Внешняя и внутренняя среда организации, их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

В связи с вышесказанным целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать понятие «фирмы»;
Определить понятие «внешняя и внутренняя среда»;
Указать факторы взаимодействия;
Рассмотреть виды и функции внешней и внутренней среды;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
1. Теоритические аспекты внутренней и внешней среды организации…….……5
1.1.Фирма…………………………………………………………………………….5
1.2.Понятие «предпринимательская среда»……………………….……………….6
1.3.Внутренняя среда организации…………………………..……………………..7
1.4.Внешняя среда организации………………………………………………..….17
1.5.Методы анализа внутренней и внешней среды организации………………..21
2. Практический анализ внутренней и внешней среды ООО «Строительная компания»……………………………………………………………………...……25
3. Возможности совершенствования внешней и внутренней среды…………....34
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовик теория управления.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Управление  маркетингом призвано посредством  маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Управление финансами состоит в том, что менеджер осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление  персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

Управление  эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.[7]

1.4. Внешняя среда организации

Как и факторы  внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Внешняя среда  не постоянна, в ней все время  происходят изменения. Многие исследователи  указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Среда прямого воздействия

С точки зрения системного подхода организация  есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. [10]

Всех поставщиков  можно разделить на несколько  групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Законы  и государственные органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты.

Потребители. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты. Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Факторы среды  косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.

Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Любая организация  функционирует по меньшей мере в  одной культурной среде. Поэтому  социокультурные факторы, в числе  которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества.

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности.

Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.

В то время как  факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Когда организация  начинает вести свои дела за пределами  внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: «Фирма должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых условиях». Однако анализ факторов международной среды представляет собой трудную насущную задачу. [15]

1.5. Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Анализ внешней  среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

 

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) —преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats).

Рисунок 2 - Матрица SWOT-анализа

SNW –  анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная  сторона),

Neutral (нейтральная  сторона),

Weakness (слабая  сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу 1. [4]

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- SNW – анализ

Наименование  стратегической позиции

Качественная  оценка позиции

 

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

     

Бизнес - стратегии

     

Оргструктура

     

Финансы

     

Продукт как  конкурентоспособность

     

Структура затрат

     

 

PEST –  анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [3]

  

 

 

     Таблица 2 - PEST – Анализ

Политика

Экономика

1

1

2

2

Социум

Технология

1

1

2

2


 

Профиль среды удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка.

Далее все три  экспертных оценки перемножаются и  получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.

      Таблица 3 -Таблица профиля среды

Факторы среды

Важность для  отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=A*B*C

1.

       

...

       

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  внутренней и внешней среды  ООО «Строительная Компания»

Для выделения  объекта ООО «Строительная Компания»  из окружающей среды воспользуемся  моделью «черного ящика».

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации, их анализ