Теория отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Темой данного реферата является анализ отраслевых рынков и некоторых отдельных понятий.
Задачами реферата является:
обзор курса лекций по теории отраслевых рынков и обобщение наиболее важных теоретических аспектов;
изучение некоторых отраслевых показателей и понятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния объемом продаж. Лидер и последователь на рынке 4
2. Исторические модели промышленной политики. Новые подходы к формулированию промышленной политики 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

4-Теория отраслевых рынков.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 

Оглавление

 

Введение 3

1. Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния объемом продаж. Лидер и последователь на рынке 4

2. Исторические модели промышленной политики. Новые подходы к формулированию промышленной политики 9

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

 

Введение

 

Темой данного реферата является анализ отраслевых рынков и некоторых отдельных понятий.

Задачами реферата является:

  • обзор курса лекций по теории отраслевых рынков и обобщение наиболее важных теоретических аспектов;
  • изучение некоторых отраслевых показателей и понятий.

Основным источником информации для реферата стал лекционный курс доктора экономических наук, профессора кафедры политической экономии экономического факультета государственного университета имени М.В.Ломоносова Третьяка В.П. Также были использованы учебник Зайцева Н.Л. «Экономика промышленного предприятия, статья Карманова Ю на тему «Промышленная политика и внешнеэкономические связи» в журнале «Экономист» и пр.

 

 

1. Последствия  ценовой дискриминации для общественного  благосостояния объемом продаж. Лидер и последователь на рынке

В первый раз понятие «ценовая дискриминация» употребил  французский экономист Ж. Дюпюи. Он создал основу, на которой формировалась идея, изображенная в нынешнем облике учеником А. Маршала А. Пигу. Дюпюи, познакомивший со своей концепцией в 19 веке, изобразил в ней все важнейшие моменты, основным из которых является то, что организация продает один и тот же товар по различной цене. Французский экономист поделил покупателей на состоятельных, зажиточных и бедняков, тем самым уже в то время представив, что эти люди располагают различной эластичностью спроса. В конце концов, экономист сообщил, что организации идут на такие действия с одной лишь целью – приумножение прибыли.

Его идея была позже развита экономистом Д.Ларднером (правда, многие думают, что он не был знаком с работами Дюпюи). Ларднер в своем произведении «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных» особый интерес уделял эластичности спроса, а ценовую дискриминацию анализировал как довольно результативное средство по увеличению дохода компании.

Но нынешний вид ценовая дискриминация приобрела лишь после того, как А. Пигу опубликовал свой труд «Экономическая теория благосостояние». Во-первых, Пигу выделил 3 типа ценовой дискриминации, а во-вторых, он говорил, что для ценовой дискриминации необходимо быть выполнено несколько условий. А именно, никакая из единиц товара не может заместить другую. А цена одной единицы товара не должна зависеть от цены и спроса на другой.

Ценовая дискриминация  дает любой компании возможность  увеличивать свою прибыль с каждого  клиента. В чем же ее суть? А суть ее заключается в том, что компания продает один и то же товар для  каждого клиента по разной цене, в зависимости от его платежеспособности. В целом, ценовая дискриминация  может увеличивать прибыль не только данного предприятия, но и  общественное благосостояние. Потому что у людей появляется возможность  приобрести желаемые товары по более  доступной цене.

Естественно, не каждая компания имеет возможность прибегнуть к  ценовой дискриминации. Подобным методом  может воспользоваться лишь компания, имеющая рыночную власть. То есть компания должна иметь возможность влиять на цену своего продукта. А так же должны существовать четки группы покупателей, на которые будет направлено деление. Нужно ясно осознавать потребности  и возможности каждой группы, и  отсюда уже строить свою ценовую  стратегию. Существует три типа ценовой  дискриминации.

Ценовая дискриминация  первого рода – это вид сугубо теоретический, который можно встретить  разве что только где-то на восточном  рынке. Суть заключается в том, что  цена подстраивается конкретно под  каждого покупателя, с ориентировкой  на его возможности. В принципе, такую  ценовую дискриминацию используют репетиторы, консультанты и т.д.

Ценовая дискриминация  второго рода – это когда цена полностью зависит от объемов. Как  пример, можно привести разницу в  цене при оптовых и розничных  продажах. Приобретение 10 пакетиков  кофе в упаковке намного выгоднее, чем приобретение по одному.

