Рынок труда и безработица в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Современная российская экономика встала на путь реформ перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.1. Понятие рынка труда. Спрос и предложение труда. 7
1.2. Основные теоретические концепции функционирования рынка труда 10
1.3. Государственный механизм регулирование рынка труда 13
2. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1. Сущность безработицы, ее формы и причины возникновения 15
2.2. Методологические принципы измерения безработицы 20
2.3. Последствия безработицы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Однако фирму интересует не только величина дополнительной продукции, выпущенной в результате найма нового работника, но и то, какой доход она получит от продажи продукции, созданной добавочной единицей труда. А определить этого можно по формуле предельного дохода от продукции труда: MRPL=R/L, где MRPL – предельный доход от продукции труда; R – прирост дохода, вызванный дополнительной единицей труда. Практика показывает: при неизменной величине других факторов производства дополнительное  увеличение численности работников приводит к тому,

что MRPL сначала растет (это увеличивает доход фирмы),  а затем начинает снижаться (это уменьшает доход фирмы). Тому имеется несложное объяснение: с увеличением численности персонала и при неизменном оборудовании доля капитала, приходящаяся на каждого работника, начинает снижаться, что приводит сначала к уменьшению прироста продукции, затем к стабилизации её объема, и, наконец, к абсолютному уменьшению.

В этой связи фирме важно определить, какова должна быть оптимальная численность занятых, которая обеспечивала бы максимальную прибыль предприятию. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль – максимизирующая занятость» и определяется по формуле: MRPL = W, где W – ставка заработной платы.

Если спрос на труд предъявляют фирмы, то предложение труда исходит от временно незанятых работников. Прежде чем принять решение о выходе (или невыходе) на работу, люди руководствуются оптимальным распределением своего времени между трудом (оплачиваемой занятостью) и досугом (неоплачиваемым времяпровождением). А это, в свою очередь, зависит от величины полезности, которые приносят человеку «труд» и «досуг».

Индивид получает за свой труд заработную плату, которую тратит на приобретение товаров и услуг, приносящих ему пользу [9, с. 44-52]. Досуг также приносит ему определенную пользу.

В этой связи возникает проблема распределения времени между трудом и досугом. Для разрешения воспользуемся некоторыми положениями теории потребительского выбора. Во-первых, основной принцип экономического поведения индивида – максимизация полезности, получаемой от труда и досуга. Это лежит в основе распределения времени между названными «альтернативными» видами деятельности. Во-вторых, при оценке потребления благ и досуга действует закон убывающей полезности: каждый дополнительный час досуга (или дополнительное количество благ) приносит меньшую полезность, чем предыдущие. Иными словами, чем большим объемом досуга (или благ) располагает индивид, тем меньшую ценность представляет для него дополнительный час досуга или дополнительная единица благ.

В-третьих, согласно универсальному правилу максимизации полезности выбор индивида, максимизирующего полезность потребления благ и досуга, должен удовлетворять следующему правилу: «цена» последнего часа досуга равна цене последней единицы потребляемых благ. Если это равенство нарушено, то максимум полезности ещё не достигнут и, следовательно, индивид может изменить свой выбор в сторону увеличения досуга или продолжительности работы.

 

 

 

 

1.2. Основные теоретические концепции функционирования рынка труда.

Неоклассический подход.

В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализа функционирования современного рынка труда.

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон. М. Фелдстайн, Р. Холл, Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная пла­та). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддержива­ется их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование.

Согласно маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической кон­цепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависи­мости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторон­ники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рын­ка, которые и приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государст­вом минимальных ставок заработной платы, отсутствие инфор­мации и т. п.

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Выдвигается и тезис о «поиске» рабо­чего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе.

Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода,— почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

Кейнсианский подход [15, с. 280].

Иного подхода к объяснению функцио­нирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фик­сирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отво­дится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокуп­ный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потреб­ления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.

Монетаристская модель.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители   школы   монетаристов (прежде всего, М. Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движе­ния. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятству­ющими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информа­ции о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для урав­новешивания рынка монетаристы предлагают использовать ин­струменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что по­зволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.

Представляется,  что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают об­щую картину функционирования рынка труда.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов [12, с. 12]. Так, предложение ра­бочей силы определяется, в первую очередь, факторами демо­графическими — уровнем рождаемости, темпами роста чис­ленности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Помимо демографического важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности раз­личных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности заня­тых и безработных к общей численности трудоспособного на­селения в данной группе.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим вли­яние на динамику занятости, является состояние экономиче­ской конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

 

1.3.  Государственный механизм регулирования рынка труда.

