Социально-экономические системы, как предмет современного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Однако эти наблюдения в свою очередь предполагают наличие некоторых соотнесений, ожиданий. Если наблюдения оказались важными, если они создали потребность в объяснении и благодаря этому стимулировали изобретение гипотез, то это произошло потому, что их нельзя было объяснить в рамках старой теоретической структуры или старого теоретического каркаса, в рамках прежнего горизонта ожиданий. Мы же подходим к более важному для нас вопросу. Предметом нашего исследования являются социально-экономические системы, которые подразумевают под собой человеческие сообщества и их социальные и экономические отношения, поэтому у нас встает вопрос не только об экономических процессах, но и о системности человеческих отношений, которые задаются моралью, общими ценностями, культурой, правилами, законами, которые появились задолго до Демокрита, Аристотеля и самого понятия «системы».

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономические системы 5
1.1. Системный подход 6
1.2. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие Систем 8
1.3. Виды и формы представления структур 12
2.1. Открытые и закрытые системы 18
2.2. Целенаправленные, целеустремленные системы 19
2.3. Классификация систем по сложности. 19
2.4. Классификация систем по степени организованности. 20
3. Закономерности системных процессов 21
3.1. Закономерности взаимодействия части и целого 21
3.2. Закономерности иерархической упорядоченности систем. 22
3.3. Закономерности осуществимости систем 24
3.4. Закономерности развития систем 24
4. Современная социально-экономическая система 26
4.1. Экономическая система 27
4.2. Финансовая система 28
4.3. Информационная система 29
4.4. Коммуникационная система 33
4.5. Организационная система 36
4.6. Политическая система 40
Заключение 44
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая Система, как предмет современного исследования.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Аспирантура

 

РЕФЕРАТ

по специальной дисциплине: «История и философия науки»

на тему: «Социально-экономические системы, как предмет современного исследования»

По специальности 08.00.05 –

Экономика и управление народным хозяйством

 

 

 

Выполнил аспирант:

Андрей  Владимирович Добронравов     

                                                         

Научный руководитель:

Кандидат  экономических наук

Денис Юрьевич  Лапыгин

 

 

 

г. Владимир

Оглавление 

Введение 3

1. Социально-экономические системы 5

1.1. Системный подход 6

1.2. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие Систем 8

1.3. Виды и формы представления структур 12

2.1. Открытые и закрытые системы 18

2.2. Целенаправленные, целеустремленные системы 19

2.3. Классификация систем по сложности. 19

2.4. Классификация систем по степени организованности. 20

3. Закономерности системных процессов 21

3.1. Закономерности взаимодействия части и целого 21

3.2. Закономерности иерархической упорядоченности систем. 22

3.3. Закономерности осуществимости систем 24

3.4. Закономерности развития систем 24

4. Современная социально-экономическая система 26

4.1. Экономическая система 27

4.2. Финансовая система 28

4.3. Информационная система 29

4.4. Коммуникационная система 33

4.5. Организационная система 36

4.6. Политическая система 40

Заключение 44

Список используемой литературы 48

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мы все более  сознаем, что время не есть нечто  «принадлежащее нам», но есть то, чему принадлежим мы сами. Однако самосознание нашей «принадлежности времени», «пребывания в нем» может быть качественно-разным. Это может быть сознание фатального пребывания в плену у времени, властвующего над нами абсолютно и безраздельно. Но может быть и сознанием того, что время принадлежит нам именно в той мере, в какой мы не уклоняемся от ответственности познать понять осознать его личностно, творчески и посредством своего настоящего «теперь», ибо другого реального, а не иллюзорного места у нас нет».1

Введение

Понимание «Системы» возникло еще в древности. Демокрит, положивший начало материалистическому атомизму, определял фундаментальные категории естествознания, такие как целое, элементы и связь между ними. Аристотель, обращал внимание на то, что целое несводимо к сумме частей, его образующих. Термин «Система» и связанные с ним понятия комплексного, системного подхода исследуют и подвергают осмыслению философы, биологи, психологи, кибернетики, физики, математики, экономисты. Есть несколько десятков определений этого подхода, как впрочем, и разногласий по поводу вопроса, что появилось раньше система или исследователь. В определениях С. Оптнера («Система» есть средство, с помощью которого выполняется процесс решения проблемы»2 и Ю.И. Черняка «Система есть способ решения проблемы», а «системное мышление» - это «способность находить простое в сложном»3, система представляется как отображение, как нечто существующее только в голове Исследователя. Большая Советская энциклопедия, давала следующее определение: система – «объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе»4, из чего следует, что понятие системы применимо не только к существующим, материально реализованным предметам, но и к знаниям. Роли же исследователя определяется немаловажное значение. У К. Поппера возникал вопрос, что возникло раньше гипотеза или наблюдение, на что он дал однозначный ответ: «Более ранний вид  гипотезы». Верно, конечно, что любой отдельной гипотезе предшествуют наблюдения, например те, которые она должна объяснить. Однако эти наблюдения в свою очередь предполагают наличие некоторых соотнесений, ожиданий. Если наблюдения оказались важными, если они создали потребность в объяснении и благодаря этому стимулировали изобретение гипотез, то это произошло потому, что их нельзя было объяснить в рамках старой теоретической структуры или старого теоретического каркаса, в рамках прежнего горизонта ожиданий. Мы же подходим к более важному для нас вопросу. Предметом нашего исследования являются социально-экономические системы, которые подразумевают под собой человеческие сообщества и их социальные и экономические отношения, поэтому у нас встает вопрос не только об экономических процессах, но и о системности человеческих отношений, которые задаются моралью, общими ценностями, культурой, правилами, законами, которые появились задолго до Демокрита, Аристотеля и самого понятия «системы».

Для более четкого понимания  понятия социально-экономической системы разберем понятие системы, как таковой и системного подхода в частности.

 

    1. Социально-экономические  системы

Социально-экономическая система – это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как и все системы характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

«Социально-экономическую  систему можно считать локализованной в определенном экономическом пространстве и времени по отношению к ее альтернативам. В любом случае, эта  система имеет некоторые исторические, этнические, географические, политические, духовные и экономические границы».5 Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Такое понятие как "экономическая система" более или менее сложилось и в широком смысле трактуется как система общественного производства и потребления материальных благ. Под социально-экономической системой понимается сложная вероятностная динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ. Она относится к классу кибернетических систем, т. е. управляемых систем и характеризуется системными свойствами и качествами.

1.1. Системный подход

«Системный подход является универсальным методом исследования, основанным на восприятии исследуемого объекта как некоего целого, состоящего из взаимосвязанных частей, и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка».6

На первых этапах системного подхода важно уметь отделить систему от среды, с которой взаимодействует система. Понятие «среда» следует понимать как сферу, ограничивающую структурное образование системы. Среда есть все то, что воздействует на систему, но неподконтрольно ей. Частным случаем выделения системы из среды является определение ее через входы и выходы, посредством которых система общается со средой. Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина «…она образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка»7. Согласуемое с этим определением происходит разделение сложной среды на надсистему или вышестоящие системы; нижележащие, или подведомственные системы; системы актуальной, или существующей среды.

Подобному представлению  о системах и среде в экономике соответствует и математическое определение «…среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы».8

Вернемся к положению  исследователя по отношению к исследуемой системе. С нашей точки зрения возможны три варианта положения Исследователя, который может:

  1. Отнести себя к среде и, представив систему как полностью изолированную от среды, строить замкнутые модели (в этом случае среда не будет играть роли при исследовании модели, хотя может влиять на ее формирование);
  2. Включить себя в систему и моделировать ее с учетом своего влияния и влияния системы на свои представления о ней (ситуация, характерная для социально-экономических систем).
  3. Выделить себя из системы и из среды и рассматривать систему как открытую, постоянно взаимодействующую со средой.

Уточнение или конкретизация определения системы в процессе исследования влечет за собой уточнение взаимодействия системы со средой и определения среды. В процессе исследования граница системы во внешней среде может меняться, деформироваться.

Рассматривая различные определения системы  и их эволюцию, и не выделяя из них ни одно в качестве основного, мы приходим к выводу, что по мере уточнения представлений о системе или при переходе на другой уровень исследования определение системы не только может, но и должно быть уточнено. «Рабочее» определение системы отражает принимаемую концепцию и является фактически началом любого исследования. Поэтому изначально целесообразно дать определение для полного понимания ее всеми участниками разработки либо исследования. Для формулирования определений будет целесообразнее определить понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие систем.

1.2. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие Систем

Понятия, которые относятся  и входят в определение «системы» возможно поделить на две группы. К первой категории мы относим понятия, входящие в определения системы и характеризующие ее строение, структуру. Ко второй – характеризующие функционирование и развитие системы.

Элемент. Под элементом принято понимать простейшую, неделимую часть системы, предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели. Систему возможно делить на элементы различными способами, в зависимости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

Подсистемы и  Компоненты. Понятие «Подсистема» подразумевает, что выделяется относительно независимая  часть системы, обладающая свойствами системы, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована Подсистема, а также другие свойства, определяемые закономерностями систем. Если части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой совокупности однородных элементов, то такие части являются компонентами.

Связь. Понятие «Связь» входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов, вступая во взаимодействие, друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Для того, чтобы система оставалась системой и не распалась на части необходимо «обеспечить превышение суммарной силы связей между элементами системы, т.е. внутренних связей, над суммарной мощностью связей между элементами системы и элементами среды, т.е. внешних связей».9

На практике в социально-экономических системах подобные «измерения» осуществить невозможно, однако можно оценивать тенденции изменения этого соотношения с помощью косвенных факторов.

Связи возможно охарактеризовать направлением, силой, характером или видом. По первому признаку связи делят на направленные и ненаправленные. По второму – на сильные и слабые. По характеру различают связи подчинения, порождения, равноправные, безразличные, управления. Связи в конкретных системах могут быть охарактеризованы несколькими из этих признаков. Особую роль занимает понятие Обратной связи, которая является основой управления, саморегулирования, развития и приспособления систем к изменяющимся условиям существования.

Цель. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки – от идеальных устремлений (цель – «выражение активности сознания»10; «человек и социальные системы вправе формулировать цели, достижение которых, как им заведомо известно, невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться»11.

Целеполагание задает вектор направления развития динамической системы. Концептуальные цели недостижимы и могут меняться с момента преодоления временного порога, либо отодвигаться по времени. Оперативные цели имеют несколько иной характер. Они должны быть конкретные, измеримые, согласованные, достижимые и иметь сроки выполнения. При исследовании социально-экономических систем, где начальным элементом является человек, можно наблюдать частные цели, которые очень редко совпадают с целями тактическими и стратегическими. Модель конфигурации дерева целей в классическом понимании проявляется в виде «хронологической, генетической, эволюционной и других основополагающих последовательностей, отражающих сущность и содержание очередности и преемственности основных этапов реализации взаимосвязи честного и общего».12 Саму модель дерева целей можно выразить в иерархической последовательности: частная цель; локальная цель; оперативная цель; тактическая цель; стратегическая цель; концептуальная цель. Цель – это репрезентативная система результата, субъективное, желаемое, достижимое, необходимое состояние процесса или системы. На основании цели формируются задачи, мероприятия, программы, проекты.

Информация о работе Социально-экономические системы, как предмет современного исследования