Совершенствование функций воспитателя в МКДОУ "Сказка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию функций воспитателя в ДОУ «Сказка».
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи и цели:
• Изучены теоретические основы деятельности и функций воспитателя, а также всего ДОУ в целом;
• Дана общая характеристика МКДОУ «Сказка»;
• Проведено исследование системы управления в МКДОУ «Сказка»;
• Разработаны конкретные предложения по совершенствованию функций воспитателя для улучшения функционирования МКДОУ «Сказка».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретическая часть (Воспитатель как основной инструмент ДОУ)………………………………………….……………………………. 4
1.1 Сущность понятия «воспитатель» …..…………………………. 4
1.2 Функции воспитателя ………………………….……………..... 9
1.3 Роль воспитателя ……...………………………………………... 11
Глава 2 Аналитическая часть (Анализ функций воспитателя в ДОУ)………………………………………………………………………. 13
2.1 Характеристика организации…………………………………… 13
2.2 Анализ структуры управления……………...………………… 18
2.3 Анализ функций воспитателей в ДОУ…………………….…... 24
Выводы по аналитической части…………………………………….. 36
Глава 3 Проектная часть (Разработка предложений по совершенствованию функций воспитателя)………………………. 37
Предложение 1………………………………………………………… 37
Предложение 2………………………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………. 41
Список источников информации…………………………………... 42
Приложения…………………………………………………………… 43

Файлы: 1 файл

Аналитика.docx

— 290.79 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав данные, приведенные в Таблице 2, делаем вывод, что в МКДОУ «Сказка», согласно линейно-функциональной структуре управления, имеют место существенные недостатки, которые негативно сказываются на работе ДОУ. Но также в МКДОУ «Сказка», согласно той же линейно-функциональной структуре, существует множество преимуществ, которые обеспечивают нормальное функционирование и стабильную работу МКДОУ «Сказка». К основному недостатку структуры управления МКДОУ «Сказка» следует отнести чрезмерную централизацию управления.

Руководство в МКДОУ «Сказка» осуществляет Заведующая ДОУ. Согласно должностной инструкции МКДОУ «Сказка» от 05.08.2004г., основными направлениями деятельности заведующей ДОУ являются:

2.1. Организация образовательной  (учебно-воспитательной) работы ДОУ;

2.2. Обеспечение административно-хозяйственной  (производственной) работы ДОУ;

2.3. Создание режима соблюдения  норм и правил техники безопасности  в ДОУ.

Заведующая ДОУ непосредственно  взаимодействует с Педагогическим Советом, который далее следует  по управленческой структуре.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Функции педагогического  совета:

  • определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
  • отбирает и утверждает образовательные программы для  
    использования в ДОУ;
  • обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
  • рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
  • рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
  • заслушивает отчеты заведующего о создании условий для  
    реализации образовательных программ.

Заседания совета педагогов  правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Педагогический Совет осуществляет контроль над воспитателями через старшего воспитателя.

На старшего воспитателя  ДОУ возлагаются следующие функции:

2.1. Осуществление методического  руководства учебно-воспитательной  работой групп, реализующих программы  «Истоки», «Радуга».

2.2. Организация целенаправленного  воспитательно-образовательного процесса на основе Устава, Концепции программы развития, образовательной программы и годового плана ДОУ и в соответствии со статусом учреждения.

2.3. Обеспечение:

— эффективности воспитательной работы с детьми в группах;

— взаимодействия воспитателей с различными службами учреждения: медицинской, психолого-педагогической;

— режима соблюдения норм и  правил техники безопасности в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

2.4. Создание благоприятного  психологического климата в педагогическом  коллективе.

2.5. Осуществление разъяснительной  работы с семьями воспитанников.

2.6. Координация:

— методической работы воспитателей групп в рамках реализуемых программ;

— взаимодействия с семьями.

2.7. Делегирование полномочий  группам самоуправления.

2.8. Установление контактов  с организациями социума.

