Современные информационные системы управления:опыт зарубежных и отечественных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Широкая информатизация всех сфер деятельности нашего общества принципиально укрепляет роль информации и информационных технологий. Особенно актуальны эти вопросы для экономических объектов: производственных предприятий, фирм, компаний, финансовых, банковских, налоговых, инвестиционных организаций, торговли, маркетинга, государственных и информационных органов управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты информационных систем в управлении
1.1. Понятие об информационных системах…………………..…………..5
1.2. Исторические этапы развития информационных систем……………9
1.3. Современное состояние развития информационных систем…...….11
1.4. Роль информационного обеспечения бизнеса……………...……….14
Глава 2. Современные информационные системы управления: опыт зарубежных и отечественных фирм
2.1. Зарубежный опыт в оценке и внедрении информационных систем…………………………………………………………………………….19
2.2. Информационные системы управления: российский опыт………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

• пройденные технические  трудности в отрасли компьютерных технологий (сделаны большие прорывы  в разработке процессоров, оперативной  памяти, разработано новые чрезвычайно  емкие носители информации) и коммуникационных средств (разработаны коаксиальные и скоростные волоконно-оптические линии и средства спутниковой связи);

• внедряются мощные компьютерные сети, которые объединяются с информационными системами коммуникаций: телефоном, телетайпом, радио, телевидением и так далее

• с появлением персонального  компьютера акцент автоматизации переносится  на создания децентрализующих систем, в которых все персональные компьютеры, ЭВМ большой мощности, разнородное  техническое обеспечение и оборудование объединяются в локальную сеть

• реализуется требование максимального приближения пользователя к информации, которая требует создания у пользователя впечатления, что нужная информация находится на его компьютере, хотя реально она может находиться в отдельных узлах локальной вычислительной сети;

• выдвигается концепция "управления информационными ресурсами", в которой информация рассматривается, как еще один важный ресурс такого же порядка, как финансы, материалы, оборудование и персонал;

• формируется новый  эталон работников, которые уже естественно относятся к применению новых информационных технологий;

• проводятся попытки  на единственной технической, организационной, методологической основе провести интеграцию автоматизированных информационных систем;

• растет статус информационных служб, которые на это время становятся службами управления информационными ресурсами организации во главе с вице-президентом по информации7.

Таким образом, в восьмидесятые  годы состоялся переход от отдельных  управленческих информационных систем к созданию единой внутренней системы сбора, обработки, сохранения и представления информации. Прошла переориентация всей деятельности в сфере обработки информации на обеспечение ее конечной цели: удовлетворение потребностей в информации руководства на всех уровнях управления. В этой связи главное внимание начало уделяться точной формулировке вопросов, которые возникают в сфере оперативного управления, и получении информации в кратчайшие сроки для принятия необходимых решений. В зависимости от характера и содержания нужной информации определяются соответствующие технические средства и методы обработки информации.

1.3. Современное состояние развития информационных систем

 

Для современных условий  характерное применение высокоэффективных  внутрифирменных систем информации, которые основываются на использовании новейших информационных технологий, в частности единственной локальной компьютерной сети. Управленческая внутренняя информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребностей в информации на разных уровнях принятия решений. Информационная система включает компоненты обработки информации, внутренние и внешние каналы передачи.

Информация, особенно ее автоматизированная обработка, и теперь остается важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации. Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, обработки, нагромождения и передачи; систематизированное сохранение информации и ее выдача в нужной форме; производство новой числовой, графической и другой информации8.

В современных условиях в больших организациях созданные  и эффективно действуют информационные системы, которые обслуживают процесс  подготовки и принятия управленческих решений и решают следующие задачи: обработку данных, обработку информации, реализацию интеллектуальной деятельности с целью создания информации. Управленческие информационные системы последовательно реализуют принципы единства производственного процесса и информационного процесса сопровождения из-за применения технических средств сбора, нагромождения, обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов и других необходимых прикладных средств. В производственно-хозяйственной структуре предприятия обеспечивается обобщение информации "снизу - вверх", конкретизация информации "сверху - вниз", а также унифицируется информационный процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации.

Повышение эффективности  использования информационных систем достигается путем сквозной структуры  и совместимости информационных систем, которые позволяют устранить  дублирование и обеспечивают многократное использование информации, устанавливают определенные интеграционные связки, ограничивают количество показателей, уменьшают объем информационных потоков, повышают уровень использования информации. Информационная система должна поддерживать такие функции, как предоставление информации (например, нужной пользователям для решения научно-производственных задач) и создание самых удобных условий для ее распространения (например, проведения административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, которые обеспечивают ее эффективное распространение).

Современная информационная система  в заданной сфере деятельности организации  позволяет обеспечить решение таких  заданий:

1) прямой, своевременный доступ  к информационному продукту (точную  информацию о ходе производственного процесса в пространстве и времени);

2) эффективную координацию внутренней  деятельности и оперативное распространение  разнообразных сообщений;

3) более эффективное взаимодействие  со смежниками по технологическим  маршрутам за счет использования  более информированных и наглядных средств отображения и передачи-приема сообщений;

4) выделение необходимого и непрерывного  времени для менеджеров всех  ланок на такие высокоэффективные  виды деятельности, как анализ  и принятие решений за счет  уменьшения времени на осуществление малопроизводительной деятельности;

5) использование качественно лучшей  технологии системного анализа  и проектирования оперативного  управления на нижней и средних  звеньях управления производством9.

1.4. Роль информационного обеспечения бизнеса

 

Рыночная экономика не может  существовать без развитой информационной инфраструктуры, без информатизации бизнеса. Жесткие и переменчивые требования рынка выставляют перед  менеджерами высокие требования, потому что именно они постановляют и организуют реализацию принятых решений, несут ответственность за успех своего предприятия. Важную роль играют и такие факторы, как информация и коммуникации.

