Виды организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ понятия и основных типов организационных структур управления. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организации;
- проанализировать понятие организационных отношений в структуре управления;
- дать определение понятию организационной структуры;

Файлы: 1 файл

теория организации виды организацинных структур.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 

Тема данной работы в  настоящее время является актуальной, так как в современном обществе функционирует множество фирм, предприятий  и организаций, деятельность которых  базируется на рациональном подходе к структуре организации и управлении ее ресурсами.

Организационная структура  управления занимает важное звено в  теории организации. На практике применение основных типовых структур - это  не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить  долговременные связи с персоналом на предприятии, не изучив наиболее эффективных подходов к организации его структуры.

Длительное время на практике преобладали в основном бюрократические организационные  структуры (преимущественно линейные и функциональные), а затем их комбинации, в связи с чем большинство авторов уделяли им наибольшее внимание. Среди них можно выделить Баркова С.А., Ладанова И.Д., Басовского Л.Е, рассматривавших теоретические аспекты преимущественно бюрократических структур управления. Однако постепенно одной из самых главных проблем организационных структур становилась проблема гибкости, которую пытались решить, создавая новые варианты комбинированных структур путем внедрения в основу бюрократических структур новых элементов, что вызвало появление органистических (адаптивных) организационных структур, рассматриваемых в работах Глухова В.В., Комаровой Н.В. и других.

Эволюция организационных структур управления однозначно показывает, что совершенной, универсальной структуры нет. Следует отметить, что существует и другая точка зрения, состоящая в том, что идеальной организационной структуры нет и быть не может. Последователи этой идеи, например, Антонов В.Г., считают, что современная экономика вступает в такой этап, когда особую важность приобретает самоорганизация. Тем не менее, задача поиска эффективных организационных структур управления остается актуальной.

Объектом исследования курсовой работы являются организационные  структуры управления, предметом  работы – основные типы организационных  структур.

Целью данной курсовой работы является анализ понятия и основных типов организационных структур управления. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:

-    рассмотреть понятие и сущность организации;

- проанализировать понятие организационных отношений в структуре управления;

-      дать определение понятию организационной структуры;

- выделить основные виды организационных структур, проанализировать их достоинства и недостатки.

Общая структура курсовой работы выглядит следующим образом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, состоящая из двух глав по два параграфа, заключение и список использованных при написании работы источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

Организация – одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные  в мире заводы, фабрики, постепенно расширялся состав общественных организаций.

Организация представляет собой сознательно координируемое (управляемое)  социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общей цели.

Понятие «организация»  с течением времени потерпело  ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с определенной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятиях1.

Можно выделить следующие понятия организации:

- Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей;

- Организация - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением;

- Организация - функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.

Все хозяйствующие  организации являются открытыми  системами. Они не могут существовать автономно. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду 2.

Таким образом, в любой организации реализуются  три ключевых процесса: получение  ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

Задача любой  организации заключается в том, чтобы реализовать возможности  внешней и внутренней среды. Возможности  возникают, исчезают, приводят к появлению  новых возможностей. Поэтому организации  должны постоянно реагировать на появление новых условий, быть гибкими и подвижными, чтобы суметь их реализовать.

Организация - это  не только первичное хозяйственное  звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей эффективного развития 3.

Организацию характеризуют  следующие элементы:

Уровни организации:

- мировая система;

- народное хозяйство;

- отрасли народного хозяйства;

- объединения предприятий;

- предприятия;

- подразделения;

- рабочее место.

Основные категории  организации:

- типы организации;

- формы организации;

- методы организации; 

- принципы организации.

Признаками  организации являются:

- Наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Заявленная цель придает смысл деятельности предприятия и определяет основную его направленность. Одной из главных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;

- обособленность - заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными, так и нематериальными;

- разделение труда - предполагает, что члены организации выполняют различные функции в зависимости от их специализации;

- существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;

- саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать внутренние вопросы, учитывая обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которого является координация работы трудовых ресурсов на достижение целостности организации;

- организационная культура - система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.

Любая организация  обладает определенной структурой -совокупностью связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации, которая включает в себя три составляющие:  техническую, представляющую собой совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования, условий труда, технологий и т. д.), определяющих профессионально-квалификационный состав сотрудников, характер и содержание труда; социальную, которая включает в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния; социотехническую, включающую совокупность рабочих мест.

Определение структуры  организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

Неотъемлемой  частью любой социальной организации  является управление ее функционированием. Управление людьми имеет наиболее  важное значение для всех организаций. Без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из главных аспектов теории и практики управления 4.

Конкретная  ответственность за общее руководство  трудовыми ресурсами в крупных  организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов по подбору трудовых ресурсов.

Таким образом, понятие «организация» возникло давно, однако со временем его значение изменялось. Все организации вне  зависимости от целей, типа и конечного  результата имеют общие для всех сложных организаций характеристики: ресурсы, реализацию возможностей внешней и внутренней среды, разделение труда, наличие определенной структуры, элементов, признаков, необходимость управления.

 

 

 

1.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Организационные отношения - воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации 5.

Если не будут  четко определены и скоординированы  отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна 6. Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования руководители подбирают людей для работы и принимают решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник - подчиненный».

Чтобы планы  были реализованы, кто-то должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой проблемы. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и соответственно формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Организация - это структура предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей 7.

Средством, при  помощи которого руководство устанавливает  отношения между уровнями полномочий, считают делегирование. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение 8.

Для понимания  организационного процесса необходимо знать об особенностях делегирования организации и связанных с ним полномочий и ответственности персонала.

Ответственность - это обязательство выполнять  поставленные задачи и отвечать за полученные результаты.

Полномочия  представляют собой ограниченное право  использовать ресурсы организации  и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент 9.

Согласно такому определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач.

В общем случае пределы полномочий расширяются  в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограничены, так как существует множество внешних ограничений полномочий. Законодательство запрещает руководителям сознательно делегировать обязанности, которые могут привести к серьезным травмам рабочих, а также использовать ресурсы организации в личных целях.

Делегирование представляет собой средство, при  помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель должен выполнять ее сам. Во многих случаях это невозможно, так как время и способности руководителя ограничены.

Большая часть  полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует, а также ее организационной культурой. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой - поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям. Это означает, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации.10

Информация о работе Виды организационных структур управления