Проанализировав структуру  управления, можно сделать вывод о том, что МКДОУ «Сказка» присущ целый ряд преимуществ, который позволяет детскому саду эффективно осуществлять свою деятельность. Но также в ДОУ имеются и существенные недостатки, мешающие нормальному функционированию и дальнейшему развитию ДОУ. К таковым относится чрезмерная централизация власти, т.е. заведующая полностью осуществляет руководство и контроль за ДОУ.

Также данная проблема выражается в авторитарности управления, которая не уместен в ДОУ. Такие выводы можно сделать, исходя из данных Диаграммы 1, полученных при проведении анкетирования (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1 – «Стиль управления в МКДОУ «Сказка»

Согласно проведенному анкетированию  из Диаграммы 1 можно сделать вывод  о том, что заведующей МКДОУ «Сказка» присущ авторитарный стиль управления, который составляет 50% от общего количества опрошенных (13 ответов из 26). Данный стиль не требуется в сложившемся коллективе. Этот недостаток структуры управления МКДОУ «Сказка» можно решить только одним способом – путем снятия с должности заведующей ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ функций  воспитателя ДОУ.

Исходя из деятельности, режима дня и графика работы воспитателя, можно выделить некоторые его  основные и наиболее значимые функции:

  • Наблюдательная;
  • Воспитательная;
  • Игровая;
  • Организационная;
  • Контролирующая;
  • Обучающая.

1. Наблюдательная функция  заключается в сосредоточении  внимания на наблюдении за  детьми. Данная функция должна  проявляться на протяжении всего  трудового дня, но в определенные  промежутки времени в разном  количестве. Наблюдательная функция  является основополагающей всех  последующих функций. Исходя из  режима дня, можно сделать вывод,  что наблюдательная функция наиболее  ярко проявляется в утренние  часы.

Рассчитаем примерное  время, затрачиваемое на наблюдательную функцию в разных группах по формуле:

Вн.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (1) ,

где Во(мин) – общее время по режиму дня;

Вн.ф.(мин) – время, затрачиваемое на наблюдательную функцию.

1 младшая  группа:

Во = 600мин.; Вн.ф. = 170мин.

Вн.ф. * 100% / Во  = 170 * 100% / 600 = 28,3%

2 младшая  группа:

Во = 600мин.; Вн.ф. = 150мин.

Вн.ф. * 100% / Во  = 150 * 100% / 600 = 25%

Средняя группа:

Во = 600мин.; Вн.ф. = 130мин.

Вн.ф. * 100% / Во  = 130 * 100% / 600 = 21,7%

Старшая и  подготовительная группы:

Во = 600мин.; Вн.ф. = 110мин.

Вн.ф. * 100% / Во  = 110 * 100% / 600 = 18,3%

 

Диаграмма 2 - «Наблюдательная функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».

 

 

 

Из данных Диаграммы 2 можно сделать вывод, что наблюдательная функция в большей степени проявляется у 1-ой и 2-ой младшей группы, так как на нее затрачивается больше времени, чем в средней, старшей и подготовительной группах. Это связано с тем, что в период воспитательной деятельности у детей развиваются определенные навыки, связанные с той или иной деятельностью.

2. Воспитательная функция  относится к числу профессионально-педагогических  функций. Под данным видом функций  понимается однородная по содержанию  группа устойчиво повторяющихся  видов деятельности, выполнение  которых характерно для данной  категории профессионально-педагогических  работников. В воспитательной функции закреплены основные моменты деятельности воспитателя, согласно которой он воспроизводит и закладывает в ребенка основные моменты воспитательного процесса. Согласно режиму дня воспитательная функция присутствует на протяжении всего дня. В большей степени проявляется в дневное и вечернее время.

Рассчитаем примерное  время, затрачиваемое на воспитательную функцию в разных группах по схожей формуле:

Вв.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (2),

где Во(мин) – общее время по режиму дня;

Вв.ф.(мин) – время, затрачиваемое на воспитательную функцию.

1 младшая  группа:

Во = 600мин.; Вв.ф. = 155мин.

Вв.ф. * 100% / Во  = 155 * 100% / 600 = 25,8%

2 младшая  группа:

Во = 600мин.; Вв.ф. = 160мин.

