Школы и подходы науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Управление как наука подразумевает наличие предмета и объекта этой науки, специфических проблем и подходов к их решению. Накопленный за все время развития человечества богатейший и разнообразный материал, отраженный в концепциях, теориях, принципах, способах и формах управления, стал научной основой дисциплины «Теория управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…......................3
ГЛАВАI. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ…………..…5
ГЛАВАII. ШКОЛЫ И ПОДХОДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ……………………………………………………...………...…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Коммуникация. Важную роль при принятии управленческого  решения играет информация. Процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация, называется коммуникацией.

Очевидно, что  без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к  объекту управления и наоборот, без  того, чтобы передаваемая информация была правильно понята, эффективная  работа системы управления невозможна.

Без наличия коммуникации невозможно договориться об общей цели, объединяющей группу людей, которая лежит в основе любой организации.

Без коммуникации невозможно ни планирование, ни организация, ни мотивация, ни контроль.

Если чисто  технические проблемы передачи информации, как правило, не вызывают особых трудностей, то выбор наиболее понятного и эффективного способа представления передаваемой управленческой -информации во многом определяет эффективность системы управления.

Системный подход. Одним из существенных недостатков школ управления, рассмотренных нами ранее, является то, что они, как правило, концентрировали свое внимание на одном, правда достаточно важном, аспекте деятельности организации и не рассматривали организацию в целом как единую систему.

Но реальность такова, что организация, состоящая более чем из одного участника, представляет собой систему и, как правило, систему достаточно сложную.

«Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого».

Современное техническое  устройство, прибор, изделие - система, состоящая из взаимозависимых частей.

Живой организм - очень сложная система. Современная  организация - не менее сложная система, включающая и людей, и технику  и имеющая свои специфические особенности.

Считается, что  организация имеет такие составляющие части, как структура, задачи, технологии, люди, цели.

Очень важно  для понимания системы, как единого  целого, что части системы взаимосвязаны  и изменение одной из них может повлечь изменения и достаточно значительные других ее частей.15

Например, выход  из строя конвейера по производству продукции, выпускаемой предприятием, может повлечь за собой срыв поставок, возникновение новых задач по замене устаревшего оборудования, ввод в действие новых технологических линий и т.д. Снижение качества выпускаемой продукции может повлечь ухудшение позиций на рынке сбыта, уменьшение прибыли, возникновение проблем с кредиторами и т.д.

Системный подход к управлению позволил руководителю по-новому взглянуть на управляемую им организацию как на единый организм и четко понять, что любое управленческое воздействие на одну из частей системы, как правило, сказывается и на других ее частях.16 Примеров этому настолько много, что каждый специалист в области управления без труда может их привести.

Важным фактором также является воздействие на организацию, как на систему, окружающей среды  и воздействие организации на окружающую среду.

Как известно, системы  бывают открытые и закрытые. Закрытые системы существуют изолировано от внешней среды.

Они имеют фиксированную  границу и функционируют за счет собственных ресурсов, добиваясь  осуществления целей независимо от изменений, происходящих во внешней  среде.

Открытые системы, в отличие от закрытых, непосредственно связаны с внешней средой многочисленными каналами. Это и сырье, и энергия, и капитал, и трудовые ресурсы, и информация поступающие, например, в такую систему, как организация, из внешней среды. Это и продукция или услуги, которые оказывает организация, и прибыль, которую она получает, и рынки сбыта, где реализуется выпускаемая продукция, социальные и экологические последствия ее деятельности.

Руководитель  должен четко осознавать, что он управляет, как правило, открытой системой, каковой является его организация.

Надо осознавать также, что в процессе управления руководителю приходится иметь дело со сложными системами. Организация  состоит, как правило, из подсистем, имеющих свои функции и назначение, которые, в свою очередь являются системами. Например, организация может включать производственную подсистему, которая осуществляет выпуск продукции, плановую подсистему, которая разрабатывает стратегию и тактику развития организации, маркетинговую подсистему, которая определяет стратегию и тактику организации на рынках сбыта, кадровую подсистему, которая обеспечивает основные подсистемы организации профессиональными кадрами и т.д.

Прежние школы  управления уделяли основное внимание, как правило, одной из подсистем  организации. Так бихевиористская  школа основное внимание уделяла социальной подсистеме, школа научного управления - технической (производственной) подсистеме и т.д.17

Основная заслуга  системного подхода состоит в  том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы - подсистемы в единую систему, каковой является организация.