Рассматривая рынок труда в системе рыночной экономики, следует отметить, что как и любой рыночной структуре ему присущи своя структурная организация, свой механизм взаимодействия различных его компонентов и своя система функционирования. В данном контексте рынок труда представляет собой трудовые отношения, основанные на принципе спроса и предложения со стороны двух его субъектов (работников и работодателей) из трех, выступающих на рынке труда. Третьим субъектом рынка труда является государство, которое выступает, с одной стороны, в качестве работодателя на государственных предприятиях, с другой – в качестве инвестора, финансирующего крупные проекты и программы. Однако главная его функция заключается в определении и установлении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил (контрагентов), которыми являются уже упомянутые работники и работодатели. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой и основой механизма регулирования рынка руда, куда включается система социальной защиты и система регулирования производственных сил.

Государственный механизм регулирования рынка труда подразумевает три основных аспекта:

1.       Экономический;

2.       Правовой;

3.       Социальный.

Экономический аспект – использование экономических мер, включая создание необходимых условий для развития малых и средних предприятий, способных принять высвобождаемых работников из государственного сектора, применение мер финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, мобильность работников, внедрение новых технологий и т.д.

Правовой аспект – регулирование рынка труда правовыми методами, содействие занятости путем обеспечения трудовых прав и интересов работников: создание системы законов, правовых актов и документов, обеспечивающих каждому гражданину право широкого выбора вида занятий.

Социальный аспект – организация повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников, реализация мер по созданию и сохранению рабочих мест.

Известно, что меры регулирования рынка труда подразделяются на пассивные (в том числе, налаживание системы материальной помощи безработным, ограничение предложения рабочей силы и т.п.) и активные. К активным мерам, которым государство отдает преимущество, относятся:

1)      прямые государственные заказы и инвестиции;

2)      выделение в бюджете регионов средств для создания новых рабочих мест;

3)      разработка и внедрение специальных программ конверсии и развития предприятий военно-промышленного комплекса;

4)      трудоустройство незанятого населения и оказание помощи ему в профессиональной подготовке и переподготовке;

5)      установление льгот частным предприятиям, увеличивающим число рабочих мест;

6)      решение проблемы долгосрочного кредитования за счет списания процентных ставок;

7)      адресное смягчение налогового бремени;

8)      внедрение программ развития предпринимательства;

9)      организация самозанятости населения;

10)  активная миграционная политика;

11)  социальная защита пострадавших от безработицы людей.

Представляется очевидным, что, в сущности, регулирующая роль государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на рабочую силу и ее предложение. Степень государственного воздействия на рынок труда в период перехода к рыночным отношениям определяется следующими условиями и факторами:

1)      сложивщейся совокупностью рабочих мест и соответствием их организационно-технического уровня требованиям НТП;

2)      инвестиционным потенциалом общества;

3)      структурными сдвигами в экономике;

4)      экономической обстановкой, банкротством государственных предприятий.

Формирование рынка труда определяется совокупностью следующих условий и факторов:

1)      исходной численность трудоспособного населения, занятого и незанятого, но желающего трудиться;

2)        демографическими условиями и характером пополнения трудоспособного населения: естественный источник, миграция, расширенное, простое, суженное воспроизводство;

3)        стремлением трудоспособного населения трудиться в качестве наемного работника или предпринимателя;

4)        разнообразием форм занятости;

5)        политикой в сфере строительства вооруженных мил, продолжительностью службы в них, численностью армии;

6)        социально-экономическими условиями развития рабочей силы, финансовыми возможностями общества, предприятия и семьи обеспечить профессиональную подготовку трудоспособного населения.

Подводя итог, хочется отметить, что официальное признание в нашей стране существования рынка труда позволяет реально отказаться от административного управления трудовыми ресурсами, порождающего скрытую безработицу, затрудняющего свободное трудоустройство в соответствии с индивидуальными способностями, профессиональными навыками и квалификационным статусом работника. Представляется очевидным, что в фундамент новых, рыночных, экономических отношений должно быть заложено не прямое, непосредственное распределение и перераспределение трудовых ресурсов, а в основном косвенное регулирование движения рабочей силы, управление не самими объектами - предприятиями и работниками, а социально-экономической сферой, в которой они функционируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Сущность безработицы и ее формы.

В экономической литературе можно встретить утверждение, что безработицу порождает рынок труда. Однако данное утверждение ошибочно. При исследовании предыдущей главы было выяснено, что сущность и основные функции рынка труда – купля продажа труда. Представляется вполне очевидным, что уже в силу этого рынок труда непосредственной причиной возникновения безработицы быть не может.

Информация о работе Рынок труда и безработица в современных условиях