о работе Законы организации и организационные структуры