Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия социальной ответственно-сти бизнеса;
- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;
- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;
- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1 Социальная ответственность бизнеса 5
1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса 11
2 Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае 18
2.1 Оценка состояния развития бизнеса в Приморском крае 18
2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса 27
Заключение 40
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Влияние госуд на социальную ответственность бизнеса в Приморском крае.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса

 

В соответствии с Постановлением Губернатора Приморского края от 12.08.1998 № 401 «О создании межведомственных комиссий по налоговой и социальной политике при главах муниципальных образований края» [10], Уставом города Владивостока и законами Приморского края во Владивостоке работает межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике при главе города Владивостока.

Одной из задач комиссии является осуществление разъяснительной работы с работодателями, направленной на своевременную выплату заработной платы, разработка рекомендаций, направленных на повышение ее уровня, легализацию, заключение коллективных договоров между работодателями и трудовыми коллективами.

В функции межведомственной комиссии (в числе прочих) относятся [10]:

- взаимодействие с  органами исполнительной власти  Приморского края, территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти в части координации деятельности предприятий и организаций в сфере соблюдения трудового законодательства на территории города Владивостока, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы;

- разработка предложений  по профилактике и пресечению  экономических и налоговых преступлений в сфере трудовых отношений;

- работа с работодателями  по вопросу ликвидации задолженности  по заработной плате, повышения уровня заработной платы, легализации заработной платы, а также использующих наемный труд без заключения трудовых договоров в нарушение трудового законодательства.

Взаимоотношения между  работодателями и работниками регламентируются Трудовым кодексом РФ, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы, Территориальным «Соглашением между профсоюзами, работодателями и администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2011-2013 гг.» [11].

Соглашение между профсоюзами, работодателями и администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2011-2013 гг. вступило в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2013 года.

Одной из причин заключения Соглашения является решение проблемы теневой заработной платы. Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников. Достаточно распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, контрактов. Работники, соглашаясь на такие условия, бесправны, социально не защищены и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии. Такие работники лишены полисов медицинского страхования, им не выплачиваются пособия по листкам нетрудоспособности, они не могут в полном объеме воспользоваться налоговым вычетом при покупке жилья, оплате обучения и лечения, получить кредит в банке [12].

Поэтому цель работы межведомственной комиссии - ориентировать работодателей на скорейшее повышение заработной платы своим работникам до уровня не ниже прожиточного минимума, установленного в Приморском крае, а также поэтапного повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня.

Полномочные представители  краевых профсоюзов, работодателей и Администрации Приморского края заключили соглашение, целью которого является обеспечение социальной стабильности, включая снижение масштабов бедности, безработицы, обеспечение социальных гарантий работникам и предотвращение трудовых конфликтов, повышение благосостояния населения Приморского края, проведение согласованной социально-экономической политики в Приморском крае на основе развития отношений социального партнерства, улучшение демографической ситуации.

Главной целью политики в области доходов населения  является систематическое повышение реальных доходов населения, уровня реальной заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда, уменьшение масштабов бедности. 

Стороны Соглашения проводят согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда, повышению уровня заработной платы, уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Приморском крае. Проводят совместные мероприятия, направленные на опережающий рост заработной платы и иных доходов населения по сравнению с ростом потребительских цен.

В пределах своей компетенции стороны Соглашения обеспечивают контроль за своевременной оплатой труда работников на предприятиях и целевым использованием средств, направляемых на оплату труда, а также осуществляют реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, не допуская снижения существующего уровня заработной платы и его реального содержания.

Администрация Приморского  края осуществляет мониторинг выплаты заработной платы на предприятиях, с целью выявления предприятий, имеющих задолженности по выплате заработной платы. В рамках своих полномочий принимает меры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края, в отношении руководителей организаций, занижающих реальный размер заработной платы. 

Работодатели должны:

- обеспечивать установление среднемесячного размера заработной платы в организации в расчете на одного работника, превышающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения Приморского края не менее чем в 2 раза;

- обеспечивать определенный трудовым законодательством порядок выплаты заработной платы в установленные коллективным договором сроки. В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы выплачивать денежную компенсацию в размерах, определенных коллективным договором, но не ниже предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, производить индексацию невыплаченной заработной платой в порядке, предусмотренном коллективными договорами;

- погашать задолженность за предыдущие периоды в соответствии с графиками, согласованными с профсоюзными организациями, создавать условия для недопущения задержки выплаты заработной платы в дальнейшем;

- производить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен в порядке и размерах, установленных коллективными договорами;

- проводить работу, направленную на повышение месячной минимальной тарифной ставки (оклада) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного постановлением Администрации Приморского края;

- не допускать использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством, применения систем оплаты труда, противоречащих действующему законодательству;

- выплачивать заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными  договорами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами,  по ценам не выше рыночных;

- обеспечивать ежегодное повышение заработной платы работников малых и средних предприятий не ниже среднекраевого уровня в целях повышения социальной защищенности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами действующего законодательства по оплате труда, своевременным перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за выделением  и использованием средств на оплату труда из бюджетов всех уровней, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами.