Ценовая дискриминация  третьего рода – один и тот же товар продает разным потребителям по разной цене. Например, это выпуск льготных карт для разных групп населения (пенсионеры, школьники, студенты). Или  выделяют отдельные скидочные дни в неделе. Как в кинотеатрах в будние дни, когда наполяемость залов довольно низкая. Подобный пример можно провести и с авиакомпаниями, когда цены на билеты разные для туристов и бизнесменов. Дело в том, что бизнесмену по карману совершать частые деловые перелеты и вообще они необходимы.

Цены товаров так же могут часто варьироваться в  зависимости от географического  положения, от позиционирования. Могут  происходить временные снижения цен: акции, распродажи.

В целом, можно сделать  вывод, что ценовая дискриминация  при ее правильном и грамотном  использовании может лишь благотворно  повлиять на общественное благосостояние. К сожалению, часто наблюдается  злоупотребление подобным методом, что за собой ведет негативные последствия.

Быть единственным лидером  на рынке значит удерживать намного большую долю рынка, чем доли рынка каждого из конкурентов. Если использовать понятие относительной доли рынка, можно сказать, что позиция единственного лидера соответствует относительной доле, равной или превосходящей коэффициент, другими словами, это положение на рынке, когда лидер располагает долей, вдвое превосходящей долю рынка своего главного конкурента.

Завоевание и сохранение позиции солидерства разумно во всех случаях, когда, с одной стороны, было бы нереально претендовать на единоличное лидерство и когда, с другой стороны, было бы очень трудно долго держаться на рынке, не достигнув определенного «критического размера» и не входя в число крупнейших лидеров. Это случай многих относительно обезличенных потребительских товаров, для которых только значительная доля рынка позволяет марке получить выгоду от конкурентоспособного уровня издержек на производство и иметь обширный доступ к дистрибьюторским сетям.

Позиция претендента на лидерство это позиция предприятия, которое, занимая второе место на своем рынке после единоличного лидера, старается подняться на один уровень с ним или даже обогнать его. Стало быть, это, скорее «стратегическое направление», чем просто положение на рынке. Эта стратегия противопоставляется стратегии преследователя, которая заключается в том, чтобы осознанно уступать лидеру и занимать только лишь второе место на рынке после него.

Рыночный последователь  – организация в отрасли, которая  проводит политику следования за отраслевыми  лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных  решений. Однако это не говорит о  том, что рыночный последователь  должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию  расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного  противодействия со стороны конкурентов. Преимущества стратегии рыночного последователя заключаются в том, что он может опираться на опыт рыночных лидеров, копировать или улучшать продукты и маркетинговые действия лидера обычно при меньших уровне инвестиций и риска. Такая стратегия может обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности. Рыночные последователи обычно в первую очередь атакуются рыночными претендентами.

 

 

 

2. Исторические  модели промышленной политики. Новые  подходы к формулированию промышленной  политики

 

Существуют различные  модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда. В этом плане можно выделить:

  • экспортоориентированную модель;
  • модель импортозамещения;
  • инновационную модель.

В зависимости от целей  государственного регулирования, выделяют:

  • «Жесткую» промышленную политику, которая ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенны как приоритетные.
  • «Мягкую» промышленная политику, ориентированную на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний - производителей.

Сравнительная характеристика перечисленных моделей промышленной политики представлена в табл. 1

Изучение авторами современных  тенденций развития экономики России, позволяет утверждать о фактическом преобладании жесткой экспортно-ориентированной политики, причем в отношении минерально-сырьевых ресурсов, в то время, как конкурентоспособность все в большей степени определяется необходимостью усиления инновационной модели в обрабатывающих отраслях (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика различных видов  промышленной политики [1]

