Сущность и характеристика социальной диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

С учётом всего вышесказанного можно предложить следующее определение. Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность и характеристика социальной диагностики 5
2.Этапы социальной диагностики 8
3.Принципы и методы социальной диагностики 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Этапы соц диагностики.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

Наконец, третьим элементом  настоящей стадии социальной диагностики  является построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально  эффективно выстроить всю систему  последующей жизнедеятельности. Как  элемент социальной диагностики, идеал  не предполагает своеобразного “отлёта” от реальности. В рассматриваемом  случае, это перспектива, отодвинутая  во времени и определённое обоснование  всей дальнейшей деятельности субъекта.

Как и на предыдущих стадиях  разработки альтернативных целей, построение подобного идеала предполагает совместную деятельность социального работника  и клиента. Необходимо, чтобы построенный  в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный  и в принципе достижимый.

Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность  найти возможные пути и способы  деятельности для решения тех  проблем, которые осложняют процесс  личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним  новые цели и раскрыть те его способности  и возможности, которые позволяют  их реализовать.

 

Стадия  поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и  социальное состояние

Будучи завершающим стадией  процесса социальной диагностики, она  предполагает перевод сформированного  ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих процедур.

Во-первых, рационализация целей  субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и чёткая последовательность.

Во-вторых, определение социальных партнёров и союзников субъекта, т.е. выявление тех людей, групп  и организаций, на помощь и поддержку  которых может рассчитывать субъект, в процессе деятельности по реализации ранее намеченных целей. Чем шире круг возможных партнёров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения субъектом собственных  целей. Вместе с тем, не следует стремиться к искусственному расширению этого  круга.

В-третьих, определение тактических  приёмов достижения субъектом поставленных целей. В этом случае, социальный работник и клиент в ходе совместных усилий должны определить наиболее эффективные  и результативные пути и способы  деятельности последнего в ходе реализации ранее намеченной программы. Причём, эти пути и способы деятельности должны лежать в “поле” возможностей и способностей субъекта, его социальных партнёров и союзников.

В-четвёртых, поиск и определение  материальных средств реализации поставленных целей. Это могут быть финансовые средства, организационные, технические, технологические и др. Все они  должны быть доступны субъекту и освоены  им. Только в этом случае последующее  использование выбранных материальных средств деятельности позволит человеку, группе или организации добиться поставленных целей.

И, наконец, в-пятых, разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. На данном этапе завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему, во-первых, преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и, во-вторых, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.

При этом, важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению. Кроме того, не менее важно определить и степень реализуемости разработанной выше программы.

Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить  и с достаточной степенью достоверности  установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а  так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики  является социальный диагноз, т.е. чётко  обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в  их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.   

 

 

3.Принципы и методы социальной диагностики

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики  основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует  получение достоверных результатов  и формирование реалистичной программы  дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.

1. Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

2. Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза.

3. Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и “чуждое его природе”. Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию.

4. Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить такие важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет  организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений  действительности. 
    

Что касается методов социальной диагностики, то необходимо заметить, что каждая социальная проблема, а  тем более, комплекс проблем, требуют  собственных методов постановки социального диагноза. Тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространённых и эффективных методов социальной диагностики.

1. Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.

2. Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.

3. Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в “поле” межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.

4. Специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.

Последующее развитие социальной работы как вида профессиональной деятельности и сферы теоретического анализа  позволяет предположить, что система  методов постановки социального  диагноза будет развиваться и  совершенствоваться.

Заключение.

Современное общество, различные его  социальные слои, группы и даже отдельные  личности характеризуются динамичностью  своего внутреннего состояния, непрерывными изменениями. Тенденции и содержание этих процессов в значительной мере предопределяют перспективы развития общества, всех его социальных структур. Кажущаяся на первый взгляд их спонтанность и хаотичность обманчивы. На самом деле они отражают множество различных связей и отношений, существующих в обществе. Выявление этих прямых или опосредованных первопричин происходящих изменений является одной из важнейших функций социальной работы, осуществление которой позволяет целенаправленно воздействовать на их ход в интересах личности и всего общества.

Сложность и многозначность проблем, постоянно возникающих в такой  специфической отрасли государственной  и общественной деятельности, какой  является социальная защита населения, настоятельно выдвигают в качестве одной из первоочередных задач необходимость  повышения профессионализма работников социальных служб. Пора импровизаций и  интуитивных предположений в  организации социальной работы давно  прошла, жизнь требует квалифицированных  подходов к решению назревших  вопросов. В этой связи особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыками научного диагностирования социальных ситуаций, с тем чтобы, опираясь на его результаты, вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты населения и терапии взаимоотношений в обществе, ибо все они обусловлены сугубо определенными причинами (при всем их многообразии) и поэтому при осуществлении практических действий по поддержанию или преодолению наметившихся тенденций, событий или явлений в каждом конкретном случае требуется глубокое понимание их природы, характера и сущности, выявление и распознавание которых и составляет суть социальной диагностики.

Социальная диагностики — это  комплексный процесс научного выявления  и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Она осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Обобщенные результаты этого исследования, выраженные в принятой социологической  терминологии, и составляют социальный диагноз, т. е. научное заключение о состоянии “социального здоровья” рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Проведение социального диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социальной работы, но и их идентификацию (отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях), их структурирование и ранжирование. Это творческий и весьма трудоемкий процесс, чуждый по своей сути шаблонным приемам и способам проведения. 

 

Список использованной литературы.

  1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов; под ред. Б.С. Волкова. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учеб. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с.
  3. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с. 
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. / Р.С. Немов. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – Изд. 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
  5. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
  6. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  7. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова; под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
  8. Технологии социальной работы: учеб. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
  9. Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  10. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с. 
  11. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – Изд. 6-е. – М.: Академкнига; Добросвет, 2003. – 596 с.

Информация о работе Сущность и характеристика социальной диагностики