Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

«Самоуправление» как научная категория связана с понятием «организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление») и «организация», также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в требуемом направлении».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ….………..6
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда…………………………6
1.2 Видовые разнообразия самоуправления…………………………………….8
1.3 Особое место производственного самоуправления………………………..12
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ В ООО «РАЦИОНАЛ»…………………………………………………………………...15
2.1 Механизм активации менеджера на предприятии…………………………15
2.2 Анализ затрат рабочего времени менеджеров предприятия ……………...21
III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «РАЦИОНАЛ»……………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...34

Файлы: 1 файл

Самоуправление. Сомоорганизация соц.системы.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ….………..6

1.1 Понятие самоорганизации  управленческого труда…………………………6

1.2 Видовые разнообразия самоуправления…………………………………….8

1.3 Особое место производственного  самоуправления………………………..12

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ В ООО «РАЦИОНАЛ»…………………………………………………………………...15

2.1 Механизм активации  менеджера на предприятии…………………………15

2.2 Анализ затрат рабочего  времени менеджеров предприятия  ……………...21

III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «РАЦИОНАЛ»……………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...34 
ВВЕДЕНИЕ

 

«Самоуправление» как научная категория связана с понятием «организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление») и «организация», также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в требуемом направлении».

Разумеется, самоорганизуемая система в качестве исходной предпосылки своего функционирования требует некоторой предварительной организации, а самоуправление имеет объективные пределы. И задача состоит в том, чтобы установить соответствующие границы самоуправления в иерархии систем, а затем выявить оптимальные формы и методы его организации. Идея самоуправления применительно к разного рода хозяйственным, правовым, социальным и другим проблемам оказывалась актуальной, к примеру, при налаживании управления в удельных княжествах на Руси, организации православной церкви и возникновения феномена, вольных русских городов, создании оуэновских общественных коммун, а также городов республик известных из истории многих стран. Как социальный институт самоуправление существовало даже в условиях абсолютной монархии. Скажем, в отечественной истории ХV-ХVI столетий «черные волости» были представлены самостоятельными общинами с полным самоуправлением, как видим, самоуправленческие традиции в России довольно сильны. К тому же нашей стране принадлежит приоритет в развитии отдельных форм трудовой демократии, наиболее ярким образцом которой была артель. Именно в России впервые в мире зафиксированы факты рабочего самоуправления на предприятии. Одно из известных, но отнюдь не самых давних свидетельств относятся в 1803 году, когда на Красносельской бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцами договор, по которому фабрика в течение долгого времени находилась в их управлении; для руководства они выбрали из своей среды мастера, сами определили продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка. Демократизация общества, конечно, актуализирует проблему самоорганизации и самоуправления его частей (в качестве части может рассматриваться и предприятие, к какой бы отрасли народного хозяйства оно не относилось). Демократия - это прежде всего и главным образом контроль общества за властью, тогда как управление и самоуправление выполняют и другие функции. Но самоуправление на предприятии, включая в состав своих функций как минимум контроль действий администрации, безусловно, знаменует собой и начало производственной демократии. Демократический стиль управления оставляет гораздо больший простор для неформального проявления самоуправления, чем авторитарный стиль руководства или тоталитарный общественный режим. Однако самоуправление и демократию отождествлять нельзя. Возможны случаи, когда самоуправление есть, а демократия отсутствует, или наоборот, признаки демократии налицо, а самоуправления нет. Из вышеизложенного вытекает, что изменения в организации управления, смена форм хозяйствования не могут не влиять и на организацию самоуправления. Расширение самостоятельности предприятия резко повышает значение самоуправления: предприятие должно само «думать» о неизмеримо более широком круге вопросов своей деятельности, самостоятельно выбирать в зависимости от конкретных условий ее приоритетное направление и принимать решения по организации коммерческой и производственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых указаний сверху. В этом конкретном случае предприятия являются самоуправляющимися. Самоуправление неотделимо от управления Любой общественный уклад характеризуется определенным их сочетанием. Это понятие ассоциируется то с трудовым коллективом, то с воинскими подразделениями, то с положением дел по месту жительства или работы, то с состоянием государственного управления, развитием образования, культуры, медицины, экономики. Иначе говоря, они могут касаться любой сферы жизни человека, социальной группы или общества. Есть основание считать, что формы, методы, условия и степень сочетания управления и самоуправления на различных уровнях общественного устройства - решающий фактор, определяющий положение человека в обществе, его самореализация и саморазвитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОМООРГАНИЗАЦИИ 

 

1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда

 

В каждой организации имеются  регламентирующие документы на систему  управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные  акты и т.д.). Однако наряду со штатным  управленческим процессом в организации  происходят процессы, связанные с  несанкционированным управлением  и организацией, т.е. самоуправление и самоорганизация.

         Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация.

Самоорганизация может рассматриваться  как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит  в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций  в системе. Сущность самоорганизации  как явления состоит в объединении  элементов для реализации программы  или цели и действующих на основании  внутренних правил и процедур.

Самоорганизацию как явление  открытых систем изучает такая наука, как синергетика.

Самоорганизация проявляется  в том, что в каждом человеке, в  каждом работнике, члене трудового  коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность  управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных  целей.

Самоуправление означает делегирование полномочий руководителей  организации вниз по иерархической  лестнице на уровень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и  соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.

Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри  объекта управления.

Самоорганизация и самоуправление основываются на многовековом человеческом опыте, свидетельствующем о том, что человека трудно заставить хорошо делать что-либо "из-под палки", что только пробуждение внутренней мотивации способно полностью реализовать  творческий потенциал работника.

Сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования  части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентирование управленческого  процесса; упорядочение управленческого  процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности  связи управления и организации  с мотивами трудовой деятельности работника; передача на нижние уровни управления не только части распорядительных функций, но и ответственности за их исполнение; расширение возможностей самоконтроля работника, который в ряде случаев  становится единственным способом оценки эффективности и качества труда.

Успешность самоорганизации  и самоуправления во многом объясняется  тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т.е. качество жизни самого работника.

Построение самоуправления стало возможным лишь с началом  демократических преобразований в  жизни российского общества, появлением в нашей стране понятия "прав человека", создания механизма защиты этих прав. Развитие самоорганизации и самоуправления означает раскрепощение личности человека труда, превращение его из безликого "винтика" в самодействующего и ответственного субъекта производства.

1.2 Видовые разнообразия самоуправления

 

Самоуправление имеет  различные формы. Различия существует по субъектам, объектам и уровням  самоуправления, его целям, методам  и формам организации. Так, в условиях персонифицированного управления выделяют индивидуальное и групповое самоуправление.

Индивидуальное  самоуправление - управление собой, то, что близко к понятию «самообладание», т.е. способность личности не менять своего «Я» в различных ситуациях. Индивидуальное самоуправление может по своему характеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий для других индивидов. Способность именно к такому самоуправлению позволяет работнику быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим (кто не может управлять собой, не способен управлять другими) В этом смысле при персонифицированном управлении самоуправление предшествуют управлению.

Групповое самоуправление может быть, реализовано на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы самостоятельно или под влиянием лидера. Оно может сообразовываться по целям и мотивам с идущими сверху воздействиями «помогать» им. Такая разновидность самоуправления есть кооперационное самоуправление. Если же присущая последнему согласованность не достигается, то самоуправление становится по отношению к управлению конфронтационным, противостоит ему.

Различают самоуправление профессиональное и самоуправление общественное. В первом случае, согласно одной из известных трактовок, «система в процессе управления испытывает внешнее воздействие» и в тоже время «каждая система самоуправляема» Исходя их данного тезиса в 80-е годы в СССР «самоуправление» на предприятии обычно отождествлялось с демократией. Второй же отличительный вид самоуправления и его формы предлагалось относить к «полу формальным организациям»

В общественном самоуправлении выделяют подвиды, которые реализуются:

а) трудовыми коллективами государственных предприятий, действующими в управлении на «общественных началах»

б) инициативными группами граждан по месту жительства - территориальное  самоуправление городских микрорайонов

в) учредителями и членами  различного рода инициативных образований  общественных организаций, фондов. Система  общественного самоуправления, функционирующая  как в обществе в целом, так  и в его подсистемах имеет  свои уровни иерархии. Отсюда следует, что ей присуще свое профессиональное самоуправление. Однако этот профессионализм, порождаемый иерархией общественного  самоуправления и усиливаемый освобождением  общественного деятеля от прежней  работы по базовой специализации, носит  вторичный характер, ибо реализуется  в рамках самоуправляемой системы и ограничен ресурсами. Это подтверждается опытом советских государственных предприятий, где иерархия в общественных организациях и органах самоуправления прослеживалась достаточно четко.

Профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, обычно называют квазипрофессиональным. В этой связи важно отметить, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления произведен от соотношения фундаментальности, основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации, - с другой. Исходя из этого и надлежит, как подбирать работников, так и выявлять области самоуправления.

В зависимости от целей  и применяемости методов самоуправления, самоуправление может быть: политическим и экономическим, в том числе  производственным.

В свою очередь производственное самоуправление осуществляется либо собственником имущества, либо исходит от нанятого им и наделенного соответствующими полномочиями управленческого персонала. Самоуправление может осуществляться также от лица работников предприятия, занятых производственно - хозяйственной деятельностью и освобождается от нее ради выполнения управленческой работы. Они могут быть наемными работниками, а могут участвовать в управлении как собственники, т.е. являются владельцами предприятия и в этом качестве приглашать на роль исполнительного персонала управленцев - профессионалов.

В обоих случаях, т.е. когда  работники выступают как владельцы, и когда они собственниками имущества  не являются, самоуправление может  быть непосредственным и представительным. При непосредственном самоуправлении субъект самостоятельно принимает  решение, при представительном принятии решения опосредуется действиями других лиц, представляющих интересы полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и ответственность. Самоуправление, осуществляемое собственником, владельцем имущества или от его лица следует называть приватным самоуправлением. Дело в том, что, как и управление, самоуправление может идентифицироваться не только относительно управляемых объектов, но и по отношению к управляющим субъектам в их системной иерархии. Очевидно, что самоуправляемая система есть там, где имеется не только объект, которым надо управлять, но и «собственный» субъект управления, выступающий таковым лишь применительно к данному объекту.

Нельзя не остановиться и  на местном самоуправлении. Трактовать его можно как продукт организации  территориального управления в масштабе страны, возникающий в условиях, когда нужно разделить компетенцию между центральными и территориальными органами государственного управления. При этом вопрос о том, кто кому делегирует управленческие правомочия - «центр» «местам» или наоборот, видимо, произведен от формы государственного устройства: федеральной или конфедеративной. Как бы то ни было, местное самоуправление выступает следствием межуровневого распределение функций в иерархической системе, т.е. оно, является результатом определенного организацией сочетания централизации и децентрализации, что прежде всего, свойственно профессиональному управлению. В тоже время оно является социальным демократическим институтом, формой волеизъявления жителей той или иной административно - территориальной единицы. Первое характерно для органов исполнительной власти, второе больше присуще органам представительской власти.

Любая сложная система  уже в силу своего иерархического строения предполагает наличие самоуправления. Система полностью самоуправляемая, если не имеет над собой ни одного вышестоящего органа. Она самоуправляемая частично, если представляет собой объект в более сложной иерархической структуре Степень этой самоуправляемости определяется мерой централизации, или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением исходящим от управляющего субъекта системы. И в том, и в другом случае речь может идти как об общественном, так и о профессиональном управлении. В ходе проводимых в России преобразований изменились политические, экономические, идеологические условия. Появились экономически свободные субъекты хозяйственной деятельности, развивается частная собственность, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Предприниматель никому не подчинен, он сам управляет собой, своим делом и то, чем он занимается организуя свое предприятие и решая задачи, возникающие в процессе его функционирования, может быть названо предпринимательским самоуправлением.

Итак, управление - это внешнее воздействие, «поступающие в систему в готовом виде извне, а самоуправление - внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой».

 

1.3 Особое место производственного самоуправления

 

В ряде различных видов  самоуправления особое место занимает производственное самоуправление и  основные формы производственной деятельности.

Разнообразия форм предприятий  в рыночной системе хозяйствования обуславливают многообразие возможностей и форм привлечения работников к  управлению и даже возникновения  такой формы участия в последнем, как самоуправление - производственное, трудового коллектива. Вопреки расхожему мнению, самоуправление отнюдь не является изобретением социалистического способа хозяйствования. Если возможность участия в управлении изначально детерминировано участием в собственности, то возможность экономического самоуправления - действием свободных субъектов хозяйствования. Так еще в начале XX века теоретик делового предпринимательства Т. Веблен писал: «как только обладание собственности становится основой для уважения людей, оно тем самым становится также необходимым для той удовлетворенности собой, которую мы называем самоуважением». « Самоуважение» же имманентно самоуправлению.

Информация о работе Социология управления