Теоретические основы учения о стоимости в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости - это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Целью данной работы является изучение учений о рыночной стоимости в рыночной системе

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы учения о стоимости в рыночной системе…………5
Понятие стоимости и ценности……………………………………………..5
1.2. Трудовая теория стоимости………………………………………………….8
1.3. Прибавочная теория стоимости ………………………………………...…14
1.4 Преимущества и недостатки теории стоимости ………………………….22
Глава 2. Анализ стоимости товарно- материальных ценностей в Климовском райпо…26
2.1 Организационно- экономическая харатеритика Климовского райпо……26
2.2 Формирование стоимости товарно- материальных ценностей в Климовском райпо……30
2.3 Пути совершенствования ценообразования в исследуемом предприятии……33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературных источников…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Масленая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

2. Организация централизованного сбыта под едиными собственными брендами высококачественной продукции в сельской местности, в городах и за рубежом, а также закупки за рубежом необходимых товаров. 
           Динамично развивающаяся эффективная торговая система может стать локомотивом развития для других отраслей потребительской кооперации.   Исходя из преимущества в качестве перед конкурентами, руководству   Климовского  райпо  необходимо рекомендовать следующую ценовую политику. Новая ценовая политика ценообразования должна основываться на том, что в своей работе   Климовское  райпо   ориентирована на долгосрочные цели.

       Цель политики - достижение преимущества перед конкурентами по издержкам (цена устанавливается ниже цен конкурентов) или по качеству (цена устанавливается выше цен конкурентов, чтобы товар оценивался как уникальный, престижный).  В долгосрочной перспективе для предприятий  Климовского  райпо в рамках выбранной стратегии ценообразования рекомендуется последовательно применить несколько методов (подходов) установления окончательной цены в течение финансового года - полученные в результате проекта цены целесообразно перепроверить с позиций достижения исходных целей ценовой политики. Следует оценить, какую реакцию рынки вызовет цена. Чрезвычайно важное значение приобретает использование комбинированной системы методов определения цены продажи, которая обеспечила бы запланированную величину прибыли.

    Цена важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия. Она определяет финансовую стабильность предприятия, его конкурентоспособность и возможность идти на финансовый риск. Эффективность работы торгового предприятия в рыночных условиях зависит от выбора метода формирования цен, разумной ценовой политики, последствий реализации ценовой стратегии.

    Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая стратегия оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

    Целенаправленная ценовая стратегия в маркетинге заключается в следующем: надо устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д., то есть, по сути, решить оперативные задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, ответить на деятельность конкурентов и т.д. Все это обеспечивает и решение стратегических задач.

      В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии, так как кустарные методы, отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия.

 

Заключение

 

           В ходе написания данной курсовой работы изучено, что такое закон стоимости, его сущность и каково его значение в экономической науке.

        Стоимость – это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на изготовление единицы каждого товара.

Вопросом стоимости занимались многие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды на процессы формирования стоимости. Следовательно, возникло несколько теорий стоимости. Это трудовая теория стоимости, прибавочная теория стоимости, теория издержек производства и теория предельной полезности.

        Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о величине стоимости имеет большое теоретическое и практическое значение. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производства. Количество труда измеряется рабочим временем – часами, днями и так далее. Поэтому величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.

        При этом величина стоимости товара определяется следующими факторами:

1. Уровнем производительности  труда. Производительность труда  выражается в количестве потребительных  стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара обратно пропорциональна уровню производительности труда. Величина стоимости общей массы товаров не зависит от производительности труда. Необходимо сказать, что общественная стоимость товара изменяется лишь в том случае, когда более высокая производительность труда охватит большинство предприятий, изготавливающих данный товар.

2. Уровнем интенсивности  труда. Она измеряется затратами  труда в единицу времени. При  возрастании интенсивности труда  в равные промежутки времени  создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный. Рост интенсивности труда характеризуется увеличением эффективности как конкретного, так и абстрактного труда.

3. Уровнем сложности  труда. Простой труд – это  труд неквалифицированный, который   в состоянии выполнить любой  человек без предварительной  подготовки. Сложный труд – это  труд квалифицированный, для выполнения  которого требуется предварительное  обучение какой-либо специальности.

