Теория политической ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 14:22, лекция

Описание работы

Теория политической ренты стала развиваться в 60-е годы 20-го века. Именно тогда экономисты осознали значимость этого направления в экономической науке. Однако, существенное развитие теории наблюдалось только на западе, ведь в так называемом «социалистическом лагере» направление не могло развиваться принципиально.

Файлы: 1 файл

тов.docx

— 16.11 Кб (Скачать файл)

Теория политической ренты стала развиваться в 60-е годы 20-го века. Именно тогда экономисты осознали значимость этого направления в экономической науке. Однако, существенное развитие теории наблюдалось только на западе, ведь в так называемом «социалистическом лагере» направление не могло развиваться принципиально.

Что же такое политическая рента? ПР – это доходы, которые увеличивают конкурентный уровень и которые получают от политической деятельности. А деятельность, направленная на такие доходы– изыскание ПР.

Существует много видов изыскания ПР. Вот лишь основные из них:

1.         Использование так называемых групп давления. Например, лоббирование – затраты финансовых средств на проведение политического решения, устраивающего группу давления. Также это может быть введение монопольных прав, группа будет получать монопольный доход, который и будет представлять ПР.

Известный американский экономист Таллок писал об этом способе: «в реальной жизни эта деятельность должна вести к распылению ПР».

И правда, в реальной жизни появляются многие группы давления, многие будут лоббировать, затрачивать издержки на лоббирование, вся эта рента перейдет в них. В итоге ничего не достанется ни потребителям, ни лоббистам.

2.         Конкуренция субъектов принятия политических решений за занимание должностей, которые позволят предоставлять кому-то ПР и получать за это дополнительные доходы: люди, обладающие административным ресурсом, могут действовать в интересах заплативших людей.

ПР состоит в том, что эти чиновники получают дополнительные доходы, но они связаны с непроизвольной растратой ресурсов – люди инвестируют ресурсы в то, чтобы получить должность  и, соответственно, ренту. Предложение таких должностей ограничено, поэтому для большинства участвующих – непроизвольные затраты. Рента и в этом случае распыляется.

3.         Расходы компаний на проникновение в отрасли, где существует ПР. Государственная политика может стимулировать вход бизнеса в область.

Если большинство субъектов предпринимают усилия к поиску ренты– это экономика ренто ориертированная. Государство помогает в создании этой политической ренты и стимулирует субъектов на поиски ренты.

Наиболее продуктивное использование ПР наблюдается в развитых странах, с развитой институциональной средой. В развивающихся же экономиках, в том числе и в России, ПР зачастую не ускоряет развитие экономики, а даже наоборот, может замедлять ее.

Теория политической ренты акцентирует внимание на том обстоятельстве, что целью участия экономических субъектов в политической деятельности может являться получение специфических преимуществ, обеспечивающих им рентные (т.е. превышающие конкурентный уровень) доходы на находящиеся в их распоряжении факторы производства. Данные доходы получили название «политическая рента, а деятельность, направленная на их получение - «изыскание политической ренты». Предполагается, что хозяйствующие субъекты часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность («деятельность по созданию прибыли»), а часть - в деятельность на политическом рынке («деятельность по изысканию политической ренты»)[8]. При этом критерий эффективности распределения ресурсов требует, чтобы предельная эффективность их использования в обеих сферах была одинакова.

Наиболее показательным случаем деятельности, направленной на изыскание политической ренты, является борьба экономических субъектов за получение монопольных прав, ограничение конкуренции на рынке или законодательное фиксирование благоприятного для производителей уровня цен.

Таким образом, теория политической ренты проливает свет на мотивы деятельности групп давления и субъектов принятия политических решений, что имеет ключевое значение для теории эндогенного определения экономической политики. Кроме того, масштаб деятельности по изысканию политической ренты рассматриваются в качестве важного критерия оценки эффективности различных институтов принятия государственных решений в области экономической политики.

Кроме политической ренты существует монопольная рента. Это добавочный доход, получаемый в силу превышения цены над стоимостью товара, произведенного в особо благоприятных условиях, т.е. рента за земли, на которых возможно производство редких сельскохозяйственных культур; это рента за пользование водой в районах орошаемого земледелия (пример монопольной ренты: выращивание цитрусовых, винограда, субтропических культур в нетрадиционных районах их возделывания).

Товары, произведенные в этих условиях, продаются, как правило, по ценам, превышающим их стоимость, т.е. по монопольным ценам, которые оплачиваются за счет потребителя.

Хотя земля не является продуктом труда человека и сама по себе стоимости не имеет, однако при наличии частной собственности на землю она может выступать предметом (объектом) купли-продажи и имеет цену.

Цена земли равна сумме денег, которая, будучи положена в банк, даст в виде процента доход такой же величины, как и рента, получаемая с данного участка. Цена земли зависит от двух причин: высоты ренты и уровня процента (чем выше рента, тем выше цена земли, и чем выше процент, тем ниже цена земли).

С развитием крупных городов возникает и начинает расти монопольная рента на городских участках, имеющих исключительное положение с точки зрения постройки промышленных и торговых центров, крупных коммерческих зданий и доходных жилых домов. В этом случае она выступает в форме чрезмерно высокой платы за аренду помещений или очень высокой квартирной платы. Изменение спроса на редкие продукты, истощение запасов полезных ископаемых, влияние научно-технической революции приводят к тому, что те или иные участки теряют свою исключительность, а другие участки приобретают ее. Это ведет к уничтожению монопольной ренты на одних участках и появлению ее на других. В целом же с ростом ограниченности редких участков наблюдается тенденция к увеличению монопольной ренты.

Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы "перехватывают" у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты.

 


Информация о работе Теория политической ренты