Сущность и понятие организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Одни авторы понимают под организационной культурой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Другие авторы трактуют организационную культуру как философию и идеологию управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие организационной культуры ………………………….5
2. Виды организационной культуры, субкультуры ………………………….10
3. Функции организационной культуры ……………………………………...13
4. Элементы организационной культуры …………………………………….17
5. Свойства организационной культуры ……………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список используемой литературы ……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Огранизационная культура.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению  они должны следовать. Организационная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль; чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.

Ее поддержание на необходимом  уровне непосредственно зависит  от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.

 Организационная культура  может служить более важным  фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Социализация важна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случаях существует формальная программа обучения, чтобы работники организации изучали ее культуру.

 

3. Функции организационной культуры

 

Организационная культура выполняет различные функции, которые ее характеризуют наиболее полно. Все функции условно можно  подразделить на две группы:

  1. определяемые внутренним состоянием формального механизма организации;
  2. определяемые необходимостью адаптации организации к своей внешней среде.

К первой группе функций относятся следующие:

1. Охранная. Культура служит своеобразным барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды, т.е. она нейтрализует действие негативных внешних факторов. Культура включает специфическую систему ценностей, особый климат и способы взаимодействия участников организации и тем самым создает неповторимый облик фирмы, позволяющий отличать ее от других фирм, субъектов хозяйственной жизни и от внешней среды в целом. Особенно актуальна эта функция культуры для современных российских экономических организаций.

2. Интегрирующая. Прививая определенную систему ценностей, организационная культура создает ощущение идентичности у индивидов и групп — ее участников.

3. Регулирующая. Организационная культура включает неформальные, неписаные правила. Они указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д. Таким образом, задаются однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов.

4.  Замещающая. Сильная организационная культура, способная к эффективному замещению формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений.

  1. Адаптивная. Наличие организационной культуры облегчает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь возможен противоположный процесс — индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач. Для российских фирм, у которых вопросы кадровой политики стоят очень остро, функция адаптации чрезвычайно актуальна.
  2. Образовательная и развивающая. Культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Управляющие в организациях должны заботиться о подготовке и образовании своих работников. Результатом таких усилий является приращение знаний и навыков работников, которые организация может использовать для достижения своих целей. Таким образом, организация расширяет количество и качество экономических ресурсов, находящихся в своем распоряжении.
  3. Управление качеством. Поскольку культура в конечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельности фирмы — экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества товаров и услуг, предлагаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.
  4. Ориентирующая направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
  5. Мотивационная создает необходимые стимулы для эффективной работы и достижения целей организации.

10. Формирование имиджа организации, т.е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации и некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

Культура пронизывает процесс управления от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними), вербальной и особенно невербальной информации.4

Ко второй группе функций организационной культуры относятся следующие:

  1. Ориентация на потребителя. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры, способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами. Многие современные организации позиционируют заботу о потребителях в качестве наиболее значимой ценности.
  2. Регулирование партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношении с партнерами, предполагающие моральную ответственность перед ними. В этом смысле организационная культура развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные в рамках экономической культуры рыночного порядка.
  3. Приспособление экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности организации. Ее эффект заключен в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры. То есть выгода организации заключена в устранении экономических минусов — убытков.

 

 

4. Элементы организационной культуры

 

Организационная культура способна придать смысл деятельности людей, наполнить их жизнь интересным содержанием, стимулировать их новаторство  и активность. Однако не всякая культура способна стать интегратором в организации: там, где отсутствуют ясные представления об организационных ценностях, где между членами организации не налажен «язык культуры», где люди не готовы разрешать конфликты, а ценности не способны объединять людей, культура не может считаться ресурсом, потенциалом организации.

В общей культуре смысловые установки определяют миссию общества, организации, человека. В организационной культуре они  определяют роль и предназначение организационной  системы и составляющих её элементов в обеспечении реализации миссии организации.

К элементам  организационной культуре относятся  такие её параметры и свойства:

  • индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
  • структура – взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
  • направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
  • интеграция – степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
  • управленческое обеспечение – степень обеспечения чётких коммуникационных связей в организации;
  • поддержка – уровень помощи подчинённым, оказываемой руководителями;
  • стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
  • идентифицированность – степень отождествления работников с организацией;
  • управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
  • управление рисками – степень поощрения инноваций и принятие на себя риска.