В пределах своих полномочий осуществляют контроль за динамикой  роста цен, тарифов на потребительские товары и услуги и заработной платы, вносят предложения по устранению социально-опасных диспропорций между ними.

Принимают меры по включению  в коллективные договоры предприятий:

- положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций;

- обязательств по росту заработной платы, дополнительных льгот и гарантий в сфере трудовых отношений.

Профсоюзы обеспечивают оказание бесплатной методической и практической помощи членам профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений, а также при обращении в досудебные и судебные инстанции, отстаивают их интересы в органах суда и прокуратуры.

Участвуют в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в сфере  оплаты труда.

Участвуют в работе по совершенствованию нормирования труда и систем его оплаты на предприятиях.

Предусматривают в коллективных договорах право работников на приостановку работы в связи с задержкой более чем на 15 дней выплаты заработной платы и оплаты времени простоя в этих случаях в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

Участвуют совместно  с работодателями в разработке и  внедрении систем тарифного регулирования, основанных на применении тарифных сеток, установленных Региональным тарифным соглашением, являющимся приложением к Соглашению, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии в оплате труда и обоснованность соотношений между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями.

Через коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры либо локальные нормативные акты работодатели и профсоюзы устанавливают:

- систему и формы оплаты труда;

- систему доплат и надбавок, учитывающих квалификацию, характер условий и режимов труда;

- системы премирования;

- сроки и порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы;

- порядок выплаты денежной компенсации в случае задержки выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;

- порядок оплаты вынужденного  простоя;

- сроки выплаты зарплаты.

В приложении к Соглашению предусмотрено региональное тарифное соглашение по оплате труда работников внебюджетного сектора экономики на 2011-2013 гг. Тарифное соглашение устанавливает минимальную месячную тарифную ставку первого разряда на территории Приморского края. Минимальный размер месячной тарифной ставки первого разряда (оклада) для работников внебюджетного сектора экономики в 2011-2013 годах установлен в размере 4330 рублей [13, c.3].

При заключении территориальных, территориально - отраслевых соглашений, а также коллективных договоров в организациях учитывается установленный минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада). При этом в коллективных договорах не допускается установление минимального размера тарифной ставки (оклада) ниже, предусмотренного соответствующим территориальным соглашением.

Тарификация работ, присвоение разрядов рабочим и должностей служащим производится по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Обеспечение повышения  уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Приморском крае.

Индексация осуществляется путем соответствующего увеличения тарифов (окладов) без изменения систем премирования и не реже 1 раза в год. Конкретные сроки индексации заработной платы устанавливаются коллективными договорами.

Таким образом, действие тарифного соглашения, обеспечение контроля и ответственности за его реализацию осуществляются в соответствии с положениями Соглашения между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2011-2013 годы.

Постановление Администрации  Приморского края от 30 ноября 2007 г. N 315-па «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края» определяет единый подход к формированию и утверждению цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также порядок действует в отношении услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Государственное регулирование  осуществляется посредством установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен (тарифов).

Решение об утверждении  цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги принимается администрацией Приморского  края на основании заявлений и  расчетных материалов, направленных в департамент по тарифам Приморского края.

Определены способы  установления цен на продукцию, товары, услуги.

Цены (тарифы) на продукцию, товары, услуги, подлежащие государственному регулированию, устанавливаются до принятия бюджета Приморского края на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала очередного финансового года на срок не менее одного года.

Установлены методы регулирования  цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги.

В Приморском крае началась реализация программы «Молодежный бизнес России» в виде пилотного проекта в г. Владивостоке, с ноября 2010 года при поддержке Администрации Приморского края, Администрации города Владивостока, Транспортной группы FESCO, МОРСКОГО банка, ООО «САБМиллер РУС»,  Агентства по международному развитию (USAID), Ассоциации кредитных кооперативов Приморского края, АНО «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» [14]. 

Информация о работе Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае