Совершенствование рационального использования и охраны воздушных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение направлений совершенствования рационального использования и охраны воздушных ресурсов страны и региона, также на примере конкретного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1. Провести анализ воздействий на воздушную среду, изучив техногенные воздействия, источники и виды загрязнения воздушного бассейна.
2. Определить основные направления охраны воздушной среды.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ воздействий на воздушную среду…………………………5
1.1. Техногенные эмиссии и воздействия .………………………………5
1.2. Источники и виды загрязнения воздушного бассейна ……………10
1.3. Основные направления охраны воздушной среды ………………. 13
Глава 2. Техногенные воздействия на воздушную среду Краснодарского края и пути совершенствования охраны воздушных ресурсов …………16
2.1. Источники и виды воздействия на воздушную среду региона….. 16
2.2. Мониторинг состояния воздушной среды Краснодарского края…22
2.3. Мероприятия по совершенствованию рационального
использования и охраны воздушных ресурсов Краснодарского края ..24
Глава 3. Анализ эффективности совершенствования рационального
использования и охраны воздушных ресурсов на примере деятельности
предприятия «Сочинские электрические сети»…………………………..26
3.1. Характеристика и природоохранная политика предприятия……..26
3.2. Анализ эффективности экономических инструментов в области
совершенствования рационального использования и охраны
воздушных ресурсов на основе сравнения экономического ущерба и платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу…………………………………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Соверш.рац.исп. и охраны возд.ресурсов 2.doc

— 3.68 Мб (Скачать файл)

В целом загрязнение атмосферы автомобильным транспортом в летний период составляет более 80% всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу края. Так, к примеру, на территории города-курорта Сочи единовременное максимальное количество автотранспорта превышает 240 тысяч, города-курорта Анапа - 60 тысяч, города-курорта Геленджик - 87 тысяч. В то же время существующая емкость дорожной инфраструктуры не в состоянии обеспечить свободный проезд такому количеству автомобилей [8, с.11].  

Рост автомобильных выбросов связан не только с увеличивающимся автомобильным парком, но и с ухудшением технического состояния автомобилей и использованием низкокачественного топлива. Для того, чтобы улучшить эту ситуацию, необходимо переводить автопарк на газовое топливо, оснащать его нейтрализаторами, сажеуловителями и другими устройствами.

Немного уступает транспорту и степень загрязнения атмосферы промышленностью. На Кубани широко представлены предприятия строительной индустрии, лесопромышленного комплекса, предприятия легкой, пищевой и химической промышленности, электроэнергетики. В последнее время роль этих предприятий в загрязнении воздуха снижается, однако влияние их в этом отношении пока ощутимо.

Еще одним фактором загрязнения воздушного бассейна является сжигание растительных остатков сельскохозяйственными предприятиями. Это мероприятие приобретает массовый характер в сезон после уборки урожая.

Основными вредными веществами, выделенными  в атмосферном воздухе на территории  Краснодарского края  в 2004-2008 гг., являлись углеводороды,   окислы азота, оксид углерода, пыль, сера диоксид.

В 2010 году во всех крупных населенных пунктах края определялись следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, сернистый газ, сероводород, окись углерода, сероуглерод, окислы азота, аммиак, фенол и его производные, формальдегид, бенз(а)пирен, хлор и его соединения, углеводороды (ароматические, алифатические предельные, алифатические непредельные), тяжелые металлы (свинец, марганец), акрилаты и другие [5, с.14].

В воздухе краевого центра Краснодарского края присутствует большое количество таких взвешенных веществ, как пыль, зола, сажа, тяжёлые металлы и другие. В нём значительно превышено содержание оксида углерода, фенола и бензапирена. Отрицательное воздействие на атмосферу города Краснодара оказывают выбросы автомобильного транспорта, продукты деятельности предприятий химии, пищевой промышленности, предприятий электроэнергетики и строительной индустрии. По подсчётам специалистов, каждый год на каждый квадратный километр Краснодара приходится более четырёхсот тонн вредных веществ, которые присутствуют в воздухе. В течение  2010 в атмосферу г. Краснодара от транспорта поступило 114,6 тыс. т загрязняющих веществ, от предприятий - всего 8,9 тыс. тонн.

Среди стационарных источников загрязнения  атмосферного воздуха: Краснодарская ТЭЦ, ОАО «Краснодартеплоэнерго», ЗАО «КНПЗ-Краснодарэконефть», ОАО «МЖК «Краснодарский», ОАО «М. Холодцов-мясокомбинат» и некоторые другие. Наблюдения производились на трех постах: рядом с промышленным производством, вблизи автотрассы, в жилом микрорайоне. Отмечено, что в целом комплексный показатель уровня загрязнения (ИЗА) в 2010 году  в сравнении с предыдущим годом повысился, качество воздуха продолжает оставаться неблагоприятным для здоровья [3, с.4].

В атмосферу города Новороссийска ежегодно выбрасывается около 39057 тонн загрязняющих веществ, на автотранспорт приходится около 80 % от общего выброса всех загрязняющих веществ в атмосферу. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются диоксид азота (NO2), оксид углерода (СО), сернистый ангидрид (SO2), взвешенные вещества, бензпирен, предельные углеводороды. Загрязнение воздуха также зависит от метеорологических условий: ветреная погода, дожди и ливни способствуют очищению воздуха. В городе Новороссийске уровень загрязнения атмосферного воздуха высокий (III степень), а качество  воздуха  неблагоприятное  для здоровья. Степень  загрязнения  атмосферного  воздуха  г.  Новороссийска  приоритетными загрязняющими веществами в 2010 году: взвешенные вещества - повышенное, диоксид серы - низкое, оксид углерода  - низкое, диоксид азота  - повышенное, бенз(а)пирен  - высокое, сероводород  - низкое, формальдегид  - повышенное [4, с.19].

По результатам инструментально-аналитических исследований атмосферного воздуха, проведенных в 2010 году наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха городов Новороссийск, Анапа и Геленджик оказывают взвешенные вещества (пыль), бенз(а)пирен, оксид углерода, ЛОС (бензол, толуол, ксилол), концентрация которых находится в прямой зависимости от мощности грузопотока, организации дорожного движения, продуваемости территории и характера городской застройки (корреляционная связь высокая). Загрязнение воздуха в городе Новороссийск характеризуется как «сильное» (ИЗА 10 составляет 19,2); в городе Анапа - «умеренное» (ИЗА 10 составляет 15,6); в городе Геленджик - «умеренное» (ИЗА 10 составляет 15,9) [8, с.29].

Новороссийск занимает 2 позицию в списке «грязных» городов РФ, которые с 2000-го года увеличили общее количество выбросов в атмосферу вредных веществ. Новороссийск занимая 2-е место, увеличил вредные выбросы, которые составили в 2010 году 39 300 т в год [6, с.3].

В воздухе Туапсе содержатся специфические вредные вещества, такие, как серная и соляная кислота, стирол, бенз(а) пирен, сажа, марганец, хром, свинец, метилметакрилат. Всего в городе Туапсе насчитывается несколько сотен различных загрязнителей воздуха. Таким образом, в Краснодарском крае проблема техногенного загрязнения воздушной среды более характерна для городов, что обусловлено в первую очередь большой техногенной нагрузкой на атмосферу, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, промышленных предприятий топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса, объектов электроэнергетики, нефтепродуктопроводного транспорта, деятельностью портов. Наиболее неблагоприятная обстановка наблюдается на территории городов Новороссийск и Краснодар.

 

2.2. Мониторинг состояния воздушной среды Краснодарского края

 

Мониторинг атмосферного воздуха Краснодарского края включает систему наблюдений за состоянием воздушной среды, её загрязнением, а также оценку состояния и загрязнения атмосферного воздуха. В настоящее время в систему государственного статистического наблюдения включено 910 предприятий края, которые по массе загрязняющих веществ составляют около 90% от общей массы, выбрасываемых загрязняющих веществ. Оценка состояния атмосферного воздуха проводится по данным стационарных наблюдений на постах автоматического контроля.

Полученные результаты измерений концентрации примесей в атмосферном воздухе используются для расчета индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). В зависимости от значения индекса ИЗА определяется уровень загрязнения воздуха [2, с.4].

Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в 2010 году проводился в 54-х точках в 28-и городах и районах края. Из них: лабораториями ФГУЗ - в 38-и точках, что составляет 70 % от общего числа мониторинговых точек; лабораториями ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - 3 поста наблюдения на территории г. Краснодара и 2 поста - г. Новороссийска; ГУ «Служба по охране окружающей среды МО г. Краснодар» - 2 поста наблюдения в г. Краснодаре; за счет предприятий, загрязняющих атмосферу выбросами вредных веществ в г.г. Анапа, Ейск, Сочи, Туапсе - в 14 мониторинговых точках.

Удельный вес точек мониторинга за атмосферным воздухом, проводимого другими учреждениями от общего количества точек составляет 30 %. В 34-х точках проводятся комплексные обследования состояния атмосферного воздуха, почвы, шума и воды питьевой, что составляет около 67 % [5, с.34].

По результатам многолетних наблюдений города Новороссийска и города Краснодара, где проживает более 30 % городского населения края, систематически включаются в приоритетный список городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

На крупных промышленных предприятиях Новороссийска организовано проведение производственного лабораторно-инструментального контроля за состоянием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитных зон. Производственный контроль осуществляется, как силами лабораторий ОАО «НМТП», ОАО «Черномортранснефть», ОАО «Новоросцемент», так и с привлечением сторонних организаций.

В 2010 году процент проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов выше среднекраевого показателя отмечался на следующих территориях:  города Сочи, Апшеронск, Краснодар, Ейск, Тихорецк, Белореченск, Горячий Ключ.

По итогам анализа мониторинга в адрес муниципалитетов ежегодно направляются Информационные бюллетени о состоянии среды обитания и здоровья населения. 

Экологические станции в 2011 году установлены в поселке Мирный и на хуторе Долгогусевский Белореченского района - ближайших населенных пунктах к санитарно-защитной зоне ООО «ЕвроХим-БМУ».

В 2010 году аналогичные экологические посты были установлены в станице Ханской на территории Республики Адыгея, в городе Туапсе [11, с.1].

По результатам проведенных в 2010-2011 годах исследований в Краснодарском крае существенного изменения качества атмосферного  воздуха не установлено, уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах остался на прежнем уровне.

Как и ранее, к приоритетным загрязнителям атмосферного воздуха относятся летучие органические соединения, оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.

 

2.3. Мероприятия по совершенствованию рационального использования и охраны воздушных ресурсов Краснодарского края

 

Законом Краснодарского края от 3 февраля 2009 г. № 1692-К «О программе социально-экономического развития Краснодарского края  до 2012 года» в области  охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности  в части снижения техногенного загрязнения   воздушной среды,  регламентируется усиление контроля качества автомобильного топлива, реализуемого на территории края, обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств в целях сокращения выбросов вредных веществ. Территория края входит в зону действия международных конвенций о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния оксидами азота и серы, а также защите озонового слоя Земли. Требования этой конвенции по снижению на 30% выбросов сернистого ангидрида выполнено в основном за счет сокращения использования мазута в качестве топлива для ТЭЦ и котельных.

С 2008 г. началась реализация стратегии сокращения недостаточного ремонта региональных автодорог. Объем ремонта будет увеличиваться на 200-300 километров в год. Сейчас в Краснодарском крае реализуются пять краевых целевых программ, которые предусматривают капитальный ремонт и реконструкцию аварийно-опасных участков, строительство транспортных развязок (город Краснодар, Сочи), создание автоматизированной системы управления дорожным движением, строительство парковок (город Сочи) [7, с.6].

Учитывая особенности загрязнения атмосферного воздуха населённых мест, а также зная об основном источнике загрязнения  - автотранспорте, главными задачами для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в Краснодарском крае  является:

- снижение выбросов от автотранспорта: внедрение каталитических нейтрализаторов, сажеуловителей, внедрение стандарта «Евро»;

- усиление контроля за качеством автомобильного топлива, реализуемого  на территории края, в том числе этилированного бензина, а также техническим состоянием иногороднего транспорта, использующего бензин с присадками свинца;

- обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств в целях сокращения объема выбрасываемых ими вредных веществ;

- утверждение регионального норматива содержания взвешенных веществ в атмосферном воздухе на уровне 0,1 мг/м3 с.с.;

- ужесточение производственного лабораторного контроля  на предприятиях всех форм собственности в соответствии с СП 1.1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

- вывод транспортных организаций за пределы селитебных зон населенных пунктов; недопущение размещения гаражей, автостоянок с отступлениями от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

 

Глава 3. Анализ эффективности экономических инструментов

совершенствования рационального использования и охраны воздушных ресурсов на примере деятельности предприятия

«Сочинские электрические сети»

3.1. Характеристика и природоохранная политика предприятия

 

Филиал «Сочинские электрические сети» - звено производственно-хозяйственного комплекса ОАО «Краснодарэнерго»  по выработке, передаче и распределению электрической энергии потребителям региона.

Предприятие имеет 8 производственных баз. Численность штата - 753 человека. Производственные подразделения: управление, служба линий, служба распределительных сетей, служба подстанций, оперативно-диспетчерская служба, служба охраны труда, служба автоматизированных систем управления, служба релейной защиты и автоматики, служба средств диспетчерского и технологического управления, служба изоляции и защита от перенапряжений, служба метрологии, служба механизации и транспорта.

Ежегодно предприятием выполняются планы по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, формируемые как в составе ежегодного эксплуатационного приказа, так и намеченные «Экологической программой ОАО «Краснодарэнерго». На предприятии разработаны и согласованы проекты нормативов образования и лимитов размещения отходов производства. Происходит вывод из эксплуатации маслонаполненного оборудования с заменой на элегазовые и вакуумные, которые обеспечивают экологическую чистоту эксплуатации: из-за отсутствия масла являются пожаробезопасными, а при условии отсутствия утечек элегаза - экологически чистыми. Предприятие подходит к экологическим программам как к элементу стратегии компании, они составляют неотъемлемую часть бизнес-процессов. Основными задачами на 2010-2012 годы филиала «Сочинские электрические сети» в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:

Информация о работе Совершенствование рационального использования и охраны воздушных ресурсов