Среди функций организационной  культуры выделяются общие и специфические. К общим относятся функции  регулирования и воспроизводства. Функции регулирования обеспечивают адаптивно-приспособительные и интегративные задачи деятельности организации. Специфика адаптации проявляется в процессах приведения организации в состояние динамического равновесия с внешней средой. Функции воспроизводства выполняют в организации, с одной стороны, репродуктивные, стандартизирующие и сохраняющие задачи, а с другой – творческие, развивающие и инновационные.

К специфическим относятся  следующие функции организационной  культуры:

  • охранная функция – культура служит своеобразным барьером для возникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды;
  • интегрирующая функция – прививая определённую систему ценностей, синтезирующую интересы всех уровней организации, организационная культура создаёт ощущение идентичности интересов индивидуумов и отдельных групп;
  • регулирующая функция – организационная культура включает неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы;
  • заменяющая функция или функция субститута формальных отношений;
  • образовательная и развивающая функция;
  • функция управления качеством;
  • функция адаптации хозяйственной организации к нуждам общества;
  • функция легитимации организационной деятельности.

На уровне смысла между разными организационными культурами существуют максимальная общность и минимальные различия.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Свойства организационной культуры

 

Свойства организационной  культуры базируются на следующих существенных признаках: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Всеобщность организационной культуры выражается в том, что она охватывает все виды действий, осуществляемых в организации. Понятие всеобщности имеет двойной смысл. С одной стороны, организационная культура — это форма, в которую облекаются хозяйственные акты. Например, организационная культура может определять тот или иной порядок разработки стратегических проблем или процедуры найма новых работников. С другой — культура является не просто оболочкой жизнедеятельности организации, но и ее смыслом, элементом, определяющим содержание хозяйственных актов. Культура сама по себе превращается в одну из стратегических целей фирмы. Определенный порядок найма может быть подчинен необходимости наилучшим образом адаптировать новых работников к сложившейся в организации культуре.

Неформальность организационной культуры определяется тем, что ее функционирование практически не связано с официальными, установленными в приказном порядке правилами организационной жизни. Организационная культура действует как бы параллельно с формальным хозяйственным механизмом организации. Отличительной чертой организационной культуры по сравнению с формальным механизмом является преимущественное использование устных, речевых форм коммуникаций, а не письменной документации и инструкций, как это принято в формальной системе.

Значение неформальных контактов определяется тем, что  более 90% деловых решений в современных  корпорациях принимаются не в  формальной обстановке — на совещаниях, собраниях и т.д., а при неофициальных  встречах, вне специально установленных мест. Организационную культуру нельзя отождествлять с любыми неформальными контактами в организации. К организационной культуре относятся только те неформальные контакты, которые соответствуют ценностям, принятым в рамках культуры. Неформальность организационной культуры является причиной того, что параметры и результаты воздействия культуры практически невозможно измерить при помощи количественных показателей. Они могут быть выражены только качественным термином «лучше — хуже».

Устойчивость организационной культуры связана с таким общим свойством культуры, как традиционность ее норм и институтов. Становление любой организационной культуры требует длительных усилий со стороны управляющих и предпринимателей. Однако, будучи сформированными, ценности культуры и способы их реализации приобретают характер традиций и сохраняют устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Многие сильные организационные культуры унаследовали ценности, введенные лидерами и основателями компаний много десятилетии назад. Так, основы современной организационной культуры IBM были заложены в первые десятилетия XX в. ее отцом-основателем Т. Дж.Уотсоном.

Можно выделить несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой. Особая комбинация таких признаков придаст каждой культуре индивидуальность, позволяет ее идентифицировать тем или иным способом.

К основным признакам организационной культуры относятся:

  1. отражение в миссии организации ее основных целей;
  2. направленность на решение инструментальных (т.е. производственных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;
  3. степень риска;
  4. мера соотношения конформизма и индивидуализма;
  5. предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений;
  6. степень подчиненности планам и регламентам;
  7. преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;
  8. преданность или безразличие людей по отношению к организации;
  9. ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;
  10. характер отношения руководства к персоналу;
  11. ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;
  12. ориентация на стабильность или изменения;
  13. источник и роль власти;
  14. средства интеграции;
  15. стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.

Информация о работе Сущность и понятие организационной культуры