Характеристика

Экспортно-

ориентированная

Импортозамещющая

Инновационная

Мягкая

Отдельные подотрасли машиностроения

Машиностроение

Коммуникационная

Медиа-отрасль

Жесткая

Минерально-сырьевые

ресурсы Металлургия

Сельское хозяйство

Отдельные подотрасли

машиностроения, ВПК

Сельское хозяйство

Фармацевтическая

Отдельные

подотрасли

машинстроения

Нанотехнологии

IT – технологии

Отдельные подотрасли

машиностроения

Инструменты

Налоговые и таможенные

льготы, кредитование

предприятий -

экспортёров, поддержка

низкого валютного курса,

благоприятных условий

для функционирования и

развития

экспортоориентированных

отраслей

Протекционистская

политика и

поддержание

твёрдого курса

национальной

валюты

Разнообразные

инструменты,

направленные на развитие

научно-технической

деятельности,

производства,

обеспечивающего освоение

и внедрение инноваций  и

деятельности, создающей

условия для дальнейшего

функционирования

инноваций

Достоинства

Включение страны в

мировое хозяйство и

доступ к мировым

ресурсам и технологиям;

развитие сильных

конкурентных отраслей

экономики, привлечение

валютных средств в

страну и их

инвестирование в

развитие производства и

сферы услуг

национальной экономики

Способствует

обеспечению

внутреннего рынка

на основе развития

национального

производства.

Способствует

улучшению

структуры

платёжного баланса,

нормализации

внутреннего спроса,

обеспечению

занятости, развитию

производства,

научного потенциала

Способствует

поддержанию научно-

технического потенциала,

конкурентоспособности;

стимулирует развитие

системы образования,

способствует созданию

рабочих мест внутри

страны и обеспечивает

внутренний спрос;

поддерживает курс

национальной валюты и

благосостояние населения;

ориентирует на развитие

обрабатывающего

комплекса с высокой

добавленной стоимостью

производимой продукции

Недостатки

Преобладание сырьевого

экспорта может привести

к примитивизации

структуры национальной

промышленности, оттоку

ресурсов из

обрабатывающей

промышленности, что

приводит к ослаблению ее

конкурентоспособности.

Привязка цены

экспортируемых машин  и

станков к стоимости их

импортных деталей

Самоизоляция от

новых тенденций в

мировой экономике;

угроза

технологического, а,

следовательно,

конкурентного

отставания от

развитых стран;

опасность создания

тепличных условий

для национальных

производителей

Необходимость крупных

инвестиций на развитие

инновационной

инфраструктуры и

обновление

производственных

мощностей; высокая роль

государства в экономики

страны, необходимость

большого количества

высококвалифицированных

кадров


 

В последние годы в России происходят изменения в промышленной политике. Об этом свидетельствует реализация масштабных приоритетных национальных проектов, которые являются характерным примером осуществления государством отраслевых программ именно средствами и методами настоящей промышленной политики, так как помимо большого социального значения они оказывают существенный экономический эффект, стимулируя развитие смежных отраслей и страны в целом. Кроме этого, в 2006-2007 годах начата подготовка и реализация ряда преобразований в таких сферах, как авиастроение, судостроение, производство фармацевтических препаратов и т.д.

Вместе с тем, пока эта  политика носит характер отдельных, не всегда связанных в систему решений, нередко осуществляется без проведения предварительного микроэкономического анализа, не базируется на использовании методов прогнозного экономического расчёта. Все это затрудняет использование инновационной модели промышленной политики, в основе которой лежит процесс экономического развития, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства. Кроме того, проводимые преобразования, зачастую, сопровождается формированием корпоративных структур, что в свою очередь, требует новых методов и форм управления, в т.ч. и модернизации промышленной политики.

Таким образом, можно говорить о необходимости развития инновационной промышленной политики. Инновационная промышленная политика – это государственная политика, направленная на выявление и капитализацию конкурентных преимуществ в российской экономике.

Объектами инновационной  промышленной политики могут выступать как отдельные регионы, отрасли, подострасли, так и кластеры различных видов.

В соответствии с тенденциями  развития экономики России в виде формирования корпоративных структур, реструктуризации регионов и отраслей на основе кластерного подхода, актуальной становится кластерная инновационная промышленная политика, которую можно определить, как комплекс программ и проектов, осуществляемых на государственном, региональном и (или) отраслевом уровнях в целях повышения конкурентоспособности, а соответственно, и эффективности национальной промышленности на внутреннем и внешнем рынках с использованием различных инструментов экономической политики.

Набор инструментов для  реализации кластерной инновационной промышленной политики должен определяться индивидуально для каждой программы и проекта в зависимости от особенностей соответствующего направления, степени его влияния на другие проекты, а также исходя из имеющихся финансовых, административных и иных возможностей государства.

Информация о работе Теория отраслевых рынков