         Данное убеждение было положено в основу трудовой теории стоимости, которая была разработана английской классической школой. Ее представителями являлись Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти. Дальнейшее развитие, данное направление получило в трудах Карла Маркса. В основе его учения также лежала трудовая теория стоимости. Маркс в своих трудах разработал теорию прибавочной стоимости. По мнению Маркса, прибавочная стоимость выступает в виде избытка стоимости продукта над суммой стоимости элементов его производства. По своей сути, прибавочная стоимость – это та часть стоимости, которая создается наемными работниками сверх стоимости их рабочей силы и представляет собой неоплаченный труд, присваиваемый капиталистом.

         Основоположники теории предельной полезности были убеждены, что цена товара не имеет никакой объективной основы. А на рынке цена на товары устанавливается в зависимости от субъективной оценки потребителями полезности данного товара. Данное утверждение послужило основанием для того, чтобы теорию предельной полезности стали называть субъективно-психологической теорией. Представители данного учения считали, что все экономические категории могут быть выведены только из отношения человека к вещи, его ожиданий, предпочтений и познаний.

         Анализируя данные теории стоимости (трудовую теорию стоимости, теорию прибавочной стоимости, теорию предельной полезности), можно сказать, что ни одна из них не является наиболее правильной и достаточной. Поэтому современные экономисты придерживаются несколько иной позиции. Дело в том, что они в той или иной степени поддерживают концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов. Это труд, капитал (или средства производства), природный фактор (земля), а также предпринимательские способности. Поэтому в соответствии с этим современные экономисты признают, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, а, во-вторых, распадается на доходы.

     Следовательно,  проблема стоимости должна решаться  не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания различных доходов. При определении величины стоимости товара необходимо учитывать не только затраты, т.е. труд, рабочее время, но и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

     Существует достаточно большое количество экономических работ, в которых показывается, что равновесные цены при определенных условиях равны стоимостям, и при этом структура равновесных цен совпадает со структурой стоимости. К таким выводам в своих работах пришли такие современные экономисты, как Немчинов, Новожилов, Самуэльсон, Моришима и другие.

           Таким образом, изучая вопрос о стоимости, ее величине, можно сказать, что в процессе формирования стоимость подчиняется определенным правилам и принципам. В роли таких принципов и правил в экономической теории выступает закон стоимости. Закон стоимости является важнейшим экономическим законом товарного производства. Закон стоимости является законом цен. Он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе формирования цен на рынке учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому, можно сказать, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Они взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Благодаря воздействию этих законов цена на товары колеблется вокруг стоимости и приближается к тому уровню, при котором формируется равновесная цена. Таким образом, в условиях товарного производства закон стоимости проявляет свое действие через колебание цен вокруг стоимости.

    На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, социальных, политических, экономических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товара, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ. С помощью цен предприятие измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределения ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важнейший экономический инструмент для самофинансирования.

   Ценообразование является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

 

Список  литературных  источников

 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2009. - 356 с.
  2. Бобылев С. Россия на пути антиустойчивого развития?//Вопросы экономики. - 2010. - № 1. -с.  43 -55.
  3. Видяпина В. И. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2009. – 714 с.
  4. Журавлева     Г.П.     Экономическая        теория.   Микроэкономика.  -М.: 
    Издательско-торговая   корпорация «Дашков и К», 2007. - 934с.
  5. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2009.-523 с.
  6. Киселева Е. А. Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 352 с.
  7. Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. –2009. –№ 3.- с. 3-8.
  8. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: ВГЭУС, 2008. -421 с.
  9. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. – М.: Финстатинформ, 2007.- 123 с.
  10. Носова  С.С. экономическая  теория – М.: Гуманиарный  издательский  центр  «Владос», 2008.- 800с.
  11. Пашковский В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит.-2009.-№ 10 -с.49-54.
  12. Станковская  И.К. Стрелец    И.А. Экономическая    теория   для    бизнес-школ. -М.: Издательство «Эксмо», 2009.- 228 с.
  13. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие/ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.:КНОРУС, 2008. – 305с.
  14. Экономическая    теория/ под    редакцией    Добрынина    Л.С.- СПб. Изд. Питер, 2008.-544с.
  15. Интернет сайт /www.rg.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ




Информация о работе Теоретические основы учения о стоимости в рыночной системе