Вв.ф. * 100% / Во  = 160 * 100% / 600 = 26,7%

Средняя группа:

Во = 600мин.; Вв.ф. = 170мин.

Вв.ф. * 100% / Во  = 170 * 100% / 600 = 28,3%

Старшая и  подготовительная группы:

Во = 600мин.; Вв.ф. = 190мин.

Вв.ф. * 100% / Во  = 190 * 100% / 600 = 31,7%

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3 - «Воспитательная функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».

 

 

Проанализировав Диаграмму 3, можно сказать, что воспитательная функция возрастает и приобретает наибольшую значимость в старшей и подготовительной группе за счет увеличения времени, отводимого на процессы, связанные с этой функцией. Также подъем этой функции можно объяснить тем, что с возрастом способность детей к усвоению материала повышается, в связи с этим происходит увеличение времени, отводимого на воспитательно-образовательные процессы.

3. Под игровой функцией  подразумевается не только участие  в игровой деятельности малышей,  но и непосредственное участие  воспитателя в игре. Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Благодаря непосредственному участию в игровой деятельности воспитатель собственным примером привлекает в игру менее активных детей. Вовлеченный в игру, ребенок быстро учится выполнять какие-либо действия.

Если также обращаться к режиму дня, то можно заметить, что игровая функция, в основном приходится на обеденное и послеобеденное время.

Рассчитаем время, затрачиваемое  на игровую функцию в разных группах:

Ви.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (3),

где Во(мин) – общее время по режиму дня;

Ви.ф.(мин) – время, затрачиваемое на наблюдательную функцию.

1 младшая  группа:

Во = 600мин.; Ви.ф. = 55мин.

Ви.ф. * 100% / Во  = 55 * 100% / 600 = 9,2%

2 младшая  группа:

Во = 600мин.; Ви.ф. = 45мин.

Ви.ф. * 100% / Во  = 45 * 100% / 600 = 7,5%

Средняя группа:

Во = 600мин.; Ви.ф. = 55мин.

Ви.ф. * 100% / Во  = 55 * 100% / 600 = 9,2%

Старшая и  подготовительная группы:

Во = 600мин.; Ви.ф. = 85мин.

Ви.ф. * 100% / Во  = 85 * 100% / 600 = 14,2%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4 - «Игровая функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».

 

 

Анализ Диаграммы 4 показал, что игровая функция занимает очень маленький процентный промежуток. Небольшой подъем наблюдается только у старшей и подготовительной групп, но даже его недостаточно, так как именно игровая функция способствует наиболее быстрому развитию ребенка, развитию памяти и творческих способностей, а также помогает ребенку научиться работать в коллективе.  Недостаточность времени, отведенного на эту функцию, является одним из основных слабых мест режима дня, разработанного в МКДОУ «Сказка».

4. Организационная функция является немаловажным фактором воспитательной деятельности. Ее смысл состоит в правильном построении и организации воспитательного процесса.  Без данной функции невозможно получить полноценное воспитание и образование, поэтому именно организационному аспекту воспитатель обязан уделять должное внимание.

Организационная функция  примерно одинаково распределена на протяжении всего дня.

Рассчитаем время, затрачиваемое  на организационную функцию в  разных группах:

Во.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (4),

где Во(мин) – общее время по режиму дня;

Во.ф.(мин) – время, затрачиваемое на организационную функцию.

1 младшая  группа:

Во = 600мин.; Во.ф. = 190мин.

Во.ф. * 100% / Во  = 190 * 100% / 600 = 31,7%

2 младшая  группа:

Во = 600мин.; Во.ф. = 180мин.

Во.ф. * 100% / Во  = 180 * 100% / 600 = 30%

Средняя группа:

Во = 600мин.; Во.ф. = 185мин.

Во.ф. * 100% / Во  = 185 * 100% / 600 = 30,8%

Старшая и  подготовительная группы:

Во = 600мин.; Во.ф. = 195мин.

Во.ф. * 100% / Во  = 195 * 100% / 600 = 32,5%

 

Информация о работе Совершенствование функций воспитателя в МКДОУ "Сказка"