Осознание роли информации в управленческой деятельности неотъемлемо от выяснения  роли информации в развитии экономики и общества в целом. В истории развития человечество выделяет две эпохи развитию процессов информационной обусловленности знаний: доиндустриальную и индустриальную. Если феномен первой информационной революции связан с появлением печатного станка, то второй — с появлением в середине XX ст. ЭВМ как усилителя интеллектуальных возможностей человека. Источником информатизации является знание10.

Одной из причин неудачного распространения  АСУ в нашей стране к началу 90-х годов было, в частности, недостаточное выяснение того факта, что в социально-экономических системах проблема заключается не столько в автоматизации (пример из "Дженерал моторз"), которая воспринималась как облегчение труда, сколько в расширении возможностей познания законов и процессов функционирования организационно-производственных систем за счет устранения неопределенности в процессе выработки управленческих решений и оценивания последствий выполнения их.

В научной литературе есть разные концепции информации. Современные  разработки из теории информации принадлежат таким известным ученым, как Н. Виннер, А. Колмогоров, К. Шеннон, В. Глушков, Р. Абдеев и др. По мнению некоторых исследователей этой проблемы, законы организации и развития социально-экономических систем предопределены законами информации. Анализ таких понятий, как порядок, хаос, организация, стихийность, управление, самоорганизация целесообразно осуществлять с позиций выявление специфики их взаимосвязей и взаимодействия, контроля со стороны человека. Мерой любых изменений в организационно-производственной системе — возникновение новой структурно-функциональной упорядоченности или нарастание структурно-функциональной хаотичности — есть информация.

Следовательно, хаос в  организационно-производственной системе  не может возникнуть сам по себе, стихийно. Хаос — это всегда информационно-предопределенный и управляемый процесс, результат соответствующего целеустремленного влияния, результат прилагания конкретных усилий, действий для достижения конкретной цели. Тот или другой тип процесса перехода от порядка к хаосу — процесс всегда программируемый и управляемый. Протекание каких-либо целесообразных процессов в той или другой фирме всегда предопределено участием в них соответствующих субъектов управления11.

Информационное взаимодействие или функциональное бытие информации делает разные экономические явления  качественно однородными и сравнительными одного из одного. Вместе с тем все  внешние формы выражения и  количественные соотношения, присущие разным экономическим явлениям, процессам, можно разложить на информационные составляющие и выразить в единственных универсальных единицах информации.

Экономическая деятельность, и особенно ее составляющая — управленческая деятельность, за своей сущностью основывается на определенной информации, которая в свою очередь создает дополнительную информацию, то есть в конечном итоге это информационная деятельность относительно среды существования.

Факторы и результаты экономической деятельности людей: товары, услуги, новые технологии, методы организации труда и производства, новые подготовленные специалисты — являют собой определено (уречевлене или персонифицировано) научное знание, то есть определенным образом переделанную, зафиксированную и закодированную в производительных силах общества информацию. Все продукты человеческой деятельности являются носителями воплощенной в них информации в процессе их непосредственного создания.

Рост роли и масштаба разнообразной информации в развитии общества, с точки зрения определения расходов на создание материального и нематериального богатства общества, и появление новых возможностей более эффективного использования имеющихся ресурсов с помощью информации приводят к выводу, что субстанцией экономических явлений является информация, а труд — лишь механизм овеществления информации, которая отбивает познание материального мира в желательные формы объектов, процессов, явлений и тому подобное12.

Информационная характеристика результатов человеческой деятельности не вызывает сомнений. Да, осуществляя процесс воссоздания общественной жизни, люди вступают в определенные связки и отношения. Последние имеют информационную природу, то есть содержанием всех отношений между людьми в процессе воссоздания является информационное взаимодействие. Даже возникновение и существование человеческого общества предопределено существованием самой возможности информационного обмена между его отдельными членами.

Предметным носителем, определенным образом закодированной информации является процесс труда, производства. Особенная целесообразная форма расходов рабочей силы учитывается определенным способом. Расходы труда на производство товара учитываются и в информационном содержании как конкретное качество и количество потраченного труда, воплощенного в конкретном рабочем времени. Обусловленность информационные расходы труда на производство товара — определенным образом закодированная информация — приобретают целесообразную экономическую форму выражения — стоимость и цену. В цену товара в информационном содержании включаются не только совокупные расходы труда, но и их структура, которая отражается в соответствующих статьях расходов производства продукции (калькуляции себестоимости).

Наличие закодированной информации в товаре, продукте очевидная. Да, новинка всегда привлекает внимание потребностью получения информации о ней с точки зрения, как ее характеристик, так и процесса ее создания. Промышленный шпионаж возник и существует именно с целью получения информации о новых технологиях, продукты и тому подобное, то есть с целью декодирования обусловленной в них информации13.

Весь воспроизводительный  процесс производства товара от замысла (идеи) к конечному материальному  воплощению его протекает под  контролем человека, а потому имеет целесообразный характер. Сама трансформация потраченного труда в определенную информацию и превращение ее в форму экономических расходов, которые требуют возмещения, возможные лишь благодаря участию человека в этом процессе и управления этим процессом со стороны человека.

Все экономические категории  в первую очередь информационные, поскольку они — результат целесообразной человеческой деятельности, внутренним содержанием которой является информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные информационные системы управления: опыт зарубежных и отечественных фирм

2.1. Зарубежный опыт в оценке и внедрении информационных систем

Информация о работе Современные информационные системы управления:опыт зарубежных и отечественных фирм