Он позволил осознать, что управлять надо не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи  существующие внутри системы и разностороннее ее взаимоокружающей средой.

Ситуационный подход. Согласно ситуационному подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения,, достаточно разнообразны и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться.

Если системный  подход, развитием которого является ситуационный подход, установил единство взаимодействующих частей системы, то ситуационный подход позволил обеспечить профессиональный подход к управлению конкретной ситуацией, в которой часто задействованными оказываются различные подсистемы, входящие в состав организации.

Ситуационный  подход, возникший в конце 60-х  годов, не считает достижения предшествовавших школ и подходов ошибочными, он дает лишь инструментарий для эффективного управления организацией, рассматривая процесс управления как последовательность управленческих решений в конкретных ситуациях принятия решения.

Конечно, понимание  того, что ситуация является основным элементом управления, было и ранее.

Так Мери Фоллет еще в 20-х годах говорила о «законе ситуации». Однако только развитие и достижение каждой из школ управления в совокупности и системного подход, позволившего объединить их достижения, позволило подойти вплотную к разработке эффективного инструментария для управления ситуацией - для ситуационного подхода.18

Одной из основных особенностей ситуационного подхода  является то, что он сочетает в себе возможности системного подхода  и количественного подхода.

Ситуационный  подход можно представить в виде четырех шагового процесса:

1. Руководитель должен быть знаком с методами и технологиями профессионального управления. Он должен иметь представление о процессе управления, индивидуальном и групповом поведении, системном анализе, методах планирования и контроля, количественных методах принятия решений.

2. Управленческие методики обладают сильными и слабыми сторонами, в разных ситуациях принятия решения они по разному эффективны. Приступая к проведению ситуационного анализа, необходимо предвидеть возможные результаты управленческих воздействий, которые будут предприняты в соответствии с теми или иными рекомендациями.

3. Необходимо правильно понимать и интерпретировать ситуацию. Необходимо уметь правильно определять факторы, оказывающие решающее воздействие на развитие ситуации, и предвидеть те изменения, которые может повлечь за собой изменение наиболее влиятельных факторов.

4. Используя системный подход, необходимо находить управленческие воздействия, дающие минимальный отрицательный эффект в конкретной ситуации принятия решения, обеспечивая достижение целей, стоящих перед организацией, наиболее эффективным способом.

Наиболее важная часть ситуационного подхода - выделение  переменных, определяющих развитие ситуации. Естественно, при этом нет необходимости отслеживать все переменные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние многих из них незначительно.19

Необходимо  выделять и отслеживать изменение  действительно важных переменных.

Возможность проанализировать ситуацию и заранее предвидеть ожидаемые ее изменения гораздо более эффективна, чем использование метода проб и ошибок.

Она позволяет, порой, избежать значительных потерь ресурсов и времени.

Помимо своей  универсальности и возможностей широкого практического использования, ситуационный подход позволил установить основные переменные, определяющие поведение организационных структур и лидерства.

Именно в  рамках ситуационного анализа получил  широкое распространение, так называемый, метод сценариев, оказавшийся эффективным инструментом выработки управленческих решений в сложных ситуациях управления современной организацией и широко используемый сегодня многими эффективными управляющими.20

 

Выводы к  главе II:

 

Разработанная концепция научного управления, она стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление широко признается как самостоятельная область научных исследований.

Основной вклад  представителей административной школы  в теорию менеджмента состоит  в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

Школа поведенческих наук помогла работнику осознать собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Эта школа основное внимание уделяла изучению межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации. Изменение содержания работы и качества трудовой жизни продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения.

Школа науки  управления установила, что все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения в других. 50-е годы ХХ в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Это обусловило появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности- транснациональных корпорациях.

Подход к  управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Так называемый системный подход в управлении был  связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.                       

Главная идея системной  теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет  последствия для всей системы. Системный  подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

        Задачей науки управления является повышение практической значимости исследований, ориентация их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

В современных  условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит  в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а следовательно, к практике.

В связи с  интернационализацией управления перед  управленческой теорией и практикой  возникает много новых вопросов, важнейшие из которых - общие признаки и различия в местном и международном  управлении; закономерности; формы, методы управления, являющиеся универсальными и действующие в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.

Информация о работе Школы и подходы науки